Как быстро транспортная компания может перейти на новую информационную систему бронирования и на сколько прозрачной становится управление коммерческой деятельностью при внедрении современных IT-продуктов — о накопленной экспертизе и актуальных IТ-решениях в судоходной отрасли корабелам рассказал генеральный директор ООО "ВодоходЪ.Технологии" Илья Суховольский.
– Расскажите подробнее о том, чем занимается компания "ВодоходЪ.Тех" и какие сервисы предлагаете?
– "ВодоходЪ.Тех" образован в 2023 году. В самостоятельную компанию мы выросли из технологических подразделений головной компании ООО "ВодоходЪ". Когда количество разработчиков и накопленная экспертиза технической команды значительно выросли, мы задумались о создании отдельной компании, которая могла бы предложить свои наработки в области программного обеспечения для судоходных и туристических компаний в России и дружественных странах.
Мы оценили, что наши цифровые сервисы, ранее успешно внедренные внутри компаний группы "ВодоходЪ" на круизном флоте и на пассажирских линиях малого флота, могут стать базой при создании единой системы бронирования для других круизных компаний и перевозчиков, а также повысят комфорт для конечных пользователей – пассажиров и туристов.
– Какой ваш первый разработанный IT-продукт?
– Основной продукт, с которым "ВодоходЪ.Тех" вышел на рынок, – центральная система бронирования ЦСБ.МАЛЫЙ ФЛОТ. Это технологическая платформа для транспортных компаний, которые специализируются на круизных, туристических и пассажирских перевозках.
ЦСБ (центральная система бронирования) – это центр управления коммерческой деятельностью, в котором перевозчик может гибко управлять расписанием, наличием мест, тарифами, каналами продаж, формировать отчетность.
Транспортная компания с помощью этого программного обеспечения может подключать внешних партнеров, которые, в свою очередь, в онлайн-режиме получают наличие мест и цены перевозчика, могут управлять квотами мест на рейсах, поддерживать разные форматы продаж.
В "ЦСБ. Малый флот" есть аналитические модули, которые позволяют анализировать динамику спроса и предложения, что позволяет управлять ценообразованием. Есть модуль планирования, который позволяет планировать и контролировать выручку для соблюдения плана продаж. Есть большая интеграционная платформа, позволяющая интегрировать систему с внешними продуктами: CRM Битрикс24, 1С Битрикс, MindBox, QlikSense, 1С УТ, CloudPayments, KassioOnline, АТОЛ.
Разработано API, которое позволяет внешним поставщикам и партнерам интегрироваться и создавать еще более сложные и интересные продукты на базе наших IT-продуктов.
ЦСБ стала нашей отправной точкой. В 2023 году на ее основе мы запустили управление продаж и эксплуатации электросудна "ЭкоходЪ" (проект Ecocruiser) на Енисее для АО "ВодоходЪ. Пассажирский Порт", а также интегрировали ЦСБ для управления транспортной линии Сочи-Геленджик-Новороссийск, которую обеспечивает компания ООО "ВодоходЪ экспресс" на судне на подводных крыльях "Севастополь" (проект Комета — 120М).
– Удалось ли масштабировать этот продукт на другие регионы?
– В 2024 году мы внедрили ЦСБ в шестирегионах России. На нашей платформе осуществляется управление продажами малого флота компаний "ВодоходЪ. Пассажирский Порт" и "ВодоходЪ экспресс" в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, Перми, Красноярске, Сочи.
Также нашу систему использует "Судоходная пассажирская компания "Дон", осуществляющая на скоростных судах "Валдай" регулярные пассажирские перевозки в Ростовской области.
В межнавигационный период мы полностью обновили технологическую платформу ЦСБ. Вышла новая версия с новым интерфейсом, как для онлайн-продаж, так и для офлайн-касс. Новый "движок" для сайтов легко интегрируется и запускается для продаж у новых перевозчиков.
Также мы запустили агентский кабинет для того, чтобы агенты компании могли бронировать перевозки из любого города, и выпустили приложение для устройств на базе Эвотор, которое позволяет продавать билеты на туристические и транспортные рейсы. Это такой мобильный терминал, связанный с системой бронирования и позволяющий продавать билеты сразу с выпуском кассового чека и билета.
– Получается каждый новый заказчик "бросает" вашей команде новые вызовы, и побуждает вас к разработке новых опций и решений?
– Да, мы постоянно развиваем платформу. После запуска системы продаж мы с командой запустили систему валидации пропуска пассажиров на борт. Это приложение, позволяющее контролировать и учитывать проходящих на рейс пассажиров, вести не только количественный учет, но и формировать на всех гостей на борту такой документ, как пассажирская роль, по типу судовой роли на членов экипажа.
Мы развиваем сейчас модуль, который позволит предоставить более гибкую отчетность для круизных и транспортных компаний. Модуль позволит в реальном режиме получать максимальную информацию в различных разрезах, что поможет принимать более точные управленческие решения.
– Какие сейчас сервисы вы предлагаете на рынке?
– Мы предлагаем судоходному и туристическому рынкам собственные технологические платформы: вышеупомянутую центральную систему бронирования для управления коммерцией малого флота "ЦСБ. Малый флот" и мобильную платформу развлечений и продаж доп.услуг на борту "ВДХ.Мобайл". По сути это готовые решения для цифровой трансформации бизнес-процессов и автоматизации клиентского сервиса.
Эти два IT-продукта составляют основной наш коммерческий портфель.
– Расскажите подробнее про мобильную платформу "ВДХ.Мобайл"
– Информационно-развлекательная платформа "ВДХ. Мобайл" используется с 2020 года на круизных судах "ВодоходЪ" в качестве фирменного мобильного приложения "Водоход. Речные круизы", а также для бортового мобильного портала на морской пассажирской линии Новороссийск – Геленджик – Сочи в компании "ВодоходЪ.Экспресс".
"ВДХ.Мобайл" – это локальный интернет-портал для пассажиров транспортного средства, в нашем случае это круизный флот или малые суда для туристических и пассажирских перевозок. В мобильном приложении на базе "ВДХ.Мобайл" гостю доступны такие дополнительные услуги, как информация о судне, маршруте, объектах посещения, ежедневная программа мероприятий, медиатека и аудиогид, онлайн-заказ товаров и услуг, новости компании и закрытый раздел спецпредложений.
Интеграция клиентского мобильного сервиса "ВДХ.Мобайл" позволяет значительно повысить уровень взаимодействия гостя с услугами и возможностями объекта размещения или трансфера.
Платформа "ВДХ. Мобайл" может быть интегрирована для получения и отправки данных с любыми платформами, как в локальной сети, так и через Интернет, а также может выполнять роль стартовой страницы для интернет-авторизации.
– Как реализуется безопасность хранения персональных данных?
– Под каждого заказчика-перевозчика в дата-центре провайдера разворачивается отдельный облачный сервер под наш программный продукт. Это изолированная инфраструктура исключительно на одного перевозчика. Данные перевозчиков хранятся отдельно и не смешиваются.
– Были ли у вас проблемы с цифровыми продуктами из-за глобального компьютерного сбоя, который случился в июле?
– Наша инфраструктура не базируется на программных решениях операционной системы Microsoft Windows, которые подверглись сбою. Все системы управления продажами и системы на судах работали штатно, рейсы выполнялись по расписанию.
– У вас есть конкуренты?
– Для малого флота такое специализированное решение мы предложили впервые на рынке. Есть продукты похожие по архитектуре и бизнес-модели на наши, но они в основном используются в автобусных перевозках.
– Есть ли спрос на ваши продукты и новые заказы?
– Да, есть. Сейчас в работе несколько заказчиков, для которых переход с одной системы на другую потребует определенного времени. Мы уже имеем опыт перехода с одной системы бронирования на другую в рамках наших проектов, поэтому хорошо знаем как "безболезненно" спланировать и организовать процесс. Переход для транспортной компании происходит плавно, все старые данные сохраняются, затем переносятся в новую систему, где уже интегрированы новые функциональные возможности. При должной подготовке этот переход занимает пару месяцев. В межнавигационный период можно вполне спокойно перейти на новую центральную систему бронирования.
– Над чем еще сейчас работаете?
– Мы работаем в нескольких направлениях. Одно из них – использование машинного обучения ИИ для прогнозирования цен и, соответственно, управления ценами. Промежуточная цель – это когда человек контролирует систему и принимает или отклоняет ее рекомендации, а следующая ступень уже не предполагает участия человека, после того, как он подтверждает более 98% рекомендаций системы.
Второе интересующее нас направление это мобильные проекты и сервисы, которые могут быть полезны для туристов с учетом развития речных перевозок.
Мы думаем о масштабных инфраструктурных проектах в отрасли водных путешествий и пассажирских перевозок, но на флоте мы люди суеверные, поэтому пока не будем "гнать волну".
–НА ПМЭФ-2024 обсуждалось создание Национального комплекса цифровизации водного транспорта. Нужна ли отрасли такая единая система?
– На наш взгляд такая система могла бы дать возможность для участников отрасли: судоходных компаний, владельцев причальной инфраструктуры, поставщиков береговых услуг (транспорт, экскурсионное обслуживание) четкое и прозрачное планирование объемов туристических услуг на 1-2 года вперед. Позволила бы заранее готовить и адаптировать инфраструктуру к этому объему. Дислоцировать необходимое количество туристических автобусов и авторизованных гидов, планировать более комфортное одновременное пребывание нескольких туристических теплоходов в населенном пункте.
Компания "ВодоходЪ.Тех", могла бы стать частью этого проекта, поделиться своими наработками в области централизации коммерческих сервисов, инвенторного менеджмента и дистрибуции, а также ряда других аспектов, которые могли бы помочь сформировать экосистему для круизного и пассажирского флота.
– Работаете ли вы с госбюджетом, есть ли опыт реализации проектов на основе грантов или субсидий?
– Нет, такого опыт нет. Мы работаем в рамках коммерческих контрактов. ООО "ВодоходЪ.Тех" аккредитовано как IT-компания в Минцифре и наши сотрудники пользуются льготами, которые действуют для специалистов отрасли на территории РФ.
А сколько сотрудников сегодня работает в "ВодоходЪ.Тех"?
В штате компании уже более 30 сотрудников из разных регионов России.
– Если коротко, в чем ваше УТП?
– Мы изнутри знаем, как работают бизнес-процессы в речных пассажирских перевозках. Знаем проблемные места. Понимаем, где нужна максимальная автоматизация процессов, контроль за операционной деятельностью и обеспечение прозрачности рабочих процессов.
В пассажирских перевозках по воде достаточно высокий процент форс-мажоров, связанных с погодными условиями, техническими поломками. Чтобы пассажирская линия работала бесперебойно, все эти проблемы нужно оперативно отрабатывать. Неоднократно сталкиваясь с разными обстоятельствами, мы делаем IT-продукт, который значительно облегчает жизнь судоходным компаниям.
– Кроме мира информационных технологий, чем еще увлекаетесь в жизни?
– Еще со школьных времен большое место в моей жизни занимает рок-музыка – я играю на электрогитаре и синтезаторе. Ну, а мое новое хобби тоже связано с водой – постепенно осваиваю парусный спорт.