Прошло больше 30 лет со дня народного восстания 3 октября 1993 г, но люди помнят это событие, этот героический прорыв омоновского оцепления. Почтить героев 3-го октября 2024 года на Дружинниковской улице, возле памятника –баррикады, собрались коммунисты и левые патриоты: товарищи из РКРП-КПСС,РОТ ФРОНТа, ОКП, «Трудовой России», «Другой России».
Собравшиеся возложили цветы к баррикаде возле стадиона «Красная Пресня», а перед возложением прозвучало несколько выступлений представителей этих партий.Вёл это мероприятие Д. Зоммер из ОКП (бывший только недавно кандидатом в депутаты Реутовского местного совета и занявший 6-е, не проходное, место). Hа мероприятии присутствовал и ещё один активист ОКП, бывший кандидатом в депутаты по округу Медведково и Свиблово – Тимур Галеев, которому Московская организация РКРП активно помогала в предвыборный период, и набравший 5%голосов избирателей в борьбе против применившего административный ресурс главы Мосгордумы единоросса Шапошникова.
Первое слово было предоставлено лидеру ОКП В.Лакееву. Он повторил слова Д.Зоммера о том, что люди надеялись, люди верили, что будет свергнут ненавистный режим Ельцина, что к власти придёт левопатриотическое правительство. А через короткое время после этих событий речь шла уже даже не о восстановлении Союза, а о сохранении целостности России, потому что через год началась война в Чечне. Не помогло Дудаеву, что в дни переворота он послал Ельцину верноподданническую телеграмму «Одобряю и поддерживаю то, что вы сделали здесь, на Красной Пресне». Все эти годы, которые прошли после этих событий, левые силы скандировали: «Банду Ельцина под суд!»
Слово получил М.Аксель («Другая Россия» Эдуарда Лимонова), он напомнил, как здесь расстреливали законно избранный парламент из танков, и снайперы убивали ни в чём не повинных людей. Поэтому давайте скажем: «Не забудем, не простим!» - этот лозунг был подхвачен участниками акц ии и повторён троекратно.
Затем выступал член МК РКРП-КПСС А.Буслаев, сказавший, что 31 год назад произошло одно из ключевых событий новейшей истории. Мы, последовательные коммунисты, отмечаем 3-е октября, потому что это день народного восстания. И хотя именно сейчас нет возможности повторения этих событий, но опыт их надо изучать, чтобы не повторять тогдашних ошибок. После Парижской Коммуны 1871 года К.Маркс и В.И.Ленин восхищались героизмом коммунаров, но честно указывали на их ошибки. Одной из ошибок восставших 1993 года была нерешительность руководителей восстания – членов Верховного Совета, что являлось следствием их буржуазной сущности: на тот момент это был уже не Совет в ленинском понимании, а буржуазный парламент. Депутаты были дискредитированы своей поддержкой Ельцина в предыдущие годы. Но в то же время коммунисты сделали правильно, что приняли самое активное участие в защите Верховного Совета, потому что в нём ещё сохранялись элементы Советской власти. В случае, если бы в октябре 1993 г. сторонники Верховного Совета победили, то понятно, что это не привело бы сразу к восстановлению социализма, но буржуазные реформы значительно замедлились бы, и за это время коммунисты смогли бы организоваться. Если бы тогда буржуазная демократия победила, то сейчас не было бы того путинского «дня сурка», который продолжается уже 25 лет. И поэтому мы должны помнить события октября 1993 года не просто как одну из дат в календаре, а именно как опыт восстания, изучать эти события и использовать те положительные наработки в организации революционной борьбы и не повторять тех ошибок, которые тогда были допущены. Рано или поздно мы победим.
Участница событий 1993 года В.Басистова отметила, что, хотя и над Домом Советов тоже был буржуазный триколор, но мы понимали, что в этом случае, когда надо выбрать из двух, извините, куч дерьма, и одно было холерное (это либерал-фашисты, сторонники Ельцина, которые хотели и дальше продавать всё Америке), а другое просто дурно пахло (а тележка, чтобы его вывезти, только одна), то от холерного надо избавиться в первую очередь. Коммунисты сделали выбор. Когда 3-го октября мы вышли из станции метро «Октябрьская-кольцевая» и увидели цепь ОМОНовцев, которые не пускали народ на площадь, а всех направляли направо, на Ленинский проспект, то там, в начале Ленинского проспекта, мы увидели огромную толпу, колонну, в основном молодых – 30-40-летних мужчин.Это было потрясающе! Откуда они взялись? Ведь все последние дни мы агитировали у заводов, в переходах метро, чтобы люди шли защищать Дом Советов, но положительной реакции практически не было. И вот теперь вышли тысячи. Огромная ! Эти люди через несколько минут рвали цепи ОМОНа и снимали блокаду Дома Советов. Я шла в хвосте этой толпы – знаете, как голова кометы пролетела, а сзади хвост, такой более разреженный – и видела эти покорёженные машины, осколки битого стекла, лужи красной воды на асфальте…
Сейчас кажется, что вокруг полное затишье. Тогда ведь тоже мы не чувствовали, что народ готов поддержать, что он выйдет – а он вышел. Я не хочу быть слишком оптимистом и предполагать, что в настоящее время что-то серьёзное произойдёт. Причём, если произойдёт, то тут надо не ошибиться и не поддержать прозападных либерал-фашистов. Но то, что за этим молчанием может быть скрыт накапливающийся гнев и решимость, как тогда, в 93-м – это вполне возможно. Вспоминаются строки поэта: «Не бойся, что вокруг глухая тишина, то – тишина перед грозою. Она не спит, твоя родная сторона, она готовится к решительному бою! Все честные сердца кругом потрясены… Растёт народный гнев, как буря в океане! И пусть пока враги беспечны и сильны, их пир – безумцев пир на пышущем вулкане…» И сейчас мы имеем основания думать, что лава внизу под землёй – она постепенно всё равно копится. Она прорвётся. Как скоро это произойдёт – мы не можем знать. Но это будет. А пока надо работать на то, чтобы просвещать людей и показывать путь. И напоминать им всегда о подвиге тех, кто защищал Дом Советов.
В заключении Д.Зоммер сказал: То, что было в 93-м году, то, что было в 91-м году, когда перестала существовать наша единая Родина – мы получили продолжение и отголоски этого в течение всех последующих десятилетий в виде гражданских войн и конфликтов, в виде гражданской войны на Донбассе, в виде неонацистских и откровенно фашистских режимов в республиках Прибалтики, на территории Украины – всё это есть последствия 91-го года, всё это есть последствия 12-го июня 90-го года, и всё это есть последствия пришедших к власти буржуазных диктатур, таких, как та, которую возглавлял бывший президент Ельцин, который расстрелял защитников Верховного Совета и законные органы власти в нашей стране. Давайте в память тех, кто отдал свою жизнь защищая Родину в 90-м году, кто отдаёт свою жизнь за свободу и независимость,защищая нашу Родину в наши дни, объявим минуту молчания! Участники акции в минуте молчания склонили головы. Потом они возложили цветы к памятникам мемориального комплекса, больше всего – к знаменитой Баррикаде.
А 4-го октября, несмотря на проливной дождь, члены Московской парторганизации РКРП-КПСС тт. Глаголева и Панасенкова посетили могилу Игоря Остапенко, офицера, верного присяге Советской Армии.
5-го октября в Доме Московского долголетия прошёл второй в этом сезоне концерт студии «Союз», посвященной в основном трагедии 1993 года. В зале висели флаги СССР и РКРП. Звучали стихи основателя студии Б.Гунько, Некрасова и других передовых поэтов 19-го века, созвучные нынешнему настроению, которые прочитали члены РКРП Г. Алёхин и В.Басистова. А. Беляев исполнил свои знаменитые песни на стихи Н.Бондаренко и Пшеничного, посвящённые теме расстрела Дома Советов, О.Русакова – не менее известные песни Харчикова о том же. Прочёл своё стихотворение на эту тему и Андрей Лишневский. Очень сильно прозвучали песни Николая Прилепского: «Горят огни», «Реформаторам» и «Рабочий район». Пришедший на концерт председатель Общества российско-болгарской дружбы шокировал коммунистов своим странным выступлением, но получил достойный отпор. Были и другие выступления. Зрителям и участникам концерта раздали свежие номера газеты нашей партии.
События 1993 года напоминают нынешние события в ДНР и ЛНР, когда антифашисты сплотились для отпора реакции, и в этом их сегодняшняя актуальность.
В. Басистова и Г. Алёхин