Как женщинам сохранять оптимизм? Можно ли быть неправильной феминисткой? Какие практики сепарации от мужчин могут применять женщины? Как открыть фемчат и что обсуждать в группе роста самосознания?
***
Это #спросите_экспертку — рубрика, гостьи которой делятся знаниями и опытом с вами, подписчицами канала «Видима и свободна».
В начале недели вы задавали вопросы Ксении. Я буду публиковать её ответы 10—12 октября: сегодня, завтра и послезавтра.
Слово гостье:
***
Одним из самых популярных вопросов был «как не ***ся и сохранять оптимизм». Мой ответ: НИКАК, извините за прямоту.
Думаю, у всех нас бывают периоды отчаяния, тоски и бессилия, и это нормально. Мы не роботы, мы живые женщины, которые живут в очередной сложный исторический период. Мы становимся беднее, наши права отбирают, нас убивают и насилуют, мы теряем подруг и родственниц, так что нет ничего удивительного, что периодически всем хочется полежать лицом в подушку и повыть.
Тут скорее странно другое — что после этого мы встаём, поднимаем голову и идём писать посты, спорить в комментариях, читать и слушать. Не знаю, почему это делают другие фемактивистки, надеюсь, они поделятся своим опытом, а я это делаю потому, что иначе не могу. Когда меня что-то злит, я пытаюсь с этим бороться по мере своих возможностей — и вижу, что совокупность наших действий приносит результаты. Женщины чаще объединяются против наступления на наши права, они организуют сопротивление в рамках низовых инициатив, и очень многим такие инициативы спасают жизни.
В качестве только одного из примеров могу привести Фонд хранения экстренной контрацепции, в Польше и Германии действуют аналогичные организации по помощи женщинам. Да, этого мало, но необходимо помнить, в каких условиях работают такие инициативы и вместо обесценивания стараться им помогать.
Кроме того, многим сейчас даже трудно представить, насколько общественный дискурс 20 лет назад отличался от сегодняшнего. Например, если в 2002 году женщина приходила на форум с жалобами на физическое насилие со стороны партнера, то никто даже не понимал, что это насилие, и ей советовали прогнуться, потерпеть, стыдили ее и упрекали. Сейчас на десяток таких комментариев будет 20 ответов с объяснением того, почему это абьюз, конкретными предложениями по спасению и поддержкой.
Это исключительно важное изменение, причем достигнуто оно было очень малочисленной группой феминисток. Несколько сотен женщин своей работой добились того, что такие термины, как «эмоциональное обслуживание», «гендер-гэп», «стеклянный потолок» и другие стали широко известны. Анекдотический пример этого я приводила в выпуске нашего подкаста с Леной Климовой: государственные пропагандистки резко выступают против феминисток, но при этом пользуются терминологией феминизма, когда критикуют мужские инициативы по закабалению женщин. На наших глазах постепенно нормализуется отказ женщин от патриархальной социальной роли. 20 лет назад это было абсолютно неслыханно. Конечно, в этом направлении еще работать и работать, но те изменения, что я вижу, мне кажутся очень вдохновляющими.
Против фемактивисток и вообще против всех женщин работает вся машина государственной пропаганды, мощный аппарат патриархального принуждения, гендерные стереотипы, постоянная угроза насилия. Мы могли противопоставить этому только свои аргументы, логику и ярость, потому что больше у нас ничего не было. У нас не было времени, денег, доступа к мейнстримным СМИ, широкой трибуны в соцсетях. Мы писали посты и комментарии урывками, не имея своей комнаты и возможности свободно располагать своим временем и нагрузкой.
Но даже в этих условиях фемактивистки сумели многое изменить. Женщины перестали массово бояться одиночества: они больше не терпят не устраивающие их отношения, они разводятся. Женщины стали изучать законы, чтобы защищать свои права как в семье, так и на работе. Женщины научились говорить о том, что нас тревожит и бесит — и если вам это кажется ерундой, то я нахожу это одним из важнейших признаков роста самосознания.
На мой взгляд, очень важно уважать и ценить труд фемактивисток: начиная с Татьяны Мамоновой, в 1979 году написавшей пронзительнейший текст про подчинение женщин, и заканчивая нашими современницами. Каждая вносила свою лепту в то, что сегодня женщины имеют возможность узнать о феминизме и сопротивляться патриархальному угнетению.
Если вам кажется, что мы делаем недостаточно, это нормально.
Вы всегда можете сделать лучше и больше нас.
Просто начните. Работы у нас очень много, и я всегда очень радуюсь, когда радикальные феминистки заводят свои каналы, пишут книги, записывают подкасты и делают видео. Чем больше нас, тем лучше.
Рядом с вопросом о том, как мы смеем сохранять возмутительный оптимизм, находится и ответ на очень важную для меня тему: факторе прерывистости в традиции женского письма (https://articulationproject.net/13852). Советую пройти по ссылке: Марина Хоббель написала глубокое и проницательное эссе на эту вечно актуальную в феминизме тему.
Я думаю, что отсутствие преемственности женского знания коренится в отсутствии уважения к этому знанию. Один из вопросов, которые задали в комментариях, звучал так:
В фем-пабликах часто можно услышать «читай матчасть!» — не ведёт ли это к элитизации радфема? Андреа Дворкин писала, что надо вернуться к «примитивному феминизму» — а может, всё-таки надо читать теоретикесс?
Меня страшно бесит термин «элитизация», потому что феминизм в первую очередь движение политическое. Мы сражаемся за наше право на жизнь, свободу и решения. Любое политическое движение требует изучения матчасти и понимания тезисов повестки. Это база, но только в феминизме идея читать книги вызывает столько возмущения — которое вызвано в первую очередь мизогинией и отрицанием ценности женского знания.
Патриархат делает многое для того, чтобы уничтожить саму возможность женской памяти и традиции.
Поэтому так часто возникает аргумент «у меня нет времени читать» — на самом деле нет не времени, а осознания ценности уникальной возможности читать умных женщин. Всё женское кажется неценным, неважным, скучным и унылым: заблуждение, которое не перестает меня удивлять.
Мы имеем возможность прикоснуться к богатству женского знания и опыта, которые сразу же дадут вам инструменты по анализу реальности и ее изменению. Психотерапия, книги по саморазвитию и тренинги уверенности в себе заберут у вас деньги и силы, дав взамен крохи. Матчасть радфема даст вам понимание происходящего, избавит от чувства вины, вернёт уверенность в себе и ресурс достигать своих целей, и всё это абсолютно бесплатно!
Выученное презрение к женщинам не даёт прикоснуться к этим сокровищам, запуская бег по кругу: без уважения к матчасти мы продолжим терять знания, а потеря знаний будет снова и снова вынуждать нас терять время на повторение много раз пройденного.
Я абсолютно согласна с Дворкин: нам необходим примитивный феминизм. Но чтобы понять, о чем говорила Андреа, надо всё-таки этот текст сначала прочитать. Как сказала одна мудрая феминистка, «чтобы понять, что некоторые вещи вредят женщинам, нужно преодолеть многовековой газлайтинг, читать исследования, разговаривать с женщинами, преодолевать внутреннюю мизогинию — это большая интеллектуальная работа».
Радикальный феминизм требует от нас постоянной работы по преодолению гендерных стереотипов, когнитивных искажений, автоматических реакций. Нам нужно научиться видеть повседневность угнетения, различать двойные стандарты культуры насилия и обрести самоуважение, избавившись от внутренней мизогинии. Карла Мантилла в эссе о политике постмодернизма писала, что феминизм — это убеждённое коллективное действие для достижения справедливости и изменений в наших жизнях.
Чтобы получить возможность этого действия, нам нужно быть умными и не попадаться в ловушку патриархальных мифов.
И вот тут мы плавно переходим к «синдрому самозванки» — если вы ещё не слушали наш выпуск на эту тему, то горячо его рекомендую.
Поскольку я только недавно пришла в радфем, я часто ощущаю себя «неправильной радикальной феминисткой». Этакий синдром самозванки. Я понимаю, что это во многом вызвано недостатком знания, читаю дозированно, когда есть силы.
Когда я писала ответ на вопрос о необходимости изучения матчасти, то осознавала, что он может обидеть женщин, у которых нет ни времени, ни возможности изучать книги и тексты по радфему. Я сама много лет была женщиной, которая успевала читать только узкоспециальные книги по работе, и мне эта дилемма очень понятна. К тому же мы живём в таком мире, где возможность эскапизма крайне важна для сохранения адекватности, и существует некая иллюзия, что читать Дворкин — это причинять себе боль, а читать уютный детектив — это практика поддержания кукушечки.
К тому же мы все привыкли размышлять в логике патриархата, которая покоится на иерархиях, — и иногда это может приводить к выводу о том, что кто-то настоящая феминистка, кто-то ненастоящая, кто-то лучше, а кто-то хуже.
На мой взгляд, отказ от иерархического мышления — прекрасная возможность практиковать реальный рост самосознания. На свете есть сотни тысяч людей, которые читали гораздо больше меня. Но это не делает меня хуже, а их лучше, и не ставит нас на разные ступени иерархии. Каждая из нас делает что может, и мы не должны поддаваться шеймингу и обесцениванию. Синдром самозванки — общая наша беда, но она решается не упрёками в адрес себя или других женщин, а взаимной поддержкой и ростом самосознания. Радикальное действие в такой ситуации — учиться уважать себя, осознавая свои приоритеты и возможности.
Отказ от привычки критиковать себя за всё — ключевой навык для преодоления синдрома самозванки. Не могу сказать. что сама добилась больших успехов на этом пути, но самое важное тут то, что я продолжаю над этим работать и не позволяю даже себе обесценивать свои достижения. Был вопрос о книгах по саморазвитию — что вы думаете, у меня есть такой список! — но важно помнить, что ни одна книга не идеальна и не свободна от недостатков. Как, впрочем, и мы — и это нормально. Мы не обязаны быть идеальными.
К слову, у меня случился сильнейший приступ ощущения себя самозванкой, когда я читала вопросы о моей научной деятельности!
Хотя по образованию я социологиня и всю свою жизнь я продолжаю самообразование в этой сфере, мне не посчастливилось долго работать по специальности. Как многим известно, в академиях платят ветку, а я была мать-одиночка, и поэтому выбора передо мной даже не стояло: мне нужны были деньги.
Уровень моего профессионализма достаточен, чтобы экспертно разбираться в теории и практике гендерных исследований, и мне всегда приятно слышать от читательниц, что они используют материалы в моём канале для преподавания и чтения.
Наталья, моя подруга и соавторка по подкасту «Своя комната», знает академию изнутри, в этом году она закончила магистратуру по социологии, и у нас будет отдельный выпуск про рейтинги гендерного неравенства в следующем сезоне. Только не спрашивайте, когда он начнётся: мы прилагаем все усилия к тому, чтобы начать как можно скорее, но мы обычные женщины, загруженные работой, учёбой и бытовухой, разрывающиеся между кучей обязанностей, и это, конечно, сказывается на нашем фемактивизме.
Как вам кажется, научное знание — это знание мужское? Стоит ли в области эпистемологии перестраивать основания познания? Ну т. е. видите ли вы здесь даже не неравенство, а мужские модели, принятые как нейтрально-объективные, и вытекающие из этого проблемы?
Ваше отношение к теоретикессам-мужчинам, писавшим про гендер (Гофман, Гарфинкель, Бурдье, Кон и пр.)
Это очень хорошие вопросы, ответ на которые за меня дала Дороти Смит в эссе «Женская перспектива как радикальная критика социологии».
Также очень советую почитать Сандру Бем и других исследовательниц, развивающих её концепцию линз гендера.
Что ты посоветуешь женщинам, которые находятся в самом начале своего радфем-пути?
Подумать, надо ли вам это вообще!
Процитирую один из своих же постов:
Процесс обретения самосознания женщиной в патриархате напоминает мне роды. В родах нет ничего красивого и милого. Это кровь, боль, крики и стоны, это синяки, разрывы и шрамы. Мы освобождаемся от убеждений и стереотипов, в которые верили много лет, мы отрываем от себя ложные цели, мы рыдаем над несбывшимися мечтами и возможностями. Это больно, страшно и горько.
Феминизм — это не лужайка, на которой благостные нимфы танцуют танец единения и плодородия.
Это поле битвы с патриархатом, с внутренней мизогинией, с чувством вины и сомнениями в себе. Необходима отвага, решимость и смелость для того, чтобы выйти на это поле — и совершенно нормально, что не у всех они есть. Патриархат обдирает нас до нитки, забирает у нас все, чтобы мы никогда не обрели внутреннюю субъектность и не смогли ему противостоять.
Но если вы чувствуете в себе силы, то я бы посоветовала начать читать созданную мной фемвики, ходить по ссылкам из неё, как можно больше поддерживать себя и не стремиться как можно быстрее изменить свою жизнь, чтобы стать «настоящей» феминисткой. Большие изменения требуют времени и терпения.
Расскажи о практиках сепарации. Что это такое, почему и как они действуют, какими они бывают, к каким результатам приводят. Какие ты практикуешь сама и почему.
В фемвики есть материалы о практиках сепарации, в том числе ответы на практические вопросы.
Цель сепарации: вернуть себе контроль над своим умом и телом, концептуализируя себя как субъект и формируя идентичность, свободную от патриархального мышления.
Процесс длиною в жизнь, скажу я вам 😂
У Последних слов были очень полезные посты о том, как постепенно сепарироваться.
Мои практики сепарации в разные периоды моей жизни включали разные вещи. Были годы, когда я не читала и не смотрела ничего созданного мужчинами — и хотя сейчас я это снова делаю, было очень важным дать себе возможность максимально окунуться в женское творчество.
На мой взгляд, нет какого-то единственного правильного пути достижения целей сепарации. Например, мне было очень легко начать отказывать мужчинам, не включаться в их информационное и эмоциональное обслуживание, но тут помогло то, что меня воспитывали мизандрички в трёх поколениях.
Пока у меня были открыты комментарии на странице в фб, там было запрещено комментировать мужчинам. Никогда не разговариваю с ними в соцсетях, в реальной жизни не помогаю им ни в чём и всегда поддерживаю женщин, резко отвечая на мизогинные высказывания и общемужскую тупость. Не разрешаю себя перебивать, обрываю менсплейнинг и вообще стараюсь свести к минимуму любые интеракции с мужчинами, даже если они необходимы. Я не подыгрываю им ни в чём, не терплю попыток флирта и комплиментов и всегда тыкаю их носом в их интеллектуальную недостаточность.
Очень важный для меня шаг в практиках сепарации — проработка внутренней мизогинии. Это сложнее, чем научиться отказывать мужчинам. По сути, нам надо научиться видеть в женщинах людей и перестать видеть в мужчинах высших существ. Это требует избавления от множества имплицитных убеждений, стереотипов и предубеждений.
К счастью, у меня есть огромная поддержка от подруг и от нашей группы женского самосознания. Было много вопросов о том, как открыть свою, и по этому вопросу я снова отошлю всех в фемвики, там множество практических советов, но главное, что нужно помнить: вы будете делать ошибки, и это нормально. Вы будете ссориться, и это тоже нормально. Вы забаните кого-то по ошибке и в то же время слишком долго будете медлить с баном тех, кого забанить всё же надо, — и это тоже нормально. В любом новом деле будут ошибки, и важно не позволять им себя остановить. Мы ошибаемся, делаем выводы и продолжаем дальше. Только так можно чему-то научиться.
Я боюсь чувства, что баны разобщают женщин, при этом мозгом прекрасно понимаю всё про информационное обслуживание. Ну и в целом буду рада послушать, как вы открыли свой первый чат, как впервые (или изначально) вошли в состав администрации, сложно ли (и нужно ли) соблюдать субординацию с одночатницами (в первую очередь я хочу найти подружбу, но боюсь, что начну закрывать глаза на нарушения правил от некоторых женщин) и всё, что вы захотите рассказать нам по этому поводу.
В фем-чатах (как и в любом тематическом пространстве) существуют более старые участницы, давно знакомые со всеми правилами и основными темами обсуждений, и есть новые, которые только начинают изучать радфем (и правила).
Часто ли такое положение вещей к созданию иерархии в фем-чате? Как избежать иерархии в фем-чате? Есть ли граница между комфортным (для админки) администрированием и авторитаризмом в фем-чате?
Прозвучали интересные слова «субординация» и «иерархии».
Мне кажется, такое восприятие реальности основано на патриархальной логике и не имеет никакого отношения к динамике отношений в радфемчате.
Например, на мой взгляд, в чате «Своей комнаты», не иерархия, а правила для рабочей дискуссии, и админки берут на себя дополнительную ответственность следить за их соблюдением. Это не делает нас главнее, это делает нас несчастнее!
Соблюдение правил — краеугольный камень успешной работы группы. Нарушительницы правил могут иметь самые лучшие намерения, но это не имеет никакого значения, потому что нарушения развалят группу, спровоцируют выгорание создательниц и админок, и в итоге все поругаются между собой.
Я не думаю, что требование соблюдать правила — это авторитаризм. Когда вы приходите к кому-то в гости, вы уважаете правила, принятые в этом доме, а если они вам не нравятся, вы или идёте к другим людям, или принимаете друзей у себя. Это вопрос уважения и этики по отношению к другим женщинам, а не авторитаризма или иерархий. Мы договариваемся соблюдать правила, потому что в конечном итоге их соблюдение принесёт пользу всей группе. Те, кого правила не устраивают, могут создать свою группу и в ней устанавливать свои правила.
Как справляться с выгоранием от модерирования фем-чата?
Организовать процедуру допуска, которая снизит риски входа троллей и мужчин. Распределять нагрузку между админками, не давать вторых шансов нарушителям правил, помнить, что ответственность за дискуссию несут не только модераторки, но и участницы чата, и напоминать им об этом.
У нас есть большой чат подкаста, в котором очень много участниц, и первый год модерация нас всех выматывала, плюс в таком пространстве необходимо помнить о безопасности, и это тоже накладывает ограничения на условия функционирования.
Но ещё у нас есть маленький женский радфемчат, и в нём мне очень комфортно, я вообще не думаю о модерации, просто наслаждаюсь возможностью разговора с умными женщинами. Он закрытый, и мы не принимаем новых участниц, и очень заметно, как динамика маленькой группы отличается от того, с чем мы сталкиваемся при модерации большого чата.
Вопрос: что обсуждать в группе роста самосознания? Как это может выглядеть? Админка пишет: «Доброе утро! Сегодня поговорим на тему вот этого?» Или: «Вот я такоэ обнаружила, давайте обсудим?» (В последнем перепосте в Амбивалентности как раз было «обсудили в группе роста самосознания».)
И если я не знаю, где находить темы и как это выглядит, означает ли это, что я пока не готова к чату?
Никто не готова к чату, в этом и смысл! Пока не попробуете, не узнаете 💜
Мне кажется, важно помнить, что у разных чатов могут быть разные цели. Существуют кружки по чтению фемлитературы, есть группы поддержки, есть болталки — и все они необходимы и важны.
Можно попробовать разные подходы и посмотреть, какой ближе. По сути, тут нет ошибочного пути: есть бесконечная вариативность женских пространств и вы сами решаете, каким оно будет для вас.
В чате «Своей комнаты» запрещено не просто осуждение, а даже обсуждение женщин. Зачем? И что тогда обсуждать, если нельзя обсуждать женщин, а НЖшников обсуждать никому не интересно?
По опыту я точно знаю, что запрет на обсуждение женщин — абсолютно необходимое правило для роста женского самосознания. В фемвики есть статьи на эту тему, и мы не только сделали отдельный выпуск о мизогинии, но и регулярно обсуждали её в чате подкаста.
Нам всем нужно проделать огромный путь, чтобы избавиться от привычки осуждать женщин, задавать им (и себе) высокую планку, перестать рассматривать женщин как бесконечный источник ресурса и принять, что женщины имеют право ошибаться. Запрет на обсуждение женщин — это фемпрактикум для отучения от внутренней мизогинии.
Вместо обсуждения женщин продуктивнее обсуждать механизмы подавления и угнетения в патриархате, сосредотачиваясь на том, как они работают в повседневности, и обсуждая способы сопротивления. Нам нужно научиться опознавать насилие, харрасмент, сексизм и мизогинию, потому что мы живём в мире, где эти вещи нормализованы и подаются как неотъемлемая часть жизни женщин. Мы можем говорить о том, как отучиться смотреть на мир мужскими глазами, как практиковать феминистскую критику и ставить себя в центр своей жизни. Мы можем спорить об аргументации в книгах и текстах, выдвигать идеи и теории, а также поддерживать друг друга и делиться опытом.
Почему радфемки в чате такие неклиентоориентированные?
Потому что мы с уважением относимся к своему труду!
Ксения! Ты почему такая недобрая?!
Спасибо за этот вопрос, мне очень приятно, что меня считают недоброй, я долго к этому шла и рада, что у меня получилось!
В патриархате женщина обязана быть доброй, эмпатичной, удобной, полезной для окружающих, доброжелательной, терпеливой, чуткой и благодарной. Одна из моих личных практик сопротивления заключается в том, что я отказалась выполнять эту социальную роль и научилась ценить в себе свои лучшие качества: интеллект, решительность, честность и чёрный юмор.
По патриархальным меркам это делает меня ужасной.
С точки зрения феминизма, я успешно сепарируюсь от мужских представлений о женщинах и сражаюсь с андроцентризмом.
***
Продолжение ответов Ксении читайте здесь: