Найти тему

Суеверие

Недавно, прогуливаясь с другом по городу, я заметил забавную картину: над тротуаром один столб подпирал другой, а мой друг, не задумываясь, обошел его стороной по газону. Я же, не колеблясь, прошел под ними. По вытоптанной дорожке на траве было видно, что он далеко не один такой. Узнав, понимает ли он, что это суеверие, выяснилось, что не во все он верит. Какие-то он принимает, а некоторые – нет.

Меня заинтересовало, что движет людьми, принимающими решения в подобных ситуациях. Ведь, по сути, это всего лишь суеверие.

В 1967 году Г. Стивенсон, изучая поведение приматов, провел любопытный эксперимент. Он поместил пять обезьян в комнату, где на верхушке лестницы, в центре, лежали бананы. Каждый раз, когда одна из обезьян пыталась взять банан, всю группу обливали холодной водой. Таким образом, у группы выработалось понимание, что трогать бананы опасно, и в случае, если одна из обезьян осмеливалась нарушить это правило, ее избивала вся группа, не допуская этого.

Затем ученый заменил одну из обезьян. Новичок, естественно, первым делом полез за бананами, но был избит остальной группой. После нескольких избиений он перестал пытаться взять бананы, хотя и не знал последствий этих действий.

После заменяют вторую обезьяну. И еще недавно новый член группы, уже активно участвовал в избиении новичка при попытке взять приманку. Тоже самое происходило и с третьей, четвертой.

Когда заменили последнюю, пятую обезьяну, единственного оставшегося свидетеля последствий холодного душа, ученый отключил его. В комнате остались только те, кто ни разу не испытал на себе холодную воду. Последняя, новая обезьяна, тоже узнала, каковы будут последствия, если она осмелится удовлетворить свое желание.

Стивенсон сделал вывод, что нет смысла в дальнейшем заменять обезьян. В среде (в комнате) установилось негласное правило: не важно почему, но так делать нельзя, и любые попытки нужно пресекать.

Суеверие (не путать с приметой) – образовано от двух слов: суе (ложный, напрасно, попусту) и вера. Т.е. ложная, пустая вера.

Суеверия можно рассматривать как форму психического отражения окружающего и внутреннего мира, не требующую логических доказательств. Они удовлетворяются любым предлагаемым решением в ответ на возникающую ситуацию. Суеверия позволяют действовать в упрощенной форме, без опоры на логические рассуждения.

В основе суеверий лежит приобретение уверенности в себе, избавление от тревожности, страха. Они являются защитным механизмом для сохранения своих внутренних убеждений.

Суеверные люди тесно связаны со страхом перед свободой и ответственностью. Свобода неразрывно связана с тревогой, так как требует, чтобы человек сам отвечал за свои решения, поступки, трудности, а также, чтобы он прикладывал волевые усилия для изменения своей жизни. Ответственность означает авторство своего жизненного пути. Люди же обычно сопротивляются принятию ответственности и осознанию себя как создателя своих проблем и жизненных затруднений.

Абрахам Маслоу писал о суевериях так: "Можно сказать, что суеверия как стереотипные, привычные способы решения проблем позволяют человеку справляться со своим страхом перед неизвестностью и неопределенностью и таким образом способствуют его адаптации к статичным и повторяющимся явлениям. При этом суеверия препятствуют преобразованию и развитию человека, креативности и изобретательности. В результате суеверия как аффективное явление мешают реализации познавательных и творческих возможностей индивида, одновременно обеспечивая ему безопасность, защиту, привычность."

Для развития личности необходимы волевые усилия, регулярное преодоление себя. Суеверие – как новая форма, отпочковавшаяся от стереотипа, то, что дарует поддержку прошлого опыта, уверенность в действии, но не доказанный результат.

Человек перенимает их в процессе взросления от среды, общества, семьи. Порой, чтобы разобраться в собственном не функциональном поведении, необходим специалист, так как некоторые стереотипы скрываются под маской верных действий.