К концу сорок второго года на фоне оглушительного провала наступления вермахта под Сталинградом наиболее трезвые головы нацистского руководства стали понимать, что война вполне может закончиться не так, как было задумано. Началась разработка плана мероприятий по сокрытию совершенных на оккупированных территориях и в концентрационных лагерях военных преступлений.
Для этого необходимо было ликвидировать все следы военных преступлений и планомерного уничтожения военнопленных и гражданского населения. И далее речь пойдет о зондеркоманде 1005, где за непримечательным названием скрыто очень много мрачных секретов.
Руководить подобными мероприятиями поручили штандартенфюреру СС Паулю Блобелю. Он разработал технологию сокрытия жертв военных преступлений в больших объемах. В феврале сорок третьего года советское руководство продемонстрировало всему миру масштабы нацистских злодеяний, показав иностранным журналистам масштаб жертв, обнаруженных под только что освобожденным Ростовом. После этого осуществление мероприятий по сокрытию следов пошло в форсированном режиме.
Штандартенфюреру Блобелю были предоставлены чрезвычайные полномочия и полная независимость от командования других структур (формально он никому не подчинялся). Проводимые им мероприятия приобрели статус высшего приоритета. Он создал три подразделения, получившие название зондеркоманды 1005, по одной для северной, центральной и южной зон Восточного фронта.
Формировались они на базе айнзатцгрупп, которые пополнялись служащими гестапо и полиции порядка Рейха. Кроме них к проведению мероприятий привлекались и прочие подразделения айнзатцгрупп, которые на время проведение акции поступали под командование представителей зондеркоманды 1005.
Все, зачисленные в зондеркоманды 1005, а также временно прикомандированные к ним для проведения отдельных мероприятий предупреждались о соблюдении максимальной секретности и строгой ответственности за разглашение любой информации о выполняемой работе. То, что они ознакомлены с условиями и режимом секретности, участники мероприятий подтверждали подписью.
Разумеется, на постоянный и привлеченный состав возлагались только организационные, командные и охранные функции. Для непосредственной работы по извлечению и заметанию следов использовали военнопленных и заключенных концлагерей, которые подлежали уничтожению сразу после завершения отдельного мероприятия. Для следующего набирался новый состав, рабочая сила считалась расходным материалом. Получивших травмы в процессе работы расстреливали немедленно.
Вся документация по выполнению заданий подразделениями зондеркоманд 1005 носила гриф секретности и была зашифрована. В официальных предписаниях указывалось, что отобранные группы заключенных отправляются на лесоповал, а в отчетах о результатах работы количество заготовленных бревен означало количество сокрытых жертв.
Технологию ликвидации первый раз опробовали осенью сорок третьего года под Оршей. Руководил акцией гауптштурмфюрер СС Гардер из зондеркоманды 1005. Три десятка военнопленных замели следи военного преступления, где речь шла про две сотни жертв. Потом последовал ряд акций более крупных размеров.
Самым масштабным (а потому и наиболее известным) стало мероприятие по уничтожению следов преступлений в белорусском концлагерь Тростенец. Там количество жертв доходило до цифры в 150 тысяч!
Масштабы предстоящей работы руководителей зондеркоманды «1005-Центр» (SK 1005-Mitte) не испугали, к ней они были вполне готовы. С немецкой педантичностью было подсчитано, что для этого потребуется 750 костров. После чего немцы планомерно и особо не торопясь приступили к работе. Операция началась в конце октября и длилась шесть недель, до середины декабря сорок третьего года.
Численность зондеркоманды «1005-Центр» составляла 75 человек. Примерно тридцать из немецкой полицейской роты под командованием Отто Голдапа (из них кадровых только десяток, остальные возрастные резервисты). Им была придано 40 человек вспомогательной полиции из румынских и венгерских фольксдойчей (русских, украинцев и латышей для этой работы сочли ненадежными).
Непосредственно раскопками и сооружением костров занимались две группы смертников по сто человек. Одна из военнопленных, содержавшихся в концлагере, вторая из евреев гетто и белорусов, сидевших в тюрьме СД. Обе были уничтожены по окончании работ, а следы заметены по тому же принципу.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
О том, что из себя представляли эти костры, подробно рассказал один из руководителей операции Альфред Рюбе. На расстоянии 6 метров друг от друга укладывались два параллельных бревна, которые по концам связывались двумя поперечными, перекрытыми сухими жердями. Конструкция получалась 4-5 метров в ширину и 6-8 в длину, высота 3-4 метра. По ходу дела вносили «усовершенствования».
«Первое время мы всю конструкцию после возведения поливали бензином или соляркой...в целях ускорения процесса... мы начали пропитывать зажигательной смесью каждый слой ...», поведал на допросе «рационализатор».
Когда нацистская Германия была окончательно разгромлена, создатель зондеркоманды 1005 оказался в плену у американцев. Они по достоинству оценили его труды по созданию и внедрению столь «прогрессивной» бесчеловечной технологии. После довольно долгого судебного процесса Паулю Блобелю был вынесен смертный приговор, который и привели в исполнение в начале июня пятьдесят первого года.
Это Владимир «Две Войны». Поддержите статью лайком👍У меня есть Телеграмм
Как Вы считаете, как много преступлений гитлеровцы сумели скрыть?