Андрей МУСАЛОВ
В 1741 году в результате дворцового переворота к власти в Российской империи пришла Елизавета Петровна - дочь Петра I. Новая императрица продолжила дело отца. Она восстановила все законы и порядки Петра, отмененные предыдущими правителями, стала активно развивать мануфактуры, армию и флот. Были значительно расширены права дворян. В то же время ухудшилось положение крестьянства, помещики получили право ссылать крепостных в Сибирь. Значительных успехов Елизавета добилась во внешней политике. Благодаря ее усилиям, Россия получила признание большинства стран Европы. Русская армия нанесла ряд поражений Турции и Пруссии. В целом правление Елизаветы было успешным, как для экономики страны, так и для ее финансовой системы.
Борьба с медью
Придя к власти Елизавета Петровна столкнулась с совершенно расстроенной системой денежного обращения, накопившей критическую массу проблем от предыдущих правителей. Самой большой проблемой было огромное количество медных пятикопеечников, из-за обилия которых невозможно было проводить нормальные расчеты - в некоторых частях страны не было иных монет, кроме пятаков.
В 1744 году правительство Елизаветы приняло именной указ о постепенном снижении нарицательной цены пятаков. Медные пятаки стали дешеветь на 1 копейку в год. Таким образом, спустя четыре года их приравняли к ходячей медной копейке.
В 1754 году граф Петр Шувалов предложил Сенату проект о чеканке медных копеек в соотношении 8 рублей из пуда меди. На эти монеты было предложено выменивать у населения злосчастные пятаки. Оформление новых монет было выполнено в модном тогда барочном стиле. Обе стороны занимало изображение орла, который держал щит. На лицевой стороне монеты щит украшал вензель императрицы Елизаветы, на оборотной - на щите был обозначен номинал.
Проект Шувалова был одобрен, чеканка и выкуп начались, однако уже в 1757 году последовал новый указ, согласно которому монеты стали чеканиться в соотношении 16 рублей из пуда. Эта серия «елизаветинских» монет имела достоинство в 1, 2, и 5 копеек, а также деньгу и полушку.
На монетах достоинством в 5 копеек лицевую сторону занимал герб и надпись на ленте «Пять копеекъ». На остальных номиналах вместо двуглавого орла изображался Георгий Победоносец. На оборотной стороне всех монет располагался вензель Елизаветы. Эти монеты оказались долгожителями и пробыли в обращении до самого конца 18 века.
Усилиями Елизаветы Петровны и ее приближенных денежное хозяйство России окончательно стабилизировалось и получило стройную систему. Были полностью изъяты вредные пятаки и серебряные вши.
Основным денежным средством теперь являлись серебряные монеты. Елизавете удалось повысить их пробу с семидесятой до семьдесят седьмой. В некоторых объемах выпускались и золотые монеты.
При Елизавете чеканились золотые монеты в полтину, 1, 2, 5 и 10 рублей. Монеты из драгоценных металлов в первую очередь шли для обеспечения внешнеторговых операций и оплаты расходов казны за рубежом.
Хотя 18 веке в России и возросла доля выпускавшегося золота, однако во внутреннем обращении оно большого значения не имело, уступая пальму первенства серебру. Главным образом, золото шло на покрытие дворцовых и военных нужд. Медные монеты служили средством размена. Цена всех монет немного превышала торговую стоимость металла, что сделало бессмысленным их подделку.
Военные деньги
К числу необычных елизаветинских монет можно отнести «оккупационные» гроши, солиды и талеры. Их Елизавета выпустила по примеру своего отца для того, чтобы русская армия расплачивалась с населением завоеванной в ходе Семилетней войны территорий Восточной Пруссии.
Монеты поначалу чеканили в Кенигсберге, а затем в Москве. Эти деньги по внешнему виду почти не отличались от обычных прусских монет. На лицевой стороне монет располагался портрет императрицы с именем и титулом на латыни, а на оборотной стороне - герб Пруссии. На гербе находился номинал. Выпускались русско-прусские монеты достоинством в 1, 2, 3, 6, и 18 грошей, в 1 солид, а также в 1/3 и 1/6 талера.
Сходная ситуация сложилась и в Прибалтийских провинциях России - Ливонии. Для этих территорий выпускались так называемые «ливонезы». «Ливонезы» чеканились по подобию талеров, привычных для местного населения и имели талерные номиналы.
На лицевой стороне «ливонезов» помещался портрет Елизаветы Петровны с именем и титулом на латыни. На оборотной стороне находился двуглавый орел, на крыльях которого размещались гербы Риги и Ревеля. Чеканились эти монеты на Московском «Красном» дворе. Впрочем, «ливонезы» имели недолгое хождение в 1756 - 1757 годах, после чего были изъяты и переплавлены.
Семилетняя война между Россией и Пруссией (1756 - 1762) потребовала от Елизаветы непредвиденных расходов. Денег на ведение войны очень скоро стало не хватать, сухопутные войска в Пруссии хронически недополучали жалование. Ситуацию усугубляло традиционное для России мздоимство и казнокрадство.
Неутомимый граф Шувалов предложил Сенату новую денежную реформу чеканить из пуда монет не на 16 рублей, а на 32. По мнению графа, это могло дать казне дополнительные 16 миллионов рублей. По окончании войны он предлагал вернуться к монетам старого образца. Противники проекта Шувалова справедливо заметили, что это приведет не только к обесцениванию денег и росту цен на товары, но и к скупке и вывозу за рубеж золота и серебра. Пока шло это обсуждение, 25 декабря 1761 года императрица Елизавета Петровна скончалась.
Непутевый сын
На смену Елизавете Петровне, на престол взошел Петр III - любитель всего немецкого и военного. Как ни странно, он с легкостью одобрил предложение Шувалова, хотя необходимости в «облегчении» денег не было - Семилетняя война была завершена. С такой же легкостью новый император «сдал» пруссакам все завоевания России и спас тем самым прусского короля Фридриха II от полного поражения.
Медные «легковесные монеты» Петра 3 имели номинал в 2, 4 и 10 копеек. Гербы были такие же, как и на елизаветинских монетах, за исключением того, что вокруг них, по кругу, проставлялись звездочки. Число звездочек указывало неграмотным на номинал монеты. На оборотной стороне монеты украшала военная атрибутика: пушки, трубы, барабаны и знамена.
Разумеется, с введением легких монет объемы чеканки существенно возросли. Понадобились новые временные монетные дворы. Они были открыты в Нижнем Новгороде, Ярославле и в селе Поречье Смоленской губернии.
Таким образом в России сложилась развитая система монетных дворов. Главным считался открытый в 1824 году Петербургский монетный двор, размещавшийся в одном из бастионов Петропавловской крепости. В 1735 году монетный двор возник в Екатеринбурге. В селе Аннинском Пермской губернии на базе Бабкинского медеплавильного завода с 1789 по 1798 год действовал Аннинский монетный двор. В поселке Сузун в 1766 - 1847 годах действовал Сузунский монетный двор. В Сестрорецке на Сестрорецких оружейных заводах монетный двор функционировал в 1757 - 1778 годах. Еще один временный двор работал в районе Феодосии - Таврической в 1787 - 1788 годах.
Помимо этих, государственных заводов, существовали еще некоторые частные монетные дворы, чеканившие монеты по заказу государства. Иногда заказы размещались на иностранных монетных дворах.
Продукцию разных заводов отличали условные знаки, или же буквы на монетах. Наиболее часто встречаются обозначения государственных монетных дворов в виде буквенных аббревиатур. Москва обозначалась: ММД, ММ, МД, М. Санкт-Петербург: СПБ, СП, СПМ, СМ. Екатеринбург: ЕМ.
Для финансовых операций с новыми деньгами были созданы два новых банка - Медный и Артиллерийский. Эти банки выдавали ссуды медной монетой, а возвращали серебряной. Однако, реального пополнения казны в результате такой реформы не случилось. По сути, реформа очень скоро превратилась в крупную аферу по расхищению казны. И немалую роль в этом сыграл все тот же Шувалов, действовавший через подставных лиц.
Однако век дворцовых переворотов продолжался. Недовольство Петром III зрело во всех кругах общества. Выразителем этого недовольства стала собственная супруга Петра III - Екатерина. 28 июня 1762 года она свергла императора и перезапустила историю страны на новый лад.