Часть 3
Этот закон наиболее сложный для понимания.
Вначале дадим определение основным понятиям этой темы.
Качество
Качество вещи в повседневной жизни мы оцениваем наличием в ней нескольких важных для нас свойств. Например, обувь должна быть удобна, не натирать ноги, не промокать; кому-то нужно, чтобы она была модной, из определенного материала, определенного цвета. Набор значимых для нас свойств вещи определяет качество этой вещи для нас.
Свойство вещи есть проявление ее взаимодействия с другими вещами. В нашем примере обувь взаимодействует с нашими ногами, и мы оцениваем комфортность этого взаимодействия.
Любая вещь существует во взаимодействиях с бесконечным количеством других вещей, следовательно, обладает бесконечным количеством свойств. Задача науки – познавать вещи, открывать их новые свойства, чтобы использовать вещи в их новых качествах на благо человека.
В одно и то же время вещь может иметь два противоположных свойства по отношению к разным вещам. Например, вода при температуре 40℃ холодна для заваривания чая и горяча для проявления фотоплёнки, или гиря 16 кг легка для тяжелоатлета и неподъемна для двухлетнего ребенка.
Чем же отличается одна вещь от другой? Только своими свойствами. Но у каждой вещи бесконечное количество свойств, подавляющее большинство из которых мы вообще не знаем. Значит, качество вещи есть совокупность всех ее свойств.
Тут возникает вопрос: существуют ли в природе одинаковые вещи? Нет, не существуют. Любая отдельная вещь потому и отдельная, что имеет свойства отличные от свойств других вещей. Самое первое свойство, отличающее ее от других – это ее пространственное положение, т.е. данная вещь единственная занимает определенное место во всём Мироздании, а из этого следуют ее разные взаимосвязи с окружающими ее вещами, что проявляется в разных ее свойствах.
В повседневной жизни мы оцениваем качество вещи наличием лишь важных для нас свойств, и значит, многие однородные вещи будут для нас одинаковыми. Например, все хлебные батоны одного типа, все конфеты одного наименования.
Таким образом, научное (разум, диалектическая логика) понимание качества вещи отличается от обыденного (здравый смысл, формальная логика). Исходя из научного понимания качества вещи, следует, что в природе не было, нет и не будет двух одинаковых вещей. Каждая вещь единственная, уникальная, такой не было никогда и не будет. Особенно это нужно знать и помнить в отношении каждого человека, помочь каждому проявить в жизни как можно больше полезных для людей его свойств.
Здесь мы говорили о качестве вещей. А, что же такое качество вообще? Качество вообще есть то, что определяет вещь как единственную, неповторимую, отличную от других вещей. Или еще точнее, качество есть то, что делает вещь единственной и неповторимой во все времена во всём Мироздании.
А теперь, внимание! Следующий вывод будет проверкой уяснения слушателями всего вышесказанного и для многих будет шокирующим.
Из утверждения, что не существует двух одинаковых вещей следует, что не существует двух одинаковых атомов любого химического элемента, двух одинаковых протонов, нейтронов и прочих микрочастиц.
Чтобы отойти от шока, взгляните на человечество со стороны; оно состоит из десятка миллиардов людей, и среди них нет двух одинаковых. Физик Джон Нельсон из Университета штата Аризона выяснил, что число возможных типов снежинок на Земле представляет собой совершенно немыслимую цифру – примерно единицу с 768 нулями. По мнению ученого, это означает, что шансы когда-либо найти две одинаковые снежинки стремятся к нулю. Но, если бы Джон Нельсон, как и другие ученые исследовавшие снежинки и получившие различные величины вероятности существования двух одинаковых снежинок, знали и понимали диалектику, то не тратили бы свои время и силы на эти ненужные бестолковые исследования, и, возможно, в другом исследовании привнесли в науку что-то действительно ценное и истинное.
Количество
Любая вещь состоит (сложена) из множества более простых вещей, которые являются ее элементами. По отношению к своим элементам вещь является сложной, но по отношению к вещи, в которую она входит как элемент, является простой. Например, двигатель автомобиля является сложной вещью по отношению к деталям, из которых он состоит (поршни, валы, болты, гайки), но по отношению к автомобилю сам является простой вещью. Следовательно, любая вещь является одновременно и сложной, и простой. Поэтому при сравнении вещей правильнее говорить о более сложной или более простой вещи.
Здесь нужно отметить, что любая вещь состоит не из сваленных как попало в кучу более простых вещей, а расположенных в определенных местах, соединенных определенными связями друг с другом, т.е. организованных определенным образом. Только при определенной организации всех своих элементов вещь приобретает все свои свойства, т.е. качество.
Сваленные в кучу элементы вещи представляют собой лишь количественный набор ее необходимых элементов, или простое количество.
Организованные определенным образом элементы вещи образуют саму вещь, которая отличается от других вещей своим качеством. Значит, количество элементов вещи, организованное определенным образом, придает вещи качество, короче говоря, качество есть определенное количество.
Таким образом, мы дали два определения качеству вещи: с внешней стороны через отношения вещи с другими вещами (качество вещи есть совокупность всех ее свойств) и с внутренней стороны через ее элементы, через ее строение (качество есть определенное количество). Нас интересует второе и, конкретно, взаимоотношения качества и количества.
Запишем определения различным названиям количества, чтобы понять их яснее.
Простое количество – это все элементы вещи в безразличном отношении друг к другу.
Определенное количество – это все элементы вещи, организованные определенным образом (местоположение элементов и их связи между собой), т.е. внутреннее устройство вещи.
Количество вообще - это наличие отдельных вещей безразличных друг другу.
Из определений качества и количества вещи следуют необходимые моменты их взаимоотношений, их взаимосвязи.
Качество и количество – противоположности. Качество представляет вещь как единое целое со всеми ее свойствами. Количество представляет вещь как сложенную из множества других, более простых вещей со своими (другими) свойствами.
Качество и количество вещи едины и не разделимы. Качество, исходя из свойств вещи, устанавливает необходимое количественное разнообразие элементов, а количество, организовываясь определенным образом, создает и сохраняет качество.
Если изменить количество, добавив к нему какой-то новый элемент, который войдет во взаимодействие с имеющимися элементами, или отняв от него какой-то имеющийся элемент, тем самым разорвав все его связи, то изменится определенное количество, т.е. качество. Это значит, что изменение качества вещи происходит при количественном прибавлении или убавлении в ней элементов (вещества).
Если же в вещь добавить энергии или из вещи изъять часть энергии, то количество не изменится, но изменятся связи между элементами вещи, т.е. изменится определенное количество, т.е. качество. Это значит, что изменение качества вещи происходит при количественном прибавлении или убавлении в ней энергии.
Из вышесказанного следует вывод: изменение качества вещи может происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления в ней вещества или энергии.
Примером изменения качества вещи при изменении в ней количества вещества является Периодическая система химических элементов Менделеева Д.И.
Простейшим примером изменения качества вещи путем добавления в нее энергии является переделка графита в алмаз. В графите атомы углерода соединены между собой слабыми связями, поэтому графит мягкий материал. Под большим давлением связи в графите разрываются, определенное количество (качество) превращается в простое количество не связанных друг с другом атомов углерода, а потом возникают новые связи, сильные связи, простое количество переходит в новое определенное количество (в количество, организованное по-другому, в новое качество) – алмаз. Свойства графита и алмаза различны из-за различия их кристаллических решеток (различных связей между атомами углерода).
На рисунке показаны еще три типа кристаллических решеток из атомов углерода – трех других материалов: графена, фуллерена и нанотрубки.
Таким образом, в общем случае изменение качества вещи осуществляется поочередным переходом качества в количество и количества в качество; старое качество сначала переходит в простое количество (разрушаются связи элементов вещи), а потом это простое количество переходит в новое определенное количество (добавляются новые элементы, устраняются ненужные элементы, образуются новые связи элементов), т.е. появляется новое качество вещи. Поочередных переходов может быть огромное множество в зависимости от вещи, т.е. процесс изменения качества вещи имеет различную продолжительность для разных вещей.
Вещь в процессе своего существования постоянно изменяется, ее качество и количество постоянно изменяются, качество переходит в количество, а количество - в качество. Качественные изменения вызывают количественные изменения, а количественные изменения вызывают качественные изменения, - такое происходит постоянно в любой вещи.
Для примера рассмотрим процесс создания семьи.
Семья возникает с момента взаимной симпатии, взаимной влюблённости людей. По мере развития отношений между ними этот зародыш семьи или погибает (влюблённые теряют интерес друг к другу и расходятся), или крепнет духовно, и переходит в период становления семьи, в период материального воплощения. Чтобы семья утвердилась в своем существовании, она должна создать, приобрести свои необходимые элементы. Качество должно перейти в количество, закрепиться количеством необходимых ей элементов. И, в первую очередь, жилье с мебелью, посудой и прочим. Если молодоженам жить с родителями, то у них будет не семья, а что-то вроде аппендикса семьи родителей. Во вторую очередь, иметь свои средства существования, и в третью очередь, родить и воспитывать не менее двух детей. С каждым новым приобретением качество семьи приближается к совершенству. На каком-то этапе семья завершает свое становление (т.е. приобретает совокупность всех необходимых ей элементов) и начинает свое развитие.
Теперь вернемся к нашему примеру с пшеницей.
Растение (активная форма) в процессе своего развития изменяется под действием изменений окружающей среды. Созревающее зерно перенимает положительные для пшеницы изменения (мутации) и при прорастании передает эти изменения растению. При каждом возврате к растению пшеница приобретает новые свойства, т.е. изменяет свое качество. Возврат к первоначальной форме (отрицания отрицания) не означает возврат к точно такому же растению. Следовательно, цикл «растение – зерно – растение» не представляет из себя окружность, у которой начальная и конечная точки совпадают, а является спиралью, у которой начальная и конечная точки находятся в разных местах. С каждым циклом отрицания отрицания свойства пшеницы, а значит, и ее качество изменяются.
Спиралеобразное развитие вещей способствует их наилучшему приспособлению к среде существования, их сохранению и развитию. Это используется в селекции растений (выводятся морозостойкие сорта) и животных (молочное стадо) путем постепенного изменения среды их развития и отбора их по качеству.
Если вернуться к человеку, то новорожденный попадает в социальную среду, которую создало предыдущее поколение, быстро адаптируется в ней, а в дальнейшем и изменяет ее, создавая новые производства, электронные устройства, делая научные открытия.
Что касается биологической формы человека, то тут изменения намного мельче и медленнее. Тысячи поколений людей должны были трудиться, чтобы кисть приобрела современные функции и форму.
Посмотрим на таблицу развития транспорта.
Теперь мы можем отметить не только противоположные свойства соседних типов транспорта, но и отметить качественное различие типов транспорта.
Проследим, как качество и количество взаимодействуют при трансформировании гужевого транспорта в автотранспорт.
Замена повозки на автомобиль начинается с замены животного на паровой двигатель. Появление нового элемента в повозке сразу поставило вопрос о передаче движения от двигателя к колесам, т.к. движителем становятся колеса. Появляются новые элементы – элементы трансмиссии, управления. Затем появляется потребность в коробке скоростей. А далее, изобретение новых двигателей, потребовало создать систему подачи топлива и много чего еще, вплоть до создания обтекаемой формы кузова. Таким образом, создание автомобиля – транспорта нового качества – сопровождалось изменением количества элементов (деталей) повозки, отбрасыванием ненужных и введением новых элементов на протяжении десятилетий. Новое качество (автомобиль) для своего становления требовало новое количество, а новое количество на каждом этапе переходило в новое качество.
Качество и количество не могут существовать отдельно друг от друга. Они возникают одновременно, обусловливают друг друга, изменяются и исчезают одновременно.
Любая наука абстрактна, но любая наука оперирует и качеством, и количеством. Менделеев утверждал: «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры». Конечно, это надо понимать, что измерение – одна из характерных черт науки, одно из свойств науки, но не сама наука. В связи с этим посмотрим на математику с точки зрения качества и количества.
Математика занимается лишь количественными соотношениями в вещи и между вещами, т.е. количеством, которое в природе не существует отдельно от вещей, от их качества. Мы даже не можем представить количество без качества. Если попросят показать «30», мы сразу спросим: «30 чего?».
Математика – не наука, а инструмент, используемый в науках и повседневной жизни. Математика занимается лишь количественными изменениями, а потому не может использоваться самостоятельно в познании. Увлечение математической стороной явления (количеством) приводит к абсурду.
Количественно сравнивать вещи можно, лишь приведя эти вещи к чему-то однородному, представив их одинаковыми по каким-то их свойствам. Например, предложить учащимся на уроке геометрии посчитать на столе все используемые ими учебные принадлежности, тогда и карандаш, и тетрадь, и циркуль, и линейка будут посчитаны как одинаковые вещи – учебные принадлежности.
Приведение вещей к однородности – обязательное условие для их количественного сопоставления. Например, мощность автомобильных двигателей измеряется в лошадиных силах; это повелось от первых паровозов и автомобилей, тяговая сила которых сравнивалась с тяговой силой лошади. Мой отец сравнивал мощность электрической лампочки со свечой освещения и лампочку 40 ватт называл лампочкой в 40 свечей.
Как только мы вводим в математику качество вещи, она становится неспособной ни к каким вычислениям. Например, сложить 2 яблока и 2 груши математика не может, ей необходимо сначала привести яблоки и груши к однородности – к фруктам, штукам, плодам – к абстракциям, несуществующим вещам. Тогда (строго математически) задача сложения будет решена: 2 фрукта + 2 фрукта = 4 фрукта. Часто записывают: 2 яблока + 2 груши = 4 (фрукта).
Еще пример на деление. 2 яблока разделить поровну между двумя детьми. Математически: 2 : 2 = 1, т.е. по одному яблоку. Но в действительности нет двух одинаковых яблок, одно может быть большим спелым и красным, а другое маленьким кислым и зеленым, и с учетом их разного качества более точное деление должно выглядеть так: 2 : 2 = ⅟₂ + ⅟₂, т.е. каждому ребенку дать по половине каждого яблока (и то, опять же математика предполагает, что половинки одинаковые).
Можно привести множество примеров, в которых математический результат в реальности неверен. Следовательно, познание окружающего нас Мира нельзя вести на основе математики. Математикой нельзя подменять физический смысл явления, качественное изменение вещей. Именно такое применение математики привело к «Большому взрыву», черным дырам, из которых не может вырваться свет, и другому вздору. Математика сама абстрагирована (выделена, вырвана) людьми из окружающего их Мира, как одно из свойств вещей, и превращена ими в монстра, по законам которого должен существовать Мир.
Чтобы последняя мысль была более понятна, приведу простейший пример неправильного применения математики. Допустим, ребенок родился ростом 50 см и за первый месяц вырос на 3 см. Математик тут же подсчитает, что ребенок в год (в 12 месяцев) должен будет иметь рост 50+3х12=86 см, в 10 лет – 50+3х12х10=4 м 10 см, а в 50 лет – 50+3х12х50=18 м 50 см. Явная нелепость, и чем дальше перспектива, тем больше расхождение с реальностью.