Найти в Дзене

Церковь в совхозе «Буденновец». Даниловская слобода. Князь Иван Голицын и декабрист Бестужев-Рюмин

Фото: Антон Саков
Фото: Антон Саков

Церковь Николая Чудотворца в поселке совхоза «Буденновец» является редким для Дмитровского района памятником стиля барокко второй половины XVIII века. До 1931 года это место называлось Даниловской слободой, а еще раньше здесь располагалась усадьба, которой в XVIII-XIX вв. владели князья Прозоровские и Голицыны. Сохранившийся храм построил в своей усадьбе князь Иван Федорович Голицын – генерал императора Петра III. Общественный деятель Дмитрий Иванович Шаховской, внук декабриста Ф.П. Шаховского, называл Никольскую церковь в Даниловском одной из самых интересных в архитектурном отношении в Дмитровском уезде.

Исторические сведения о Никольской церкви мы узнаем из дела 1910 года о переделке иконостаса. В 1910 году староста церкви села Даниловское Дмитровского уезда обратился с ходатайством в духовную консисторию о переделке старого иконостаса. Рассмотрев дело, архитектурная комиссия постановила сохранить редкий иконостас в стиле барокко. Прочность иконостаса и его художественную ценность подтвердил известный архитектор того времени Иероним Севастьянович Китнер.

-2

Прежде каменного храма на этом же месте в старину стояла деревянная пятиглавая церковь, которая во второй половине XVIII века, видимо, пришла в ветхость. По указанию владельца усадьбы Даниловское князя Ивана Федоровича Голицына в 1768 году было подано прошение в Переславскую Духовную Консисторию следующего содержания:

«Дмитровского уезда вотчины его в селе Даниловском имеется деревянная церковь во имя святителя Николая, которая от давнего строения пришла в ветхость, вместо которой он [князь И.Ф. Голицын] желает построить близ той ветхой церкви каменную в то же именование».

Духовные власти одобрили намерение князя Голицына построить новый храм. При этом бревна от старой церкви было указано разобрать и использовать на отопление каменного храма или на растопку печи для приготовления просфор.

-3

К началу XX столетия изначальная живопись на стенах церкви уже была утрачена, зато сохранялись каменные скульптуры апостолов на фасаде церкви, пол из тарусского мрамора, колокольня, старинная храмовая утварь и иконы. В деле о переделке иконостаса среди храмовых святынь отмечена икона с врезанным ковчегом с частицей мощей блаженного Максима Московского. Вероятно, этот московский чудотворец особо почитался в селе Даниловском.

-4

Святой блаженный Максим жил в конце XIV-первой половине XV вв. Это было тяжелое для Москвы время: набеги татар, засуха, голод и моровая язва. На примере добровольного терпения холода, болезней и насмешек блаженный учил народ христианским добродетелям: смирению, терпению, преданности и упованию на Бога. Сохранились наставления блаженного Максима Московского, которые он любил говорить народу:

«Не все по шерсти, ине и напротив; блудливой чушке – полено в шею; за дело побьют, повинись да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; всяк креститься, да не всяк молится: божница домашняя, а совесть продажная; по бороде Авраам, а по делам Хам».

Почитаемой святыней храма в Даниловском был образ святителя Николая Чудотворца. В описании 1910 года перечислялась также церковная утварь: два старинных священнических облачения с шитыми серебром по зеленому бархату оплечьями, чеканные с финифтью литургические сосуды и богослужебное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе.

-5

Иван Федорович Голицын был известен своей преданностью императору Петру III. После дворцового переворота 1762 года, который привел на трон его жену Екатерину II, генерал-адъютант И.Ф. Голицын уехал из Петербурга и поселился в имении Даниловское Дмитровского уезда. Здесь он прожил безвыездно и уединенно вплоть до смерти Екатерины и восшествия на престол в 1796 году Павла I – сына убиенного Петра III. Именно в этот период была построена частично сохранившаяся усадьбы и кирпичная Никольская церковь. Опальный вельможа в годы своего пребывания в Даниловском был избран предводителем дворянства Дмитровского уезда.

-6

Князь Голицын завещал имение Даниловское своей падчерице Марии Васильевне Поливановой. Она была дочерью его второй супруги Надежды Ивановны Грушецкой. Племянник Марии Васильевны Михаил Павлович Бестужев-Рюмин был одним из пяти декабристов, повешенных 25 июля 1826 года. Дмитрий Иванович Шаховской, внук другого декабриста Ф.П. Шаховского, считал, что в детстве Бестужев-Рюмин мог гостить в Даниловском у своей тетки. Вместе с С.И. Муравьевым-Апостолом М.П. Бестужев-Рюмин составил известный «Православный катехизис». Так называлась революционная прокламация, оправдывающая свержение царской власти с использованием библейских цитат.

В 1830-х гг. село Даниловское выкупила Марья Ивановна Римская-Корсакова. В «Указателе селений и жителей уездов Московской губернии» 1852 года владельцем Даниловского значилась уже ее дочь – Софья Александровна Волкова. Марья Ивановна Римская-Корсакова была одной из центральных фигур «Грибоедовской Москвы».

-7

Поэт П. Вяземский так описывал Римскую-Корсакову и дочерей:

«Марья Ивановна Римская-Корсакова должна иметь почетное место в преданиях хлебосольной и гостеприимной Москвы. Она жила, что называется, открытым домом, давала часто обеды, вечера, балы, маскарады, разные увеселения, зимою санные катанья за городом, импровизированные завтраки… Красавицы-дочери ее, и особенно одна из них, намеками воспетая Пушкиным в «Онегине», были душою и прелестью этих собраний. Сама Марья Ивановна была тип московской барыни в хорошем и лучшем значении этого слова».

Несмотря на склонность к праздникам и веселью М. И. Римская-Корсакова была богомольна. Каждое воскресенье и среду она ходила на литургию, как правило, в Страстной монастырь, который располагался недалеко от ее московского дома. Она учила своих детей всякое дело начинать с молитвы и особенно почитала Казанскую икону Божией Матери. Во время приезда в Москву Иерусалимского греческого патриарха Римская-Корсакова поспешила познакомиться с высоким гостем и попросила его отслужить молебен в своем доме. Она также имела ежегодный обычай ездить в паломничество в Ростов Великий.

-8

Марья Ивановна Римская-Корсакова была погребена на Дмитровской земле в Николо-Пешношском монастыре. Там же за двадцать лет до этого в 1813 году была похоронена ее дочь Варвара, скончавшаяся от чахотки.

В советские годы Никольский храм был закрыт и замечательный архитектурный памятник понес многие утраты: исчезло внутреннее убранство, купол, упоминавшийся иконостас и колокольня. Считается, что колокольня церкви села Даниловского строилась по тому же проекту, что и колокольня несохранившейся московской церкви Бориса и Глеба на Арбате работы зодчего К. И. Бланка. До 1993 года ценный архитектурный памятник использовался в качестве склада совхоза «Буденновец», затем стоял бесхозным. За полвека забвения храм оказался в аварийном состоянии, но сегодня Никольский храм в Даниловском возрождается.