Исследует взаимосвязь между нашим мозгом, нашими чувствами и странными вещами, которые происходят между ними.
ОБЫЧНО, пилоты могут ориентироваться в условиях облачности и тумана. Они обучены этому. При значительной ухудшении видимости им требуется разъяснение и направление, а для этого необходимы их приборы. Но в очень редких случаях несоответствие между их сенсорными ощущениями и реальностью может привести к катастрофе.
Иногда пилот может почувствовать, что самолет снижается, но не понимает, почему. Приборы также могут указывать на то, что самолет дрейфует влево или вправо, в то время как чувства пилота тянут их в другом направлении, ввергая их инстинкты в хаос и не позволяя им достаточно быстро скорректировать ориентацию полета. Самолет разворачивается и направляется вниз, а пилот не помогает. Они вошли в смертельную спираль.
«Это катастрофическая сенсорная иллюзия, которая может привести к крушению, потому что кто-то полагался на своё восприятие ориентации самолёта», — объясняет Джейсон Фишер, доцент кафедры психологии и наук о мозге в Университете Джонса Хопкинса. Это происходит, когда вестибулярный аппарат обманывает пилота, «позволяя ему воспринимать, как его тело ориентировано в пространстве, когда у него недостаточно визуальной информации», — добавляет он. Спираль смерти, или кладбищенская спираль, как её ещё называют, возникает из-за нашего врождённого стремления полагаться на свои сенсорные инстинкты.
Именно так устроен наш мозг, что может вызвать такой хаотичный сценарий. Путешествуя по нашему миру, мы полагаемся на несколько различных органов чувств. Самые сильные сигналы - визуальные. Существует также соматосенсорная система, которая ощущает температуру, боль и, в данном случае, давление, например, ощущение “затекания в штаны”, когда тебя вдавливают в сиденье самолета, когда самолет набирает высоту. И еще есть нервно-вестибулярная система. Мозг полагается на жидкость, движущуюся по маленьким каналам внутреннего уха, чтобы помочь определить, где тело ориентировано в пространстве и куда оно направляется. Наше вестибулярное чутье прекрасно работает на твердой земле и регистрирует быстрые изменения скорости и направления нашего движения. Но медленные изменения в движении могут остаться незамеченными, например, когда самолет впервые начинает отклоняться от курса по спирали. Поскольку эта жидкость может оседать в ушных каналах во время полета, пилот может полагать, что они находятся на одном уровне, даже когда они приближаются все ближе и ближе к земле, все время настраиваясь.
Вся эта пространственная путаница и отсутствие четких линий обзора приводят пилота в замешательство и заставляют доверять своим трагически ошибочным инстинктам, а не приборам.
Фишер объяснил, что замешательство, которое может привести к спирали смерти, связано с тем, как люди комбинируют информацию, передаваемую органами чувств. В большинстве случаев люди используют множество источников информации, поступающей от разных органов чувств, и сопоставляют этот опыт, чтобы подчеркнуть сильные стороны каждой части сенсорных данных — как в случае с запахом и вкусом, работающими вместе, создавая наше ощущение вкуса.
“Часто одно данное чувство, обладающее наиболее точной информацией, будет доминировать в восприятии”, - говорит Фишер. “Такого рода вещи постоянно происходят со зрением и слухом, например, когда вы пытаетесь определить местоположение чего-либо на основе слуха. Сигналы, поступающие спереди от вас, могут быть абсолютно идентичны сигналам, поступающим сзади, если вы делаете пространственные суждения на основе звука. На этом этапе вы можете примерно определить местоположение звука, но затем вы используете зрение, чтобы попытаться уловить его, что оказывает более мощный эффект на локализацию. ” В некотором смысле ваши глаза исправляют ваши уши.
«Смертельная спираль» возникает из-за схожего сенсорного непонимания. Вестибулярные сигналы, поступающие от органов и каналов в наших ушах, по сути, являются акселерометрами, которые дают нам представление о том, как наше тело движется в пространстве и начинаем ли мы двигаться быстрее. Эти сигналы также дают нам представление о том, насколько мы наклонены относительно земли из-за гравитации — силы, которая может вызывать ускорение. Наши внутренние уши отлично справляются с оценкой резких движений, но с постепенными изменениями? Не очень.
“Проблема в том, что это всего лишь акселерометры”, - говорит Фишер. “На самом деле они не могут определить разницу между ускорением под действием силы тяжести и ускорением, вызванным реальным перемещением в пространстве. Что касается этих органов, ваше собственное движение или ускорение в пространстве имеет тот же сигнал, что и ускорение под действием силы тяжести. Другими словами, трудно определить разницу между движением вперед и вниз и просто движением вперед. Фишер добавляет: “Чтобы устранить неоднозначность этих вещей, вам нужна информация из другого источника”.
Хотя пилот может не видеть землю, он должен видеть показания приборов. Гораздо безопаснее доверять показаниям приборов, а не ощущениям. Это может означать разницу между жизнью и смертью.