Найти тему
Тат_фермер

В Минсельхозе призывают на помощь Илью-Пророка

На форуме «Биопром» в Геленджике глава Минсельхоза Оксана Лут очень красочно расписала многочисленные природные напасти, от которых в этом году аграриям в буквальном смысле приходится спасать урожай. Это и аномально суровые майские заморозки. И засуха в некоторых регионах, где дождей не было с апреля. И потопы— в другой части страны, из-за чего в Сибири вышла заминка с уборкой. А еще — нашествие саранчи и даже песчаные бури.

Помощи же с севом озимых (тут уже речь об урожае будущего года), как выходит со слов министра, теперь в наших южных регионах из-за сильной засухи остается ждать только от Бога: 20 млн га по стране будут посеяны, а остальное зависит от погоды. В связи с чем Лут в сердцах и предложила молиться Илье-пророку — повелителю дождя и покровителю урожая — и ставить свечки.

На форуме министр, конечно, говорила и о более современных способах борьбы за урожай. Например, призывала активнее заниматься изучением влияния биотехнологий на климат и урожай. Но свечки-то, как это ни смешно, понятнее и сразу в душу запали. Да и за урожай — нынешний и будущий — стало тревожно. Что ж с ним такое происходит, что без Ильи-пророка уже никак?

ЧЕМ НАМ ГРОЗЯТ ПРОБЛЕМЫ С ОЗИМЫМИ

Начнем с озимых — то есть закладки урожая зерновых будущего года. 20 млн гектаров, о которых говорила министр, - это примерно на уровне прошлого года. Если, конечно, этот план будет выполнен — что уже у экспертов вызывает сомнения. Но главное беспокойство — за судьбу посевов: смогут ли семена нормально напитаться влагой и укорениться — чтобы благополучно перезимовать и по весне дать дружные всходы.

- С озимыми ситуация действительно напряженная — сложно тут с министром не согласиться. Она хоть и чиновник высокого ранга, но высказала обеспокоенность обычных крестьян, - рассказал «КП» директор Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности Российской академии народного хозяйства (РАНХиГС) Анатолий Тихонов. - Засуха в южных регионах очень замедлила темпы сева: в пыль семена нормальные крестьяне не закладывают, приходится ловить какие-то окошки. А начались затяжные дожди — технику в поле не выгонишь. Эти дожди гораздо раньше были нужны. Усложняет все и ситуация с деньгами: кредиты подорожали, а озимый сев идет, когда собранный нынешний урожай еще в основном не продан. За счет этого посевные площади под озимыми тоже могут сократиться.

И что же нас ждет в будущем году? Сможем ли, если Илья-пророк не поможет с озимыми, как-то наверстать ситуацию по весне?

(Справка для горожан трехсотого уровня: зерновые обычно высеваются в два этапа. Первый — по осени, озимый сев. Второй — весной, яровой сев. Это делается в том числе и для подстраховки: что-то да даст хороший урожай, редко бывает так, чтобы с погодой не везло круглый год).

- Озимые у нас — большая часть урожая. Но теоретически, если весной повезет с погодой, компенсировать потери за счет яровых возможно, - объясняет Анатолий Тихонов. - Но пока говорить об этом сложно. Мы не знаем гарантированно, какая будет погода, какой будет ставка Центрального банка и сколько будут стоить деньги для крестьян, сколько будет стоить топливо. И насколько в итоге будет устойчивой экономика сельского хозяйства, чтобы выстоять еще год, вопреки сложностям.

ЧТО С УРОЖАЕМ НЫНЕШНИМ

До недавнего времени Минсельхоз прогнозировал сбор зерновых на уровне 132 миллионов тонн — с поправкой уже на все весенние заморозки и летние невзгоды. Но, как заявила Оксана Лут, ведомство все же собирается его пересмотреть в меньшую сторону — из-за слишком плохой погоды в Западной Сибири, которая катастрофически мешает уборке, и проблем со сбором урожая в областях, где действует режим контртеррористической операции (Курская, Белгородская, Брянская области).

Оценки различных аналитических центров колеблются от 121,4 до 124-125 миллионов тонн зерна. По правде говоря, это «плохие» цифры только на фоне рекордных урожаев предыдущих двух лет.

- Окончательные выводы можно будет делать ближе к концу октября, когда регионы в основном уже подсчитают, что они собрали. Но исходя из тех цифр, что предполагаются — урожай у нас не рекордный, но он и не плохой. По зерновым — это выше наших потребностей (в пределах 83-86 млн тонн — Ред.), остается задел для экспорта - говорит Анатолий Тихонов. - Погодные условия действительно были очень тяжелые. Но тут стоит еще добавить, что некоторые сельхозпредприятия из-за подорожания всего подряд — от запчастей к импортной технике до средств защиты растений — начали экономить на правильном соблюдении технологий. Поэтому нашествия саранчи, которые для ряда регионов у нас не такая уж редкость, и тому подобные беды нанесли больший ущерб, чем могли бы. В итоге собрали, что собрали — и для нынешних условий собрали неплохо.

Елена ОДИНЦОВА, Комсомольская правда