Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) рассматривает разные виды жалоб и обращений, нас интересуют следующие:
- заявления о нарушении антимонопольного законодательства;
- жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
- жалобы о нарушении законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Заявления о нарушении антимонопольного законодательства
Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства регламентирован главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – ФЗ "О защите конкуренции") и Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации".
Срок подачи заявления ФЗ "О защите конкуренции" не установлен, однако, статьей 41.1 установлен срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, который составляет 3 года со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Форма: заявитель вправе подать заявление, материалы в произвольной письменной форме или в форме электронного документа.
Способы направления заявления: доставка заявителем лично; доставка курьером под расписку; направление заказным письмом с уведомлением о вручении; с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций); через многофункциональный центр.
Круг субъектов подачи заявления ФЗ "О защите конкуренции" не ограничен. Пунктом 2 части 2 статьи 30 ФЗ "О защите конкуренции" одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства, т.е. субъектом подачи заявления о нарушении антимонопольного законодательства может быть любое юридическое или физическое лицо.
Срок рассмотрения заявления согласно части 4 статьи 44 ФЗ "О защите конкуренции" составляет 1 месяц. Указанный срок может быть продлен не более чем на 2 месяца антимонопольным органом, о чем последний уведомляет заявителя в письменной форме.
По результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
- о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
- об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
- о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 ФЗ "О защите конкуренции".
В случае принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган издает приказ о возбуждении дела и создании комиссии. Копия такого приказа направляется заявителю и ответчику по делу в течение 3 дней со дня издания такого приказа.
В течение 15 дней со дня издания приказа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и создании комиссии председатель комиссии выносит определение о назначении дела к рассмотрению и направляет копии определения лицам, участвующим в деле.
Дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. Срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, но не более чем на 6 месяцев, о чем комиссия выносит определение и направляет копию этого определения лицам, участвующим в деле.
Жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок
Действия (бездействия) субъектов контроля при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – ФЗ "О контрактной системе"), в контрольный орган в сфере закупок или могут быть обжалованы в судебном порядке.
Рассмотрим порядок направления жалобы в ФАС России (ее территориальные органы).
Срок подачи жалобы. ФЗ "О контрактной системе" допускает подачу жалобы в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее 5 дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), при этом:
- жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- жалоба на действия (бездействие) субъекта контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке;
- жалоба на действия (бездействие) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, совершенные при аккредитации участника закупки на площадке, при направлении оператору площадки заявки на участие в закупке, при размещении на площадке предварительного предложения, может быть подана не позднее 5 дней со дня совершения обжалуемых действий (такие жалобы рассматриваются только в центральном аппарате ФАС России);
- жалоба на действия (бездействие) субъекта контроля, совершенные при заключении контракта после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), может быть подана участником закупки, с которым заключается контракт, или участником закупки, признанным уклонившимся от заключения контракта, не позднее даты заключения контракта.
При проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок исключительно с использованием единой информационной системы путем формирования и размещения в этой системе информации, указанной в части 4 статьи 105 ФЗ "О контрактной системе".
Субъектом подачи жалобы может быть участник закупки. Жалоба о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок может быть подана только в том случае, если действия (бездействие) субъекта контроля нарушают права и законные интересы участника закупки.
В случае если жалоба подается лицом, не являющимся участником закупки, она подлежит рассмотрению как обращение в порядке, определенном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации".
Срок рассмотрения жалобы. Не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем размещения жалобы в единой информационной системе в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений (далее – реестр), контрольный орган в сфере закупок размещает в указанном реестре информацию о принятии жалобы к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения или об отказе в принятии жалобы к рассмотрению по существу.
Не позднее 3 часов с момент размещения вышеуказанной информации участнику закупки, подавшему жалобу, субъекта контроля, действия (бездействие) которого обжалуются, с использованием единой информационной системы направляется уведомление о размещении в реестре информации о принятии жалобы к рассмотрению по существу или уведомление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению по существу.
Контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, о результатах такого рассмотрения.
Контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
По результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о составлении протокола об административных правонарушениях, о рассмотрении дела об административном правонарушении, о принятии мер по предотвращению административных правонарушений в сфере закупок, об обращении в суд, арбитражный суд с исками о признании закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, и выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Не позднее 3 рабочих дней с даты принятия решения, выдачи предписания контрольный орган в сфере закупок размещает решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, предписание об устранении допущенных нарушений в реестре, а также направляет их копии участнику закупки, подавшему жалобу, субъекту контроля, действия (бездействие) которого обжалуются, лицам, направившим возражение на жалобу. Уведомление о размещении решения направляется с использованием единой информационной системы участнику закупки, подавшему жалобу, субъекту контроля, действия (бездействие) которого обжалуются не позднее 3 часов с момента его размещения в реестре.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев с даты его принятия.
Жалобы о нарушении законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг") наделяет участников закупки правом обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в судебном порядке, а также действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в антимонопольном органе.
Рассмотрим порядок направления жалобы в ФАС России (ее территориальные органы).
Срок подачи жалобы. Порядок обжалования, предусмотренный ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг", отсылает к статье 18.1 ФЗ "О защите конкуренции".
Жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов либо со дня размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается в течение 3 месяцев со дня подведения итогов торгов либо со дня размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Субъектом подачи жалобы может быть лицо, подавшее заявку на участие в закупке; иное лицо (заявитель), права и законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения закупки.
Срок рассмотрения жалобы. В течение 3 рабочих дней со дня поступления жалобы в антимонопольный орган, антимонопольным органом принимается решение о возвращении жалобы или о принятии жалобы к рассмотрению.
О принятом решении о возвращении жалобы антимонопольный орган сообщает заявителю в письменной форме.
О принятии жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает информацию о поступлении жалобы на сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
Со дня направления такого уведомления торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы по существу, организатор торгов, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.
Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, в течение 1 рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.
Антимонопольный орган (комиссия антимонопольного органа) обязан рассмотреть жалобу по существу в течение 7 рабочих дней со дня поступления жалобы и принять решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о необходимости выдачи предписания. Срок принятия решения по жалобе может быть продлен однократно на 7 рабочих дней.
В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, в уполномоченный орган, решения, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются, копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, и размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа.
Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.