Наступили летние каникулы, и родители везли на машине из Москвы свою любимую доченьку Сонечку в далёкую мещерскую деревню с таинственным названием Великодворье. Здесь, среди бескрайних лугов, извилистых рек и могучих лесов прожила всю свою жизнь любимая мама и бабушка Мария Тимофеевна. Муж, герой войны, давно умер, хозяйство и заботы упали на ее плечи. Она не стушевалась, не опустила голову, наоборот, собрала волю в кулак и решала все повседневные вопросы с радостью и энтузиазмом, а иначе и быть не могло. С малых лет она была приучена к тяжёлому труду. Когда родители умерли от тифа, ей не было и четырех лет, тетка Клавдия сжалилась и взяла племянницу к себе в дом. У тётки не было ни мужа, ни детей, и, вроде, в радость должен был быть ребёночек, но куда там, драла, как сидорову козу, за малейший проступок, с малых лет приучила отрабатывать свой кусок хлеба. Вот в таких вот жёстких руках выросла Мария Ивановна. А потом, тётка умерла, остался дом, хозяйство. И вот, в один добрый день жених Сергей вернулся с ранениями и контузией после войны, чуть оклемался, поженились, двоих детишек народили. Муж работал егерем, и, обладая военной выправкой и жёстким характером, держал в кулаке всех браконьеров. Жена ненароком спросит: «Сереж, и не боишься ли ты один лазать средь этих лесов, рек и болот, того гляди плохие люди поймают ненароком, закопают и следов не найдёшь?. На что умудрённый опытом Сергей Иваныч, покусывая нижнюю губу, отвечал: «Да не один я там, защитники вокруг меня добрые, в обиду не дадут: дуб-богатырь укроет, Ялма- ведьмачья река-напоит, батюшка-лес накормит, да и ружьишко для острастки всегда с собой- более не от зверей, а от диких людей, да и так, что не стрелять, а припугнуть бесноватых». Сонечка была ещё совсем маленькой, только слова разбирать начала, а вот дедовскую присказку про дуб, реку и лес хорошо запомнила.
Гости в дом, а Марии Тимофеевне радость и помощь. Зять с прошлого года обещал забор поправить и крышу подлатать, дочка по огороду подсобит, со скотиной подможет, да и любимая внученька всегда рядом, при деле, палочкой на песке порисует, а то, глядишь, и травинку какую сорную поможет вырвать- оно все помощь, все проще и веселее, чем одной. Да и не одна она была, с хозяином, и звали его Пушок- большой сибирский кот, да настолько отважный, что все собаки летели галопом мимо двора- помнили их ноздри острые когти, страшный визг и молниеносные броски прям не кот, а лев или даже тигр. Однако, к своим хозяин относился ласково, даже снисходительно- растянется во весь свой рост, распушится, а потом начинает об ноги тереться, как будто хочет сказать: «Ну ладно, согласен, корми, что там у вас есть, давай!
Летний вечер в деревне- это особое время, когда нельзя торопиться, а лучше вообще завершить все дела, а что не успел, отложить на следующий день. И вот, вся семья собралась на лавочке перед домом и наблюдала за необыкновенной красоты закатом: там, на западе, за лесами озеро Белое, именно в нем прячется на ночь Ярило. Озеро то древнее, очень глубокое, а вода настолько чистая, что видно, как рыбы плавают. Глубину точно никто сказать не может, ясно одно, коли солнышко там прячется, значит есть куда. То вечер был особый- у всех перед глазами в солнечном закате пролетела цапля и скрылась за лесом, а потом ветер-охальник погнал утку и вместе с лесом затянул свою вечерню песню, где у каждого местного обитателя была своя партия: лягушки – контрабасы, выпь-виолончель, вековые ели и ёлки- духовые, ну а партию первой скрипки исполняли две реки: Ялма и Пра, причём первая бежала болотными протоками, звуча стремительным течением, и, впадала во вторую- степенную и строгую, можно сказать, что звучало два голоса: высокий и быстрый -скрипичный, статный и глубокий -альтовый.
К вечеру баню затопили, дымок из трубы поплыл над лесом- сегодня отдых, а завтра родителям в дорогу, на работу в столицу, а Сонечка остаётся в помощь бабушка, а насколько- какое будет поведение, может статься, так и на все лето. А бабуле то и радость, все веселее, поговорить есть с кем, повоспитывать- девчушка то шебутная, так надо, чтобы училась жить не токмо по закону, но и по покону, как говориться. Ну а сегодня, банька с березовыми и дубовыми веничками, потом крепкий сон, а завтра- то будет завтра, всему своё время.