Церковь Николая Чудотворца в поселке совхоза «Буденновец» является редким для Дмитровского района памятником стиля барокко второй половины XVIII века. До 1931 года это место называлось Даниловской слободой, а еще раньше здесь располагалась усадьба, которой в XVIII-XIX вв. владели князья Прозоровские и Голицыны. Сохранившийся храм построил в своей усадьбе князь Иван Федорович Голицын – генерал императора Петра III. Общественный деятель Дмитрий Иванович Шаховской, внук декабриста Ф.П. Шаховского, называл Никольскую церковь в Даниловском одной из самых интересных в архитектурном отношении в Дмитровском уезде.
Исторические сведения о Никольской церкви мы узнаем из дела 1910 года о переделке иконостаса. В 1910 году староста церкви села Даниловское Дмитровского уезда обратился с ходатайством в духовную консисторию о переделке старого иконостаса. Рассмотрев дело, архитектурная комиссия постановила сохранить редкий иконостас в стиле барокко. Прочность иконостаса и его художественную ценность подтвердил известный архитектор того времени Иероним Севастьянович Китнер.
Прежде каменного храма на этом же месте в старину стояла деревянная пятиглавая церковь, которая во второй половине XVIII века, видимо, пришла в ветхость. По указанию владельца усадьбы Даниловское князя Ивана Федоровича Голицына в 1768 году было подано прошение в Переславскую Духовную Консисторию следующего содержания:
«Дмитровского уезда вотчины его в селе Даниловском имеется деревянная церковь во имя святителя Николая, которая от давнего строения пришла в ветхость, вместо которой он [князь И.Ф. Голицын] желает построить близ той ветхой церкви каменную в то же именование».
Духовные власти одобрили намерение князя Голицына построить новый храм. При этом бревна от старой церкви было указано разобрать и использовать на отопление каменного храма или на растопку печи для приготовления просфор.
К началу XX столетия изначальная живопись на стенах церкви уже была утрачена, зато сохранялись каменные скульптуры апостолов на фасаде церкви, пол из тарусского мрамора, колокольня, старинная храмовая утварь и иконы. В деле о переделке иконостаса среди храмовых святынь отмечена икона с врезанным ковчегом с частицей мощей блаженного Максима Московского. Вероятно, этот московский чудотворец особо почитался в селе Даниловском.
Святой блаженный Максим жил в конце XIV-первой половине XV вв. Это было тяжелое для Москвы время: набеги татар, засуха, голод и моровая язва. На примере добровольного терпения холода, болезней и насмешек блаженный учил народ христианским добродетелям: смирению, терпению, преданности и упованию на Бога. Сохранились наставления блаженного Максима Московского, которые он любил говорить народу:
«Не все по шерсти, ине и напротив; блудливой чушке – полено в шею; за дело побьют, повинись да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; всяк креститься, да не всяк молится: божница домашняя, а совесть продажная; по бороде Авраам, а по делам Хам».
Почитаемой святыней храма в Даниловском был образ святителя Николая Чудотворца. В описании 1910 года перечислялась также церковная утварь: два старинных священнических облачения с шитыми серебром по зеленому бархату оплечьями, чеканные с финифтью литургические сосуды и богослужебное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе.
Иван Федорович Голицын был известен своей преданностью императору Петру III. После дворцового переворота 1762 года, который привел на трон его жену Екатерину II, генерал-адъютант И.Ф. Голицын уехал из Петербурга и поселился в имении Даниловское Дмитровского уезда. Здесь он прожил безвыездно и уединенно вплоть до смерти Екатерины и восшествия на престол в 1796 году Павла I – сына убиенного Петра III. Именно в этот период была построена частично сохранившаяся усадьбы и кирпичная Никольская церковь. Опальный вельможа в годы своего пребывания в Даниловском был избран предводителем дворянства Дмитровского уезда.
Князь Голицын завещал имение Даниловское своей падчерице Марии Васильевне Поливановой. Она была дочерью его второй супруги Надежды Ивановны Грушецкой. Племянник Марии Васильевны Михаил Павлович Бестужев-Рюмин был одним из пяти декабристов, повешенных 25 июля 1826 года. Дмитрий Иванович Шаховской, внук другого декабриста Ф.П. Шаховского, считал, что в детстве Бестужев-Рюмин мог гостить в Даниловском у своей тетки. Вместе с С.И. Муравьевым-Апостолом М.П. Бестужев-Рюмин составил известный «Православный катехизис». Так называлась революционная прокламация, оправдывающая свержение царской власти с использованием библейских цитат.
В 1830-х гг. село Даниловское выкупила Марья Ивановна Римская-Корсакова. В «Указателе селений и жителей уездов Московской губернии» 1852 года владельцем Даниловского значилась уже ее дочь – Софья Александровна Волкова. Марья Ивановна Римская-Корсакова была одной из центральных фигур «Грибоедовской Москвы».
Поэт П. Вяземский так описывал Римскую-Корсакову и дочерей:
«Марья Ивановна Римская-Корсакова должна иметь почетное место в преданиях хлебосольной и гостеприимной Москвы. Она жила, что называется, открытым домом, давала часто обеды, вечера, балы, маскарады, разные увеселения, зимою санные катанья за городом, импровизированные завтраки… Красавицы-дочери ее, и особенно одна из них, намеками воспетая Пушкиным в «Онегине», были душою и прелестью этих собраний. Сама Марья Ивановна была тип московской барыни в хорошем и лучшем значении этого слова».
Несмотря на склонность к праздникам и веселью М. И. Римская-Корсакова была богомольна. Каждое воскресенье и среду она ходила на литургию, как правило, в Страстной монастырь, который располагался недалеко от ее московского дома. Она учила своих детей всякое дело начинать с молитвы и особенно почитала Казанскую икону Божией Матери. Во время приезда в Москву Иерусалимского греческого патриарха Римская-Корсакова поспешила познакомиться с высоким гостем и попросила его отслужить молебен в своем доме. Она также имела ежегодный обычай ездить в паломничество в Ростов Великий.
Марья Ивановна Римская-Корсакова была погребена на Дмитровской земле в Николо-Пешношском монастыре. Там же за двадцать лет до этого в 1813 году была похоронена ее дочь Варвара, скончавшаяся от чахотки.
В советские годы Никольский храм был закрыт и замечательный архитектурный памятник понес многие утраты: исчезло внутреннее убранство, купол, упоминавшийся иконостас и колокольня. Считается, что колокольня церкви села Даниловского строилась по тому же проекту, что и колокольня несохранившейся московской церкви Бориса и Глеба на Арбате работы зодчего К. И. Бланка. До 1993 года ценный архитектурный памятник использовался в качестве склада совхоза «Буденновец», затем стоял бесхозным. За полвека забвения храм оказался в аварийном состоянии, но сегодня Никольский храм в Даниловском возрождается.