Найти тему
Журнал «Эксперт»

Отличительные способности

В китайских автомобильных марках ориентируются не более 10% россиян.

Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

В 2020 г. на долю китайских автопроизводителей приходилось лишь 3,6% российского рынка, а в премиальном сегменте их не было вообще. Сейчас марки из Китая обеспечивают более 60% продаж, а их доля в премиальном сегменте достигает 80%. В результате в России сложилась парадоксальная для любого национального авторынка ситуация: большая часть продаваемых автомобильных марок практически неизвестны потенциальным покупателям. Впрочем, к лидерам продаж это не относится: три самые узнаваемые китайские марки стали и самыми покупаемыми.

Опрос исследовательской компании РОМИР показал, что в 2024 г. почти половина российских водителей рассматривают возможность приобретения китайского автомобиля. При этом 79% опрошенных смогли назвать не более трех китайских марок, представленных на рынке, а каждый десятый не вспомнил вообще ни одной. В тройку самых узнаваемых брендов попали те, кто активно работал на российском рынке еще до 2022 г.: Haval (45%), Chery (45%) и Geely (30%).

Также опрос показал, почему водители отказываются от приобретения китайского автомобиля. Главная причина — недоверие к качеству (30%), далее следуют опасения по поводу надежности деталей (23%) и цена машин (20%). Каждый десятый из тех, кто не стал покупать китайский автомобиль, отметил нехватку информации об обслуживании.

Если сравнивать данные опроса РОМИР и статистику продаж, то прослеживается явная закономерность: покупают то, что знают. Сейчас в России представлено около 60 китайских марок. Однако основная масса покупателей останавливает свой выбор лишь на трех брендах: Haval, Chery и Geely.

По сути, компании, производящие автомобили под этими марками, контролируют основную часть российского рынка. Например, входящие в первую десятку по продажам Omoda, Exeed, Jetour и Jaecoo контролируются концерном Chery, а марка Belgee продает модели Geely со своим шильдиком.

Самые продаваемые марки в России по итогам 9 месяцев 2024 г. (по сравнению с 2023 г., данные «Автостата»)

-2

Отсутствие знаний о китайских марках приводит к тому, что порой покупатели просто не понимают, чем один бренд отличается от другого, какой из них относится к премиальному уровню, а какой — к бюджетному сегменту. Проведенное весной 2024 г. исследование РОМИР показало, что почти 90% респондентов могут визуально отличить марки Hyundai, Renault, Skoda, Mercedes-Benz, BMW и Audi и отнести их к премиальному или бюджетному сегменту. А вот с китайскими брендами такое упражнение без ошибок смогли выполнить не более 10% респондентов.

«Несмотря на столь мощную экспансию, знание китайских марок и доверие к ним до сих пор отстает от аналогичных показателей для европейских, японских и корейских конкурентов, что создает барьеры к приобретению. Китайские бренды воспринимаются в массовом сознании единообразно, несмотря на радикальные отличия в модельных рядах. Даже премиальные китайские бренды не имеют значимого дифференцированного восприятия», — делают вывод авторы исследования РОМИР.

Автор: Денис Ломакин

Материалы по теме:

Все материалы «Эксперта» на expert.ru

Эксперт - последние новости и публикации журнала Эксперт
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag
Эксперт ️