Найти в Дзене
КОСМОС

Что, если Иисус никогда не был распят? Шокирующее утверждение ислама

Был ли Иисус действительно распят? Вот что вы не знали

Фото Кристофа Шмида
Фото Кристофа Шмида


Иисус. Имя, пронесенное через века, фигура, играющая центральную роль в двух великих религиях — исламе и христианстве. Он высоко уважаем в обеих, но рассматривается с таких разных точек зрения, что сложно понять, как один человек мог вызвать столь различные взгляды.

Как возможно, что имя Иисуса, ключевой фигуры в обеих вероучениях, может быть понято столь по-разному? Ответы, сложные и полные неопределенностей, могут вас удивить.

В христианстве Иисуса считают «Сыном Божьим» в таком смысле, которого никто другой не мог достичь или понять. Но ислам? Он отрицает, что Бог мог иметь ребенка или что-то подобное.

Согласно исламу, Иисус был всего лишь пророком. Да, высоко уважаемым, но все же только человеком, избранным для того, чтобы передать послание от Бога. В христианской традиции называние кого-либо «Сыном Божьим» не имеет ничего общего с сексуальным воспроизведением (это скорее прозвище для Бога).

Или это символический образ духовной связи Иисуса с Богом. Ответ, насколько я могу его понять, таков: не давайте реке то, что принадлежит морю. Таким образом, в христианстве это видится как признание божественного происхождения, а не родительских отношений.

Тем не менее, все становится еще сложнее. Христиане верят, что Иисус — это Бог в человеческом облике. Они верят в то, что Бог может являться в различных формах, например, когда Он появился в виде горящего куста, чтобы говорить с Моисеем.

Таким образом, для них Бог в человеческом виде — это не что-то невозможное. А для ислама? Абсолютно нет. Для мусульман Бог выше всего и не может стать плотью и кровью. Для них идея о том, что Бог может ходить по Земле, немыслима.

А как насчет истории младенца Иисуса? Есть история о молодом Иисусе из христианства, и в ней не говорится, что он говорил младенцем. На самом деле, первое, что Иисус говорит в Библии, происходит, когда ему исполнилось 12 лет.

Но в исламе? Совсем другая история. Коран (19:32–33) рассказывает, что Иисус говорил из своей колыбели, будучи младенцем. Вас удивляет сама идея говорящего младенца? Однако ни разу христианство не заявляло, что это невозможно — просто это не их история.

Могло ли это произойти? Обе религии подходят к этому удивительному моменту, но с совершенно разных сторон.

Теперь, как насчет упоминания Иисуса? Вы правы, думая, что он везде в Библии. Имя Иисуса упоминается как минимум 937 или более 1300 раз (в зависимости от перевода), исключая «Господь» и «Христос».

В Коране? Меньше, но все равно очень важно — Иисус упоминается мимоходом 25 раз как «Сын Марии» и так далее. И вот тут становится действительно запутанно: при всех этих бесчисленных упоминаниях Иисуса едва ли можно найти большее различие в том, как каждая религия воспринимает одну и ту же фигуру.

Распятие. Сердце христианской веры — страдание, жертва, искупление. Христиане верят, что распятие Иисуса — это пример для них, божественное самопожертвование, которое дарует человечеству спасение.

Евангелия уделяют много внимания описанию событий и контекста, предшествовавших его распятию. Но в исламе? История принимает резкий поворот.

В Коране: Иисус вовсе не был распят! Вместо этого они поставили на его место кого-то, кто выглядел как он, а сам Иисус ушел на небеса невредимым. Это фундаментальное различие, которое продолжается обсуждаться и по сей день. Был ли он распят? Умер ли кто-то вместо него?

Конечно, какая вера не задает такие вопросы?

Почему кто-то может отвергнуть послание, которое принес Иисус? В частности, Он пришел с посланием для всего человечества. Он говорил о Святом Духе, любви и прощении.

Для христиан «Святой Дух» — это способ видеть Бога, живущего с ними; это другая сторона божественности. В исламе, письменное изложение учений Иисуса — то, что называется «Инджил» — восхваляет Тору и предсказывает приход Мухаммеда как будущего посланника Бога.

В мусульманской традиции это слова Иисуса, подготавливающие путь для ислама, а не для Святого Духа, и уж точно не для божественного послания. Одни и те же события воспринимаются последователями двух разных вероучений по-разному.

Но все становится еще интереснее, когда речь идет о чудесах. Оба согласны, что Иисус творил чудеса (исцелял больных, воскрешал мертвых, превращал воду в вино) — действия, о которых знали даже неверующие.

Но есть загвоздка: христиане видят в этих чудесах доказательство божественности Иисуса. Доказательство того, что он действительно был Богом, ходящим по Земле. Мусульмане же? У них другой, более спокойный взгляд на чудеса.

Для них это были акты милости Бога — действия, совершенные пророком, а не Богом. Это удивительно, но не доказывает божественности. Это еще один пример того, как мы все видим одно и то же по-разному.

И, конечно, вопрос греха. По христианству, люди — это падшие существа, рожденные в грехе из-за непослушания Адама и Евы, первых людей, которые согрешили, съев запретный плод.

Иисус умер за это, чтобы искупить человечество от этой вины. Конечно, в исламе первородный грех полностью отвергается. Они верят, что человек рождается невинным, и каждый несет ответственность за свои собственные ошибки.

Никакой унаследованной вины. Не в христианском смысле божественного спасителя. В исламе нет распятия, чтобы спасти вас, только вера в Бога и следование Его заповедям (не придавать других в соучастие Богу).

И вот мы подходим к концу времен. Здесь различия ислама очевидны: они верят, что Иисус вернется, и их ожидания по поводу того, как это будет выглядеть, совершенно разные.

Когда Иисус вернется, мусульмане верят, что Он провозгласит ислам истинной верой, и все, кто следовал его учениям, обратятся в ислам. Он будет править миром 40 лет вместе с Махди, и затем вместе они победят Даджжаля — их Антихриста.

Христиане видят возвращение Иисуса как космическое событие.

Он пошлет Иисуса с его могучими ангелами, и будет громкий звук трубы. Затем люди, которые умерли в вере во Христа (мертвые во Христе), воскреснут первыми. Праведные впервые в жизни будут взяты в рай, где они испытают окончательное искупление.

Космический и земной взгляд на одно событие.

И, наконец, сказал ли Иисус когда-либо, что он Бог? Христиане с гордостью цитируют такие стихи, как «Я и Отец — одно» или «Прежде чем был Авраам, я есмь».

Но мусульмане? Они утверждают, что эти слова слишком расплывчаты и их можно игнорировать. Они говорят, что Иисус никогда не говорил, что Он есть Бог, что такое утверждение неверно и является неправильным пониманием его миссии. Был ли он пророком или Богом?

Поскольку этот спор продолжается, ни одна из сторон не может отказаться от своего уважения и серьезного обсуждения, будучи уверенными в истине своих убеждений.

В конце концов, Иисус становится чем-то вроде моста между двумя великими религиями, обе из которых, казалось бы, поклоняются одному и тому же Богу, но интерпретируют его так по-разному.

Один человек, две истории — разные миры, которые их разделяют.