Как происходит так, что один человек больше и глубже понимает Другого, а кто-то менее? Откуда это берется в человеке? Он с этим рождается или все же этот является навыком, который приобретается в процессе жизни? В мире такой навык мы называем «Эмпатия». Согласно Википедии данное понятие имеет следующее определение:
«Осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания. Эмпатия не имеет связи с какими-либо определёнными эмоциями и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям»
Что важно выделить для меня в данном определении так это слово «осознанное» - то есть один человек осознает «реальность» одного человека - то есть дает уже имя - со своей уже как бы пережитой «реальностью», подкрепленной на практике реальной жизни. То есть решенной или в процессе решения и награжденной неким именем, определением, что помогает придать больше определенности той или иной ситуации и быть может, дать возможность Другому найти свой путь решения, опираясь на опыт своего собеседника. Грубо говоря, это теория, которая имеет под собой практику.
Для психолога важно иметь свой личный опыт в преодолении той или иной жизненной ситуации. Более того, человек в 99% идет в эту профессию в первую очередь решить свои вопросы, дать имя тому, что с ним произошло и тем самым наработать для себя опыт. Скажу даже больше, «накачать мышцу эмпатии» ибо рельефные мышцы, выносливость и далее не появляются с рождения, это приобретается постепенно. Так с возможностью понимая Другого, через понимание себя.
Как я уже отметила для психолога важно иметь свой жизненный опыт ибо он также помогает сформировать свою собственную философию, систему ценностей, свою жизненную позицию, а также «накопить ресурсы, необходимые в работе с клиентами, такие как терпимость и умение принять природу другого человека полностью, со всеми ее сильными и слабыми сторонами»
«Личный опыт является отличным инструментом в работе психолога, но он не должен быть поставлен в оглаву угла и являться главным фундаментом в работе с клиентом». Образование, постоянное повышение квалификации и, что важно, своя личная терапия, чтобы познакомиться со своей личной психической реальностью, разобраться как она устроена, как может реагировать в той или ной ситуации, понимание своих ограничений и личный жизненный опыт – вот это тот фундамент, на который необходимо опираться психологу в работе со своими клиентами.
«Важно, чтобы «инструмент» психолога был в порядке, и чтобы он прожил и имел собственный опыт преодоления в тех основных жизненных сценариях, которые встречаются в жизни человека» , то есть важно не только знание в теории о как устроен сам психический аппарат, как теоретически можно выйти из той или иной ситуации, а именно практический опыт также может и дает много опоры и более глубокое понимание ситуации клиента, безусловно, субъект сингулярен и его опыт только его, и опыт психолога не является 100% попаданием в ситуацию человека, но опыт жизненный специалиста дает также больше шанса для переброски мостика между психологом и клиентом в понимании, присоединения и более чуткой работы над запросом.
Личный жизненный опыт также является важным трамплином в становлении начинающего специалиста – ибо как только психолог планирует начать свою практику, безусловно, лучшее решение - это начинать с того с чем сам человек изначально столкнулся и смог решить. То есть личный жизненный опыт также является опорой и поддержкой в таком хрупком и уязвимом этапе становления психолога и придающий ему смелости и решимости в действии. Приведу сравнение с танцами: мы смотрим как красиво двигается тот или иной танцор и думаем, что как красиво, но так страшно, но пока не начнем пробовать и чем больше у нас появляется практики движения (да, сначала 2 -3 шага), но с каждым разом укрепляя и тренируясь мышцы и танцор начинают уже брать более сложные и сложные связи, тем самым увеличивая глубины, грув движения, силу и чуткость танца. И танца бы не было без практики, но и также нужна теория, так как чтобы сделать тот или паттерн движения – изначально раскладывают теорию каждого степа и потом потихоньку теорию интегрируют в практику, так как повторения без понимание, да, может дать как бы копирование танца, но это будет больше обезьянничество, а неосознанное движение, наполненное смыслом, вайбом и опорностью.
Резюмируя свои мысли я хочу сказать, что личный жизненный опыт психолога важен, но он важен как элемент в фундаменте в совокупности с образованием, повышением квалификации, личной терапии, супервизии и интеграции в профессиональное сообщество.
Цитаты взяты из статьи:
«Личный жизненный опыт как инструмент работы психолога» от 09.06.2022 автор Кульпина Ю.С.