Найти тему
Анастасия Пригоцкая

Страшная история у водопада Учан-Су, или приключения дворянина Маркова в Крыму.

Дорога к водопаду Учан-Су.
Дорога к водопаду Учан-Су.
«… Некоторые туристы из любителей природы посещают так называемый ауткинский водопад — "Учан-Су, летучая вода", по живописному выражению татарина; крымские греки называют его "висячая вода". Однако редкий турист знает истинные размеры и истинную красоту Учан-Су. Учан-Су нужно любоваться в апреле, во время горного половодья, а туристы начинают собираться в Крым только к июню.»

Так начинает своё описание крупнейшего водопада в Крыму писатель Евгений Львович Марков в своей книге «Очерки Крыма».

Марков Евгений Львович (1835 - 1903) Русский писатель-путешественник, литературный критик, этнограф, выдающийся крымовед. Директор училищ Таврической губернии. Автор знаменитого издания "Очерки Крыма".
Марков Евгений Львович (1835 - 1903) Русский писатель-путешественник, литературный критик, этнограф, выдающийся крымовед. Директор училищ Таврической губернии. Автор знаменитого издания "Очерки Крыма".

Евгений Марков являлся потомком дворянского рода Марковых. Родился и вырос в Курской губернии.

Учился в Харьковском университете, где закончил курс кандидатом естественных наук. После двухлетнего заграничного путешествия, во время которого он слушал лекции в знаменитых европейских университетах, в 1859 г. Марков поступил учителем в Тулу, где в те годы вокруг директора гимназии И. Гаярина группировался кружок молодых педагогов, «одушевленных стремлением» поставить педагогическое дело на новых началах. Одним из результатов деятельности Маркова в кружке явилась статья о яснополянской школе Льва Толстого (1862).

Марков Е.Л. в молодости.
Марков Е.Л. в молодости.

Евгений Марков быстро продвигался по службе и скоро стал инспектором гимназии. Благодаря упомянутой статье, на него обратили внимание в Министерстве народного просвещения: ему было предложено место в ученом комитете, а в 1865 г. состоялось его назначение директором Симферопольской гимназии и народных училищ в Крыму. В начале 1866 г., как можно вывести из предисловия к книге, он приехал в Крым.

Во время своих путешествий вел обстоятельные записи, вылившиеся впоследствии в оригинальные книги.

В 1872 году вышли его знаменитые «Очерки Крыма».

В 2016 г. в Аукционном Доме «В Никитском» была продана за 60 000p. книга Маркова, Е.Л. Очерки Крыма. Картины крымской жизни, природы и истории.3-е изд. СПб.; М.: Изд. Т-ва М.О. Вольф, 1902. XIV, 520, IV с., ил., 1 л. фронт. (портр.), 15 л. ил. 26 х 19 см.
В 2016 г. в Аукционном Доме «В Никитском» была продана за 60 000p. книга Маркова, Е.Л. Очерки Крыма. Картины крымской жизни, природы и истории.3-е изд. СПб.; М.: Изд. Т-ва М.О. Вольф, 1902. XIV, 520, IV с., ил., 1 л. фронт. (портр.), 15 л. ил. 26 х 19 см.

За годы своей деятельности Евгений Львович Марков изучил все уголки Крыма.

В книге «Очерки Крыма», автор с любовью и в невероятной художественной форме изображает природу Крыма, его жизнь, историю, памятники древности и свои приключения на крымской земле.

Южные склоны Ялтинского горного амфитеатра.
Южные склоны Ялтинского горного амфитеатра.

Одно такое приключение связано с посещением водопада Учан-Су, которое Евгений Львович очень ярко изобразил на страницах своего произведения:

 «… Я видел известные водопады Швейцарии. Все они уже давно цивилизованные водопады. Ко всем есть дорожки, у всех скамеечки, беседки, мостики, приспособленные points de vue; около всех напьетесь лимонаду, купите фотографию, деревянную безделушку с именем водопада. Учан-су — водопад дикарь, водопад-пустынник; оттого он гораздо интереснее и оригинальнее швейцарских. К нему едва подъедешь верхом и над ним пройдешь не так легко, как по мостикам Гисбаха и Рейхенбаха. Мне невольно припоминается навсегда мне памятная сцена.
Илья Ефимович Репин «Крым. Проводник», 1880 год
Илья Ефимович Репин «Крым. Проводник», 1880 год
Я был раз проводником к Учан-су одной моей приятельницы. Мы выехали из Ялты довольно поздно и гнали лошадей, чтобы не захватить темноты в лесу. Когда мы проехали Исар, какой-то бес надоумил меня повести свою амазонку не тропою, делающею множество изворотов, а, как говорят хохлы, "на простец", т. е. целиком по лесу. Разумеется, мы залезли сейчас же в такие трущобы, из которых еле выкарабкались; догреблись до водопада, измучив себя и коней и, конечно, сильно припоздали. Несколько минут мы сидели молча над обрывом, пораженные зрелищем водопада.
Водопад Учан-Су.
Водопад Учан-Су.
Я рассказал своей спутнице, как трудно взобраться к тому уступу скалы, с которого воды падают в пропасть; мне действительно пришлось очень жутко, когда я в первый раз испробовал это. На беду моей спутнице показалось, что с левой стороны влезть гораздо легче, чем с правой. Не успела она кончить своих слов, как я уже карабкался наверх. Это случилось как-то само собою, машинально, голова просто не думала о том, что делали руки и ноги. Лезу, лезу, скат делается все круче, все невозможнее. Земля, после дождя, ползет со скалистого откоса, и под руками, под ногами нет опоры. А кусты, деревья разбросаны редко; доползти от одного до другого стоит страшных усилий.
Склон Ай-Валенти (1284 м), покрытый крымскими соснами.
Склон Ай-Валенти (1284 м), покрытый крымскими соснами.
Безумный приступ оказывается невозможным уже слишком поздно. Силы, потраченные сгоряча, упали; бодрость нераздумья рассеялась, как дым, и сердце вдруг облилось холодом ужаса, когда я сознал всю безвыходность своего положения. Я висел над бездною, вцепившись усталыми пальцами в ползучую почву почти отвесного ската, и был не в силах двинуться. Прямо подо мною ревел водопад; скалы дрожали от его рева и пляски.
Вид на Ялту со смотровой площадки. Водопад Учан-Су.
Вид на Ялту со смотровой площадки. Водопад Учан-Су.
Голова неудержимо кружилась. Какая-то непобедимая сила тянула в бездну, в пасть этого клокочущего чудовища. Не знаю, чтобы я дал, чтобы спастись от этого оглушавшего и одурявшего меня водоворота. Он словно ждал меня внизу, рычал и прыгал мне навстречу. Безнадежными, смущенными глазами оглядывал я утесы, стоявшие кругом, вровень со мною. Упасть неизбежно придется, т. е. пропасть в пучине. Вопрос в том, скоро ли? Долго ли еще будут выдерживать мои судорожно вонзившиеся пальцы тяжесть тела? Близость несомненной гибели, наконец, окрыляет мои нервы.
Горные склоны Ялтинского горно-лесного заповедника.
Горные склоны Ялтинского горно-лесного заповедника.
С неестественными усилиями пропалзываю я по крутизне до первого дерева; земля ползет, руки скользят, колена оступаются. Но погибать не хочется. Наполняясь каким-то гневом отчаянья, каким-то бешенством самозащиты, карабкаюсь я от одного дерева к другому, все выше и выше, левее и левее, инстинктивно стремясь спрятаться от ревущего внизу чудовища. Это уже не моя сила тянет меня вверх, это сила истерическая, которая обращает в Самсона пятнадцатилетнюю девочку. Я заполз, Бог знает, на какую высь, в чащу леса. Оттуда уже не было видно водопада, только слышен отдаленный гул его. Скат, более пологий, менее скалистый, открылся в стороне. Я бросился по нем вниз, едва успевая задерживаться руками за частые молодые сосны. Я просто скатывался, а не бежал. Сердце билось радостным трепетом спасения, воскресенья из мертвых. Ноги, руки дрожали как в сильной лихорадке; все на мне было изорвано, исцарапано, измазано. Скатившись вниз, я не без труда, только по шуму вод, мог добраться до водопада. Меня мучила мысль, в каком страхе и неизвестности я оставил свою спутницу.
Водопад Учан-Су.
Водопад Учан-Су.
Прибегаю на край стремнины — никого. Красный клетчатый плед лежит покинутый на скале, точь-в-точь как в последней главе сентиментального романа, где девушки топятся с отчаяния в волнах пучины. Кричу, зову — никто не откликается; сбегаю вниз, на камни водопада, осмотреть нет ли каких следов, не подшутила ли надо мной моя амазонка, спрятавшись под скалою, — ничего не нахожу… Наконец, когда я остановился совсем растерянный, силясь отгадать что-нибудь в этой странной загадке, до меня вдруг долетел слабый, дрожащий звук женского голоса. Я взглянул вверх — и обмер от ужаса.
Водопад Учан-Су.
Водопад Учан-Су.
На той самой скале, с которой я едва успел спастись, висела, вцепившись в одинокий кустик, моя спутница. Лицо ее было бело и мертвенно, как мел. Она что-то говорила мне, но губы ее едва разжимались. Она полезла на скалу следом за мною, незамеченная мною. Силы покинули ее при начале пути, и она висела над пропастью все время, пока я карабкался вверх и сбегал сверху. Она мне кричала, я не слыхал ее голоса за шумом водопада. Когда я исчез в вышине, она осталась одна, прилепленная к утесу, без малейшей надежды на спасение. Солнце садилось, лес темнел, водопад клокотал под ее ногами, а меня нигде не было видно. Более часу провела она в этом непрерывном ожидании смерти. Это была мужественная девушка, никогда не обращавшаяся за помощью к мужчине. Теперь она звала меня на помощь и мучилась, что нуждалась в этой помощи.
Водопад Учан-Су.
Водопад Учан-Су.
Сердце у меня оборвалось. Я один, еще свежий едва мог одолеть эту скалу. Чем я помогу ей? Разве тем только, что полетим в бездну вдвоем, а не порознь? Однако раздумывать было слишком не вовремя. Опасность, грозящая женщине, наполняет грудь мужчины приливом беззаветно-смелого чувства. Я схватил валявшийся на земле большой сосновый сук и полез на скалу.
Водопад Учан-Су.
Водопад Учан-Су.
Каким образом мы очутились внизу — хорошо и не помню: голова моя была в таком чаду; но прежнего страха уже не было и следа. Хватились за лошадей, моей лошади нет. Опять неудача. Нужно идти пешком более 8 верст. А в лесу уж темно, уже апрельская сырость стала пронизывать нас. К счастью, лошадь отыскалась в лесу через четверть версты. Мы обмыли в ручье исцарапанные руки, освежили ледяной водой взволнованные свои головы и погнали коней. Весело было нестись, вырывавшись из леса, по каменистой дороге, при холодном свете месяца, сознавая, что нет больше опасности, что нас ждет впереди не клокочущая пучина, а теплая еда в теплой и светлой комнате…»
Горные склоны водопада Учан-Су.
Горные склоны водопада Учан-Су.

Эпизод, произошедший с Евгением Марковым и его спутницей, предостерегает туриста о возможных непоправимых последствиях, которые могут наступить вследствие легкомысленного отношения к путешествию в горах.

МЧС РОССИИ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 Перед выходом на туристический маршрут необходимо зарегистрироваться в соответствующем поисково-спасательном подразделении МЧС. Здесь можно получить всю необходимую информацию об особенностях маршрута, контрольном времени прохождения и сигналах связи.

 Туристам, отправляющимся в горы даже на один день, спасатели рекомендуют внимательно изучить меры безопасного поведения в горах: 

- В первую очередь серьезно 

теплые вещи, дополнительные источники питания для мобильного телефона, фонарик и средства для разжигания костра. Также желательно иметь с собой GPS-навигатор. 

В ПОХОДЕ:

  •  для передвижения следует выбирать наиболее безопасный маршрут, даже если он длиннее;
  •  перед началом движения следует тщательно оценить возможные опасности, учитываю погодные условия и вероятность препятствий;
  • нужно быть готовым к неожиданностям и уметь распознавать приближающуюся опасность, принимаю своевременные меры предосторожности;
  • передвигаться нужно только группой, не допуская ее разделения;
  • темп движения нужно определять по слабейшему в группе;
  • не стоит сокращать путь за счет безопасности;
  • не следует совершать переходы при плохой видимости (туман) или темное время суток;
  • преодолевать опасные участки, реки с быстрым течением и трещины следует только при наличие надежной страховки;
  • опасные скалистые участки нужно преодолевать только в случае крайней необходимости, строго соблюдая правила безопасности и страховки
  • избегать переходов по склонам и желобам со свободнолежащими камнями.
Меры безопасности в горах - Полезная информация - Главное управление МЧС России по Республике Крым

Более подробно о водопаде Учан-Су можно прочитать здесь.

#учан-су #крым #водопады_Крыма