Найти тему
Курочка Ряба

Амон-Ра: Восхождение Бога Солнца на Вершину Пантеона

Оглавление

Амон-Ра — один из самых значительных и почитаемых богов Древнего Египта. Его восхождение на вершину египетского пантеона связано с политическими и религиозными изменениями, которые происходили на протяжении тысячелетий, когда Египет становился одним из самых могущественных государств древнего мира. История Амона-Ра — это история власти, божественности и объединения двух величайших божественных сущностей: Амона, бога скрытого, и Ра, бога солнца.

Амон — Бог Фив

Амон (Амун, Имн) первоначально был местным богом города Фивы (современные Луксор и Карнак). Его имя означало «скрытый» или «тот, кто не виден», и в этом заключалась его особая природа. В отличие от других египетских богов, чьи функции и действия были очевидны, Амон был символом невидимой силы, правящей миром. Он был связан с воздухом и ветром, невидимыми, но ощущаемыми силами природы.

wall.alphacoders.com
wall.alphacoders.com

В течение Среднего царства (около 2040–1782 годы до н.э.), когда Фивы стали важным политическим и религиозным центром, Амон начал приобретать все большее значение. Фараоны, стремясь укрепить свою власть, поддерживали культ Амона, что способствовало росту его почитания. Постепенно Амон стал отождествляться не только с городом Фивы, но и с божественной силой, управляющей всей страной.

Огдоада

В мифологии Амон часто ассоциировался с понятием первозданного божества, возникшего из хаоса. В некоторых вариантах мифов он является одним из восьми божеств Огдоады — группы первозданных богов, символизирующих хаос и творение (в египетской мифологии восемь богов-демиургов по космогонической системе города Гермополя (Хемену)). Эта группа состояла из пар мужских и женских божеств, и Амон был одним из них, представляя воздух и скрытую силу.

-2

Огдоада состояла из четырёх пар, в каждую из которых входило космическое божество мужского и женского пола. Боги изображались с головами лягушек, а богини — с головами змей. Их имена известны из «Текстов саркофагов»:

  • Нун и Наунет (водная стихия, первозданный океан),
  • Хех (Хух) и Хаухет (бесконечность пространства),
  • Кекуи (Кук) и Каукет (мрак),
  • Амон и Амаунет (сокрытое).

Амон и Амаунет, согласно комментариям некоторых египтологов, заменили изначальную пару божеств Тенему и Тенемуит под влиянием фиванского жречества. А в позднее время на их место иногда ставились Герх и Герхет. Иные учёные считают, что одной из первых пар были Ниау и Ниаут (отрицание, ничто).

-3

Ра — Бог Солнца

Ра был одним из самых древних и могущественных богов египетской мифологии, олицетворяющим солнце, свет и творческую силу, которая поддерживала жизнь на Земле. Как бог солнца, он играл ключевую роль в космогонии Египта, в представлениях о сотворении мира и поддержании порядка. Его культ, возникший в Гелиополисе, оставил глубокий след в духовной жизни древних египтян, а его связь с фараонами укрепила его статус как верховного бога.

-4

Происхождение и статус бога творца

В египетской мифологии Ра считается одним из божеств-демиургов, то есть тех богов, которые участвовали в сотворении мира. В некоторых мифах Ра выступает как первичный творец, появившийся из Нуна — первозданного океана, существовавшего до всего сущего. Считалось, что Ра возник из цветка лотоса или был рождён из первичного холма Бенбен, который появился из вод Нуна.

-5

Согласно мифу, после своего появления Ра начал творение вселенной. Первым делом он излучил свет, тем самым изгнав тьму и хаос. Солнечный свет Ра стал символом порядка и жизни. В мифах упоминается, что Ра своим дыханием создал других богов — Шу (воздух) и Тефнут (влажность), а затем Геба (земля) и Нут (небо), таким образом установив структуру вселенной.

Ра и его связь с восходом солнца

Ра ассоциировался с движением солнца по небу, и это движение стало центральным символом в египетской космологии. Каждый день считалось, что Ра поднимается на небо на своей солнечной ладье, олицетворяя восход солнца. В этот момент Ра сиял как молодое солнце, символизируя начало нового дня и новой жизни.

-6

Его ежедневный путь по небесам символизировал постоянное возобновление жизни и свет, который Ра приносил с собой, создавал плодородие и обеспечивал порядок. Вечером Ра заходил за горизонт и погружался в подземный мир — Дуат, где он продолжал своё путешествие на ночной ладье, сражаясь с силами тьмы и хаоса. Каждый вечер Ра умирал, чтобы на следующее утро воскреснуть с восходом солнца, что символизировало вечный цикл смерти и возрождения.

Синтез Амона и Ра: политические и религиозные причины

В период Нового царства (около 1550–1070 годы до н.э.), когда Фивы стали столицей Египта, произошло важное объединение культов Амона и Ра. Фараоны XVIII династии, такие как Аменхотеп I и Тутмос III, стремились укрепить свою власть, объединив два главных культа. Амон был превращен в Амона-Ра — бога, который сочетал в себе силу невидимого Амона и жизнетворную силу Ра. Это объединение не только увеличило авторитет фиванских жрецов, но и сделало Амона-Ра главным богом всей страны.

-7

Религиозный синтез также был политическим шагом, так как объединение Амона, бога Фив, с Ра, богом Гелиополиса, символизировало объединение двух мощных религиозных центров. Жрецы Амона в Фивах получили огромное влияние и богатство, что сделало их одним из важнейших институтов власти в Египте.

Мифология

Объединение Амона и Ра произошло не только в религиозном и политическом контексте, но также имело символическое значение в мифологии. Став Амон-Ра, этот бог олицетворял сразу несколько аспектов божественной силы: скрытую мощь Амона и явную, творческую энергию Ра. Это делало его всесильным и всеведущим божеством, правителем как мира видимого, так и невидимого.

-8

Амон-Ра не только создавал мир, но и поддерживал его в равновесии. Его деяния включали постоянное сражение с силами хаоса, представленными змеем Апопом (Апепом), который пытался уничтожить мир, окутывая его тьмой. Каждую ночь Амон-Ра отправлялся в подземный мир на своей солнечной ладье, где сражался с Апопом, чтобы на следующее утро вновь подняться на небеса, победив хаос.

Силы и способности Амона-Ра

Как могущественный бог, Амон-Ра обладал множеством божественных качеств:

  • Созидательная сила: Амон-Ра был ответственен за создание мира и его поддержание. Он дал жизнь всему сущему и обеспечивал существование порядка и гармонии.
  • Сила света и жизни: Ра, солнечная составляющая Амона-Ра, олицетворял жизнь, тепло и плодородие. Свет солнца, который приносил Ра, был необходим для поддержания жизни на Земле.
  • Невидимая мощь: Как Амон, он был богом, действующим через невидимые силы природы. Его влияние можно было ощутить, но не увидеть — как ветер или воздух.
  • Защитник порядка : Амон-Ра поддерживал божественный порядок, который был основой египетской космологии. В этой роли он был защитником мира от хаоса и анархии.
  • Борец с хаосом: Как и многие другие египетские боги, Амон-Ра сражался с силами хаоса, представленными змеем Апопом. Его ежедневная битва с этим змеем символизировала вечную борьбу света и порядка против тьмы и разрушения.
-9

Культ Амона-Ра в Новом царстве

Культ Амона-Ра достиг своего пика во время правления таких великих фараонов, как Тутмос III, Хатшепсут и Рамсес II. Храмы, посвященные Амон-Ра, строились по всему Египту, но особенно величественными они были в Фивах. Одним из самых впечатляющих храмов был Карнакский храмовый комплекс — крупнейший религиозный центр Египта, который был посвящен Амону и его олицетворению как Амона-Ра.

-10

В Карнаке ежегодно проходил праздник Опет — одно из важнейших религиозных событий Египта. В ходе этого праздника фараон торжественно сопровождал статую Амона-Ра от храма в Карнаке до храма Луксора. Этот ритуал символизировал обновление божественной власти фараона, и его связь с богом Амоном-Ра как с его небесным покровителем.

Роль Амона-Ра в жизни Фараонов

Амон-Ра стал олицетворением божественного царя и защитником Египта. Фараоны считали себя его сынами и получали свою власть от него. Во многих храмах сохранились изображения, где Амон-Ра изображается в момент, когда он «коронует» фараона или вручает ему символы власти.

-11

Одним из наиболее известных примеров этой связи является изображение Хатшепсут, царицы, которая выступала как фараон. В храме в Дейр-эль-Бахри сохранились сцены, где Амон-Ра объявляет, что Хатшепсут — его дочь, что служило религиозным оправданием её правления.

Падение культа Амона-Ра

Культ Амона-Ра начал ослабевать в период правления фараона Эхнатона (около 1353–1336 годы до н.э.), который попытался ввести единобожие и объявил Атона, бога солнечного диска, единственным богом Египта. Этот период был коротким, и после смерти Эхнатона традиционный культ Амона-Ра был восстановлен. Однако последующие политические изменения и вторжения иностранных держав постепенно привели к снижению влияния культа.

-12

Тем не менее, Амон-Ра остался важной фигурой египетской религии даже после того, как Египет утратил своё былое могущество. Его имя продолжало звучать в молитвах и ритуалах, пока греко-римские завоеватели не привнесли новые религиозные представления.

Заключение

Амон-Ра — это один из наиболее ярких примеров того, как религия может отражать политические и социальные изменения. Объединение двух божеств, Амона и Ра, символизировало как религиозное, так и политическое единство Египта в его самый мощный период. Могущество Амона-Ра было неразрывно связано с могуществом египетских фараонов, а его культ оставил глубокий след в истории и культуре Древнего Египта.