Вы слышали про хребет Черского? Скорее всего нет. А вот про поселок Оймякон вы должны были должны были слышать в школе, на уроке географии, это один из "Полюсов холода", наряду с Верхоянском. Хребет Черского уходит от Оймякона на северо-запад, к Ледовитому океану. Это целая горная страна, расположенная на севере Якутии и в Магаданской области. Места эти дикие, почти необжитые, с очень суровым климатом.
Мне захотелось написать про последнее путешествие исследователя Ивана Дементьевича Черского, именем которого назван хребет. Я считаю этого человека одним из самых удивительных авантюристов в российской истории.
В 1891-1892 годах Черский по заданию Геологического комитета проводил исследование берегов рек Лена, Колыма, Индигирка, Яна для комплексного изучения неисследованных областей Северо-Восточной Сибири. Экспедиция стартовала из Иркутска, по реке Лене добрались до Якутска, а дальше - на двигалась лошадях, на лодках, или на своих двоих "по местам не столь отдаленным". Через уже упомянутый Оймякон на Верхнеколымск, где зазимовали. Зимовка была тяжелой. "Ржаной хлеб я никогда не любил и не ел, а теперь он служит десертом, только жаль, что такой десерт подаётся не более одного раза в неделю", писал Черский.
Это сейчас до Якутска можно добраться на поезде, а дальше - на самолете или вертолете. Были бы деньги, куда угодно доставят. По современным понятиям предпринятое Черским путешествии можно назвать дорожным подвигом. Но тогда все так ездили по Сибири. Удручающие записки оставил Антон Павлович Чехов о своем "передвижении" по Сибирскому тракту при поездке на Сахалин. Его поездка состоялось почти в то же время, что и путешествие Черского, в 1890 году.
Почему же я причислил Черского к удивительным авантюристам? Иван Дементьевич был болен туберкулезом, чахоткой по-старому.
Болезнь эта даже сейчас, в эпоху антибиотиков, трудно поддается лечению. А в то время единственной возможностью продлить жизнь было переселение в места с более благоприятным климатом. Антон Павлович Чехов, также болевший чахоткой, поселился в Ялте, и умер только в 1904 году.
Иван Дементьевич умер 25 июня 1892 года, при сплаве по реке Колыме. Похоронен только 1 июля, при впадении крупной реки Омолон в Колыму.
Некоторое оживление в этих диких местах произошло только во время Великой Отечественно войны. Километрах в четырехстах выше по реке Омолон был основан поселок Омолон. Из США перегоняли самолеты в Советский Союз, здесь был транзитный аэродром. Сейчас в Омолоне живут эвены.
А в устье Омолона в 1941 году возникло село Колымское, которое стало транзитным пунктом при доставке грузов для аэродрома, в первую очередь, авиационного горючего. Сейчас в Колымском живут, в основном, чукчи.
Другой авантюрой Ивана Дементьича было то, что он взял с собой в экспедицию жену Мавру Павловну и сына Александра, которому на момент смерти отца было тринадцать лет. Каково им было зимовать в Верхнеколымске с больным чахоткой отцом? Просто удивительно, что они не заразились туберкулезом. Для Александра это путешествие даром не прошло, он "страдал нервами" и в 1921 году принял яд, совершил самоубийство.
Хорошо, Иван Дементьич не очень "дружил с головой", авантюристы они все такие, немного помешанные. Но куда смотрели сотрудники Геологического комитета, выделившего средства на экспедицию? Они не понимали, что отправляют человека на скорую смерть? В результате выполнение исследований было сорвано. Жена, Мавра Павловна, сохранила собранные материалы, но заменить мужа, как ученого, она не могла.
Памятник на могиле Черского был поставлен в 1947 году работниками печально известного Дальстроя.
Судя по внешнему виду, отремонтировать его с момента установки так и не попытались.
В вот жена, Мавра Павловна, прожила долгую жизнь, скончалась в 1940 году в доме престарелых. Было ей 83 года.
Читал, что в Англии существует группа ученых-смертников, которые согласились отдать свои жизни при возникновении экстремальных обстоятельств, например ядерной аварии. Но это люди самого преклонного возраста. Черскому же на момент смерти было только 47 лет.