Существующие мастер-планы городов предстоит доработать, а законодательно самое понятие "мастер-план" будет закреплено до конца 2024 года. Об этом рассказали в министерстве строительства и ЖКХ Российской Федерации. За что сегодня экспертное сообщество критикует главный стратегический документ Владивостокской агломерации, и какие решения мастер-плана требуют доработки, выясняло ИА PrimaMedia.
Не обнародовано
"Там, где мастер-планы уже разработаны, как в городах Дальнего Востока, документы нужно будет немного доработать с учетом того, что до конца 2024 года мы планируем закрепить понятие мастер-плана законодательно. Мы сделаем его совмещенным стратегическим документом градостроительного развития и социально-экономического роста", — цитирует ТАСС (6+) первого заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Александра Ломакина.
При этом мастер-планы дальневосточных городов утверждены и уже реализуются. Только в Приморском крае документами предусмотрены 373 мероприятия с инвестициями 1,4 трлн рублей. Из которых до 2030 года 1,2 трлн планируется потратить на "реновацию" Владивостокской агломерации, 0,07 трлн на Большой Камень, 0,04 на Находку, 0,03 на Арсеньев и 0,1 на Уссурийск. Такими цифрами поделилась Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. Среди источников финансирования будут использованы средства единой президентской субсидии и специальных казначейских кредитов.
Эксперты подчёркивают важность предотвращения злоупотреблений в процессе реализации мастер-плана Владивостокской агломерации. Прозрачность финансирования, строгий аудит, общественный надзор, детальная проработка концессий, открытые конкурсы, регулярная отчетность и система ответственности исполнителей с обязательными KPI — меры, которые могут значительно снизить риски коррупции и повысить эффективность реализации проектов, считают собеседники редакции.
Результаты опросов
Добавим, что по задумке разработчиков, мастер-план создаётся при высокой вовлеченности населения в процессы планирования. Однако проведённые опросы показывают, что большинство дальневосточников с главным градостроительным документом не знакомы.
SakhalinMedia, AmurMedia, KamchatkaMedia, NakhodkaMedia, ChitaMedia и PrimaMedia в своих телеграм-каналах (16+) провели опрос читателей. На выбор предлагались несколько вариантов: "Я знаю, что такое мастер-план и видел (-а) его"; "Приблизительно понимаю, что это, но мало знаю"; "Не понимаю, что это, и слышу в первый раз"; "Я причастен (-на) к созданию мастер-плана" и "Меня не интересуют никакие мастер-планы".
Самым популярным оказался третий вариант — "Не понимаю, что это, и слышу в первый раз". Он набрал 44 процента голосов в Приморье, 48 процентов в Сахалинской области, 36 процентов в Амурской области, 47 процентов в Находке и 27 процентов в Камчатском крае.
Судя по результатам опроса, лучше всего знакомы с мастер-планом жители Амурской области — там вариант "Я знаю, что такое мастер-план, и видел (-а) его" выбрали 23 процента респондентов. Для сравнения — в Приморье цифра составила всего 8 процентов.
А худшие результаты показал Забайкальский край. О мастер-плане Читы слышали только 4 процента респондентов, и 56 процентов выбрали вариант "Не понимаю, что это, и слышу в первый раз".
ИА PrimaMedia продолжает собирать комментарии экспертов для выявления ключевых проблем в реализации мастер-планов.