Уважаемые читатели, позвольте мне представить вам пять ключевых аргументов, которые можно использовать в сочинениях на ОГЭ и ЕГЭ, опираясь на роман И.А. Гончарова "Обломов". Это произведение, являющееся одним из величайших достижений русской литературы, предоставляет богатейший материал для размышлений о человеческой природе, обществе и вечных вопросах бытия.
1. Феномен "обломовщины" как отражение русского национального характера
"Обломовщина" - это не просто лень и апатия главного героя. Это целое явление, глубоко укоренившееся в русской культуре и менталитете. Гончаров через образ Ильи Ильича Обломова показывает нам целый пласт русского общества, его характерные черты и проблемы.
Обломов - это не просто лентяй. Это человек, воплощающий в себе определенный тип русского характера:
- мечтательность
- созерцательность
- стремление к покою и гармонии
- неспособность к активному действию
Вспомним, как Гончаров описывает типичный день Обломова:
"Он лежит себе, лежит; утро настанет, надо вставать, а ему и не хочется, и не можется... Так и пройдет утро, а там и обед, а там... и вечер, и опять спать."
Эта картина не просто вызывает улыбку, она заставляет задуматься: а не знакомы ли нам эти черты? Не видим ли мы их в себе или в окружающих?
Но "обломовщина" - это не только лень. Это еще и особое отношение к жизни, стремление к идеалу, которое парадоксальным образом приводит к бездействию. Обломов постоянно мечтает о лучшей жизни, но не делает ничего, чтобы эти мечты воплотить:
"Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей. Да! Я хочу жить, чтоб трудиться... Зачем же я не тружусь? Что мешает мне?"
Эти слова Обломова показывают нам всю трагедию его характера: он понимает необходимость труда, но не может преодолеть свою природу.
Интересно, что Гончаров не просто критикует "обломовщину". Он показывает ее истоки, ее глубинные причины. Вспомним знаменитый "сон Обломова", где автор описывает идиллическую жизнь в Обломовке:
"Там нет ни страстей, ни случайностей, ни беспокойства, ни тревог; там не было и в помине вопросов о том, зачем живет человек, для чего родится, для чего умирает."
Эта картина показывает нам, откуда берется "обломовщина": из патриархального уклада жизни, из стремления к покою и безмятежности.
Используя этот аргумент в сочинении, можно рассуждать о национальном характере, о его сильных и слабых сторонах. Можно поразмышлять о том, насколько актуальна проблема "обломовщины" в современном мире, где ценятся активность и предприимчивость. Возможно ли преодолеть "обломовщину", и нужно ли это делать? Не теряем ли мы что-то важное, отказываясь от созерцательности и стремления к покою?
2. Противопоставление деятельного и созерцательного начал в жизни
Роман "Обломов" - это не просто история о ленивом помещике. Это глубокое философское размышление о двух противоположных подходах к жизни: деятельном и созерцательном. Эти два начала воплощаются в образах Ильи Обломова и Андрея Штольца.
Обломов - это воплощение созерцательного начала. Он предпочитает размышлять, мечтать, наслаждаться покоем:
"Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием."
Эта фраза показывает нам, насколько глубоко укоренилась в Обломове привычка к бездействию. Для него это не просто лень, а целая философия жизни.
Штольц, напротив, олицетворяет деятельное начало. Он постоянно в движении, постоянно стремится к чему-то новому:
"Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента - посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу - выбирают его."
Штольц - это человек нового времени, энергичный, целеустремленный, практичный.
Интересно, что Гончаров не становится однозначно на чью-либо сторону. Он показывает достоинства и недостатки обоих подходов к жизни. Да, Обломов пассивен и не реализует свой потенциал. Но при этом он способен на глубокие чувства, на понимание красоты жизни:
"Он любил вглядываться в лица, в физиономии, в походку встречных и знакомых, прислушиваться к их словам, голосу, интонациям, стараясь угадать из того и другого их характер, настроение духа, образ мыслей."
Штольц же, при всей своей успешности, порой кажется слишком рациональным, неспособным на глубокие эмоции.
Гончаров показывает нам, что идеал - это гармоничное сочетание деятельного и созерцательного начал. Не случайно Ольга Ильинская, одна из главных героинь романа, находит счастье именно со Штольцем, но при этом сохраняет теплые чувства к Обломову.
Используя этот аргумент в сочинении, можно рассуждать о балансе между активностью и созерцательностью в жизни человека. Можно поразмышлять о том, как найти золотую середину между стремлением к успеху и умением наслаждаться моментом. Актуальна ли эта проблема в современном мире, где часто преобладает культ успеха и достижений?
3. Тема любви и ее роль в жизни человека
Роман "Обломов" - это не только социально-психологическое исследование. Это еще и глубокое размышление о любви, о ее различных проявлениях и о том, как она может изменить человека.
В романе мы видим две основные любовные линии: отношения Обломова с Ольгой Ильинской и с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. Эти две истории любви показывают нам разные грани этого чувства и разное его влияние на человека.
Любовь Обломова и Ольги - это история возвышенного, романтического чувства. Ольга пробуждает в Обломове стремление к лучшему, заставляет его меняться:
"Он чувствовал, что начинает жить, что на него повеяло радостным, светлым лучом, что в нем играет что-то... Он даже подбежал к зеркалу и долго смотрелся в него... Нет, он решительно похорошел!"
Эта любовь словно пробуждает Обломова от спячки, заставляет его действовать, стремиться к чему-то. Но, увы, этого оказывается недостаточно, чтобы полностью изменить его натуру.
История любви Обломова и Агафьи Матвеевны - это совсем другое чувство. Это тихая, спокойная привязанность, основанная на заботе и уюте:
"Она все делала и продолжала делать, что делала прежде; она была в вечном движении, как неутомимый маятник, колебалась между кухней, кладовой и комнатами, как будто для нее не было никакого другого счастья, никакого другого занятия."
Эта любовь не требует от Обломова изменений, она принимает его таким, какой он есть. И именно в этих отношениях Обломов находит свое счастье.
Интересно, что Гончаров не дает однозначной оценки этим двум видам любви. Он показывает, что каждый из них имеет свою ценность, свою красоту. Любовь Ольги и Штольца - это любовь-партнерство, основанная на взаимном развитии и поддержке. Любовь Обломова и Агафьи Матвеевны - это любовь-забота, основанная на принятии и уюте.
Используя этот аргумент в сочинении, можно рассуждать о разных проявлениях любви, о том, как это чувство может влиять на человека. Можно поразмышлять о том, что такое настоящая любовь - та, что заставляет нас меняться, или та, что принимает нас такими, какие мы есть? Актуальны ли эти вопросы в современном мире, где отношения часто становятся поверхностными и кратковременными?
4. Проблема воспитания и его влияния на формирование личности
Роман "Обломов" поднимает важную тему воспитания и его роли в формировании характера человека. Гончаров показывает нам, как среда, в которой вырос человек, влияет на его мировоззрение и поведение.
Обломов - продукт патриархального воспитания. Вспомним знаменитый "сон Обломова", где автор описывает идиллическую жизнь в Обломовке:
"Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкими, теплыми лучами его начинающаяся жизнь, и, уже наполненная, не допускает потом ничего другого."
Это описание показывает нам, как формировался характер Обломова: в атмосфере покоя, неги, отсутствия необходимости что-либо делать самому. Неудивительно, что, став взрослым, Илья Ильич не может преодолеть эту привычку к бездействию.
Контрастом к Обломову выступает Андрей Штольц. Его воспитание было совершенно иным:
"Маленький Андрюша так и остался, с тех пор как начал себя помнить, под деспотическим влиянием этого германского элемента, и ему некуда было спрятаться от него."
Штольц с детства привык к труду, к дисциплине, к постоянному саморазвитию. Это сформировало его характер - деятельный, целеустремленный, практичный.
Интересно, что Гончаров не просто показывает эти два типа воспитания, но и размышляет об их последствиях. Обломов, при всей своей лени и бездеятельности, сохраняет чистоту души, способность к глубоким чувствам. Штольц же, при всех своих достоинствах, порой кажется слишком рациональным, даже холодным.
Автор подводит нас к мысли, что идеальное воспитание должно сочетать лучшие черты обоих подходов: трудолюбие и целеустремленность Штольца с душевностью и способностью наслаждаться жизнью Обломова.
Используя этот аргумент в сочинении, можно рассуждать о роли воспитания в формировании личности. Можно поразмышлять о том, как найти баланс между развитием практических навыков и сохранением душевной чуткости. Актуальна ли эта проблема в современном мире, где часто преобладает ориентация на успех и достижения, иногда в ущерб эмоциональному развитию?
5. Тема дружбы и ее значение в жизни человека
Одно из центральных мест в романе "Обломов" занимают отношения главного героя, Ильи Ильича Обломова, и его старого друга Андрея Ивановича Штольца. Их дружба - это подлинный союз двух противоположностей, но Гончаров показывает, что настоящая дружба способна преодолеть любые различия.
Обломов и Штольц - это два полюса русской души, воплощение двух противоположных подходов к жизни. Обломов - мечтатель и созерцатель, погруженный в свой внутренний мир и пассивно принимающий происходящее вокруг. Штольц же, напротив, олицетворяет деятельное, практичное начало, он постоянно в движении, стремясь к новым свершениям.
Казалось бы, что может объединять двух таких разных людей? Но Гончаров показывает, что истинная дружба способна преодолеть любые различия. В основе отношений Обломова и Штольца лежат взаимопонимание, поддержка и принятие друг друга. Штольц, несмотря на свое практичное отношение к жизни, умеет ценить созерцательность и душевность Обломова:
"Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в университетской аудитории и в играх с деревенскими мальчишками, в толках с их отцами и на московских базарах."
Эта характеристика Штольца показывает, что в нем сочетаются черты двух культур - немецкой практичности и русской душевности. Именно это позволяет ему понять и принять Обломова таким, какой он есть.
Интересно, что даже после разрыва отношений Обломова и Ольги Ильинской, Штольц продолжает заботиться о своем друге. Он пытается вытащить Обломова из состояния апатии, предлагает ему переехать к себе. Эти действия Штольца показывают, что настоящая дружба не знает границ и продолжается несмотря ни на что.
Используя этот аргумент в сочинении, можно рассуждать о роли дружбы в жизни человека, о том, как она помогает преодолевать трудности и обретать гармонию. Можно также поразмышлять о том, как образ дружбы Обломова и Штольца перекликается с вечными темами русской литературы - темами поиска смысла жизни, противостояния деятельного и созерцательного начал, а также о том, что значит быть настоящим другом.