- Ребенок – он, как губка, впитывает все, что мы говорим. И хорошее, и плохое. Вот по поводу плохого и хотелось бы поговорить.
- Молитесь при детях, а не материтесь! Учите детей через молитву с Богом говорить, а не через мат. Таким должен быть подход в вопросе воспитания детей в христианской семье.
- Читайте также:
«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». (Евангелие от Матфея. 12:36).
Ребенок – он, как губка, впитывает все, что мы говорим. И хорошее, и плохое. Вот по поводу плохого и хотелось бы поговорить.
Еду я как-то в троллейбусе. Рядом сидит мужчина с сынишкой лет пяти. Напротив дедушка нечаянно роняет очки и, видимо, на автомате произносит: «Черт побери!».
Ребенок тут же громко на весь троллейбус реагирует, обращаясь к отцу:
- Нельзя такие слова говорить! Они плохие. Правда, папа?
- Дедушка нечаянно так сказал, сынок. Он испугался, что очки могли разбиться.
- Все равно нельзя, - стоят на своем ребенок.
- А какие слова, по-твоему, можно произносить, когда человек на нервах? – поинтересовался отец.
- С…! Б…! П…….л! Так бабушка наша говорит! – выдает мальчуган.
Весь троллейбус, конечно, взорвался от хохота. А мужчина не знал, куда деться от стыда.
Трагикомичная ситуация, что и говорить. Но и поучительная в то же время. С детской непосредственностью выдав семейные тайны, мальчуган, по сути, всем нам преподнес урок. Он заключается в том, что надо исключить из своего лексикона крепкие словечки. Иначе ваши дети понесут их в сад, в школу. И вам придется постоянно краснеть и оправдываться.
Молитесь при детях, а не материтесь! Учите детей через молитву с Богом говорить, а не через мат. Таким должен быть подход в вопросе воспитания детей в христианской семье.
«Ну не правы, друзья мои, вы в том, что эти скверные слова добавляют остроты эмоций в нашу речь, - говорит священник Павел Островский. - Если вы восторгаетесь, подумайте несколько секунд и найдите слова, раскрывающие восторг; то же самое касается страха, тревоги, любви, покоя и многих других наших переживаний, которые с помощью культурной речи в полной мере могут быть переданы нашим собеседникам и аудитории».
А что делать, если ребенок услышал где-то плохие слова и упрямо их произносит назло родителям? Поступать так, как советует священник Алексей Есипов:
«Пресекать хамство надо с первых же признаков его появления - с младенчества. Я знаю мать, которая выставила своего трехлетнего сына за дверь после того, как он стал хамить своим родителям и называть их плохими. Она сказала ему: "Иди, найди хороших". Этот ребенок вырос хорошим и любящим сыном, и урок этот помнит до сих пор. Помните - нравственные проступки детей - хамство старшим, подлость - надо пресекать предельно жестко и непреодолимо. Иначе Вы вырастите моральных уродов! Рукоприкладство при этом необязательно. Но есть правда одно условие. Ребенок должен расти в атмосфере любви и внимания, потеря которых будет для него самым большим наказанием! Иначе Вы потеряете рычаги настоящего воспитания!».
А что делать взрослым, спросите, которые не в силах, как они утверждают, избавиться от пагубной привычки то и дело вставлять в свою речь крепкие словечки? Бороться с этой привычкой, друзья, только бороться! Оставите всё, как есть, - будут страдать ваши дети. Да и вы сами – тоже. Знаю, многие люди матершинников, что называется, на дух не переносят. С ними невозможно говорить, потому что что ни слово - мат.
Немного грубовато, но очень точно и правильно сказал об этом любитель правды-матки протоиерей Андрей Ткачев:
«Мат - это бесовский лай. Это явление инфернальное. Ад хохочет над теми, кто туда попал и матюкается в сторону тех, кто в ад не попадает. У тех, кто ругается матом - чёрные рты. А человек всегда говорит языком то, что живёт в его сердце. Так вот, выбалтывая языком все эти ... словечки, вы обнаруживаете то, что у вас внутри, в сердце вашем живёт клоака, помойка.
Вы, конечно, можете на меня обидеться, но вы лучше обидьтесь на себя. И прекратите матом осквернять воздух, которым дышите. Если вы, конечно, взрослые, ответственные люди, если у вас дети маленькие есть, если вы понимаете, что есть вещи табуированные, есть вещи святые, есть вещи грешные.
Если у вас есть совесть, вы должны постараться искоренить из своего сердца сначала, а затем из сознания и языка эту смрадную привычку, которая делает русского человека посмешищем».
В заключение хочу привести одну очень красноречивую историю, рассказанную преподобным Паисием Святогорцем:
«Был у нас в роте один богохульник. Ругался грязно. Столько раз я его просил, чтобы прекратил браниться, уже и нагоняй дал ему, однако он меня не слушал, ни офицеров — продолжал ругаться.
Однажды, когда мы работали в лагере, в самом центре упала и взорвалась бомба. И — не пострадал никто! Только в этого человека попал один малюсенький осколок. И знаешь куда? В язык! Не задел ни зубов, ни губ! Распух только язык. Сделался как баклажан и висел снаружи, не помещаясь во рту!
Такие удивительные события на войне случались часто, поэтому у нас в лагере было большое благочестие».
Комментарии, как говорится, излишни.