Найти тему
ЭраАвто

Когда следует переходить на зимние шины: погодные тонкости и рекомендации специалистов

Оглавление

Когда нужно менять шины на зимние, какие шины лучше выбрать для городских дорог и магистралей, есть ли штрафы за использование шин не по сезону и нужно ли устанавливать знак «Шипы» на стекло?

Основной показатель для перехода с летних шин на зимние — это среднесуточная температура. Она должна стабильно держаться на уровне ниже +5 градусов Цельсия в течение пяти дней.

Фото: Anton Belitsky / Russian Look
Фото: Anton Belitsky / Russian Look

Когда менять летнюю резину на зимнюю

Научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд советует менять шины, когда среднесуточная температура становится ниже нуля. Это происходит, когда максимальная дневная температура не поднимается выше 5 градусов Цельсия и держится так не менее 5–7 дней. При такой погоде ночные температуры стабильно опускаются ниже нуля.

Однако производители шин и автомобильные эксперты рекомендуют ориентироваться на отметку 7 градусов Цельсия, не привязываясь к ночным заморозкам. Это связано не только с возможностью образования гололёда, но и со свойствами резины: при температуре ниже 7 градусов летняя резина теряет эластичность и сцепление даже на сухом асфальте, а при более высокой температуре зимняя резина начинает усиленно изнашиваться из-за своей мягкости.

Поэтому не стоит ждать стабильных заморозков: ночью и утром велик риск появления гололёда и снега, а в мастерских ещё нет длинных очередей.

Важно учитывать множество факторов: регион, тип транспортного средства, условия эксплуатации, работу коммунальных служб в населённом пункте и многое другое. Автомобильный эксперт и специалист в области тюнинга Юрий Пархоменко считает, что зимой в России не стоит выбирать универсальные шины.

«С точки зрения закона они будут соответствовать требованиям, но это небезопасно. Если есть возможность поставить хорошие шипованные шины, лучше выбрать их. Это связано с тем, что зима в России непредсказуема. Бывают малоснежные зимы, а бывают морозные, с ледяными дождями. Любая „липучка“ на голом льду может повести себя непредсказуемо», — считает эксперт.

По его мнению, если автомобиль используется в регионе, где зимой выпадает снег, лучше купить именно зимнюю резину.

«Любой метр тормозного пути очень важен. Зимой следует аккуратно водить машину: избегать резких торможений и ускорений, плавно входить в повороты», — заявил эксперт.

Какие шины можно использовать зимой

 Фото: Marcus Brandt / dpa / Global Look Press
Фото: Marcus Brandt / dpa / Global Look Press

Технический регламент стран Таможенного союза требует, чтобы зимние шины имели специальную маркировку: знак в виде трёхпиковой горы со снежинкой внутри или обозначения M+S, M&S или M S.

От летних шин зимние отличаются более глубоким протектором с выраженными грунтозацепами и большим количеством ламелей, которые помогают шинам цепляться за лёд.

Техрегламент также определяет максимально допустимую степень износа для зимних шин: глубина протектора должна быть не менее 4 мм, что соответствует требованиям большинства европейских стран.

Кроме того, документ регулирует количество шипов на погонный метр протектора для шипованных шин: оно не должно превышать 60 штук. Большее количество шипов допускается только после проведения специальных испытаний, которые подтверждают, что это не оказывает существенного влияния на износ дорожного покрытия.

Есть ли запрет на использование резины не по сезону

С 1 января 2015 года Технический регламент стран Таможенного союза устанавливает правила использования сезонных шин. Согласно документу, зимние шины обязательны к использованию с декабря по февраль включительно, а шипованные шины нельзя использовать летом в период с июня по август. Однако каждый регион может вносить свои изменения в эти сроки.

Штраф за летнюю резину зимой

Но в России пока не предусмотрено наказание за невыполнение требований Технического регламента. Хотя чиновники обсуждали несколько законопроектов, которые предполагали введение штрафов в размере от 2 до 10 тысяч рублей, поправки в Кодекс об административных правонарушениях так и не были приняты.

Теоретически, использование неподходящих шин можно классифицировать как «прочие нарушения» с штрафом в размере 500 рублей. Однако в России такая практика пока не применяется.

Где использовать «шиповку», а где «липучки»

Шипованные шины могут создавать больше шума, особенно на твёрдом покрытии, но современные европейские модели с небольшим количеством шипов обеспечивают более комфортное вождение. В то же время, лучшие образцы фрикционных шин (так называемых «липучек») по сцеплению на льду становятся всё ближе к качественным шипованным шинам. И хотя многие считают, что шипованные шины плохо ведут себя на сухом или мокром асфальте, это всего лишь заблуждение — железные шипы не скользят по асфальту.

Если вы живёте в регионе с холодной и снежной зимой, где дороги часто покрыты льдом, то лучше выбрать шипованные шины. Если же вам предстоит в основном ездить по укатанному снегу и мокрому асфальту, то стоит обратить внимание на фрикционные шины. В центральных регионах страны можно руководствоваться следующим правилом: в крупных городах, где дороги обрабатываются реагентами, можно использовать фрикционные шины, а на загородных трассах предпочтительнее будут шипованные.

Знак «Шипы»: есть ли штраф

Фото: autonews.ru
Фото: autonews.ru

Формально водители всегда должны были клеить на машины знак «Шипы», но штрафовать за его отсутствие начали только в 2017 году. Тогда же автомобилисты столкнулись с тем, что в магазинах сложно было найти наклейки, а инспекторы ГИБДД придирались к их отсутствию.

Уже тогда стало понятно, что это требование устарело и его нужно отменить. Представители МВД обещали не штрафовать водителей, но на деле автомобилистов всё равно наказывали на 500 рублей.

Тогда премьер-министр России Дмитрий Медведев по инициативе ГИБДД внёс поправки в Правила дорожного движения, которые отменили обязанность водителей клеить знак «Шипы» на машины с шипованной резиной. Теперь этот знак не нужен, а его установка носит только рекомендательный характер.

Куда нельзя ездить на шипах

В России и странах СНГ нет ограничений на использование шипованных шин, но если вы планируете поездку на автомобиле в Европу, могут возникнуть сложности. В таких странах, как Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Испания, Македония, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Хорватия, Черногория и Чехия, шипованные шины строго запрещены.

Во всех этих странах, кроме Ирландии и Нидерландов, необходимо использовать цепи противоскольжения вместо шипов. Однако это разрешено только при определённых дорожных условиях и с ограничением максимальной скорости, которая обычно составляет не более 50 км/ч.

Стоит ли брать Run Flat

Технология Run Flat позволяет продолжать движение даже после прокола шины. У таких шин усиленные боковины, которые выдерживают нагрузку при потере давления в колесе. На проколотых шинах с технологией Run Flat можно проехать примерно 100 километров со скоростью до 80 км/ч. Это также позволяет не возить запасное колесо в багажнике. Однако такие шины стоят дороже, и обычно их устанавливают на автомобили премиум-класса.

Многие производители предлагают шины с этой технологией, но она может называться по-разному: Run-Flat, RunOnFlat или SSR (Self-Supporting Runflat). Шины Run Flat трудно поддаются ремонту и требуют высокой квалификации механика. В большинстве случаев после серьёзного прокола их невозможно отремонтировать, и требуется замена.

Стоит ли бояться шин российского производства

Большинство шин иностранных брендов, которые продаются в России, производятся на местных заводах. Исключением являются редкие размеры шин или те, которые только недавно появились на мировом рынке.

Заводы по производству шин оснащены в соответствии с фирменными стандартами и обеспечивают строгий контроль качества. Продукция российского производства часто экспортируется, так как её изготовление обходится дешевле. Импортные шины обычно имеют сопоставимые цены с местными аналогами, чтобы сохранить баланс на рынке.