Николай Рерих – один из ярчайших представителей русской культуры эпохи Серебряного века, заявил директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко.
«Он был археологом, великим художником, путешественником, писателем, педагогом, философом и – без сомнения – образцом истинного петербуржца. Рерих – это человек удивительной судьбы», – сказал Алексей Бондаренко.
БОЛЕЕ СЕМИ ТЫСЯЧ КАРТИН
А еще Николай Рерих – это комбинация огромного таланта, работоспособности, организованности и веры.
«Его творчество обладает необычайной глубиной, пространственно-временной масштабностью и боговдохновенностью. Ведь Рерих получил благословение для своей творческой деятельности от самого Иоанна Кронштадтского, который говорил ему: «Не болей, много придется для родины потрудиться», – продолжил рассказ Алексей Бондаренко.
И Рерих трудился всю свою жизнь. Но труд ему был совершенно не в тягость.
«Для Николая Рериха отдых заключался в переключении с одной работы на другую, потому что он свое дело любил», – уверен Алексей Бондаренко.
Николай Рерих создал более семи тысяч картин, а также написал огромное количество книг, очерков, статей и дневников. И все это стало следствием главной цели его жизни – поиска мирового духовного корня и единства общечеловеческой культуры.
«Николай Рерих, как историк и археолог, интересовался древностью. Изучал Русский Север, Северную Европу, Америку, Центральную Азию, Индию, Монголию, Тибет… Если поискать, то везде найдешь что-то знакомое. Так, к примеру, когда они семьей путешествовали по Кашмиру, Рерих писал в своем дневнике: «Опять мы видим в Кашмире наши новгородские кокошники», – приводит пример Алексей Бондаренко.
Во время своих странствий Рерих пришел к мысли о том, что фундаментом всего человеческого существования – как социального, так и индивидуального – является внутренняя духовная база, которая немыслима без культуры. И Рерих выискивал то общее, что объединяет разные народы.
«Культура, по убеждению Николая Рериха, едина в своей основе. Вообще он считал, что в единстве сила», – добавил директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов.
ГОРДОСТЬ ПЕТЕРБУРГА
Нельзя не упомянуть и о Пакте Рериха – первом в истории международном договоре о защите культуры, принятом в 1935 году.
«Этот договор очень важен прежде всего для нас с вами, петербуржцев, – убежден Алексей Бондаренко. – Это вклад Петербурга в мировую правовую культуру».
Николай Рерих окончил не только Академию художеств. Одновременно с этим он обучался на историческом и юридическом факультетах Санкт-Петербургского университета. Там он слушал лекции российского ученого-правоведа Федора Мартенса. Именно Мартенс составил декларации Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов. Оба документа, посвященные мирному урегулированию конфликтов в Европе, стали основой для Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года.
Наравне с ними основой этой базовой конвенции о защите культурного наследия стал и Пакт Рериха.
«Если на минутку призадуматься, то легко увидеть, что в основе Гаагской конвенции лежат три петербургских документа. Город должен этим гордиться», – считает Алексей Бондаренко.
ИНТЕРЕСНЫЕ ВЫСТАВКИ
По словам вице-губернатора Бориса Пиотровского, в Петербурге весь 2024 год проходят мероприятия, посвященные Николаю Рериху.
Так, до 10 ноября в KGallery будет работать выставка «Николай Рерих. Живопись. Графика. Документы» (0+), до 11 ноября в Музее-институте семьи Рерихов – книжная выставка «Вечный поиск».
А 20 ноября в Государственном Эрмитаже начнет работать экспозиция «Твердыня пламенная» (0+), составленная из археологических находок, религиозной живописи и предметов декоративно-прикладного искусства.