Каждый нарколог за время практики успевает выслушать множество историй — как успешных, так и провальных. Они отличаются декорациями, но в чем-то неуловимо похожи — изначально в человеке заметен надлом, попытки найти несуществующее, убежать от реальности. 3 года трезвости — значительный срок, и каждый из выздоровевших пациентов добился его собственным способом.
Зависимым может стать и представитель «золотой молодежи», и ребенок из малообеспеченной многодетной семьи, и уже взрослый человек, отец и глава семьи. Вопреки распространенной иллюзии безопасности благополучных людей, никто не застрахован от хронического стресса, внутренних противоречий и других переживаний, которые нередко становятся триггерами к развитию аддикции. Сегодня наши эксперты поговорили с пациентом, согласившимся рассказать о непростом пути к новой жизни.
Неблагополучное детство
Посмотрев на меня в детстве, многие сказали бы, что присутствовали все предпосылки стать алкоголиком или, того хуже, наркоманом. Ничего особенно страшного не происходило, я не подвергался физическому или психологическому насилию, но девяностые сильно ударили по семье.
Я помню слезы бабушки, непонимание, как мы станем жить дальше, постоянную нищету. У друга во дворе были обеспеченные родители, иногда приглашавшие поужинать, и в гостях я объедался. Сейчас курица с жареной картошкой и овощами кажется обычным блюдом, а тогда казалась деликатесом.
Папа пропадал на работе, я почти не видел его. Мама устроилась нянечкой в детский сад, чтобы туда зачислили младшую сестру, и вышло так, что в возрасте 14 лет я оказался полностью предоставлен самому себе. Быстро нашлась дворовая компания — такие же неприкаянные подростки.
Мы выпивали — один из пацанов приносил самогон, который гнал его отец. Сейчас я плохо понимаю, как удавалось проглатывать это пойло с отвратительным вкусом, но мы не знали, что алкоголь бывает вкусным, а выпивка давала ощущение общности, молодецкой удали. Кто-то нюхал клей, но токсикоманов мы не жаловали: знали — потенциально смертельно.
Поездка в Москву и новые горизонты
Несмотря на дворовые гулянки, я чудесным образом ухитрялся неплохо учиться. Большинство предметов давалось легко, и над уроками я подолгу не засиживался. Наверное, это заслуга школьных учителей — люди советской закалки, строгие, но справедливые, они оставались после уроков, чтобы объяснить желающим тему по второму разу. Никто им, конечно, не платил, просто они желали научить.
Я поехал в Москву. Было это везением или показателем неплохих способностей, но после окончания школы я поступил в автодорожный институт — в престижные места не стал подавать документы, рассудив, что вряд ли там ждут с распростертыми объятиями. Остаток лета был проведен в мечтах о будущих перспективах и, как говорится, «на расслабоне»: речка, картежничество, гулянки до утра и снова разбавленный самогон.
Постепенное привыкание
Москва казалась огромной и полной новых возможностей, но довольно быстро стало понятно, что в ближайшие годы предстоит влачить то же существование, что и раньше: общежитие было бесплатным, но денег отчаянно не хватало.
Перебившись первый курс, на втором я нанялся на работу — на рынке возле общаги требовались разнорабочие. Платили по выполнении несложной (хоть и физически тяжелой) работы — я уставал и не высыпался, зато с финансовой точки зрения положение улучшилось.
Я смотрю на теперешних студентов и вижу, насколько они отличаются от нас. Мало пьющих, практически никто не курит, многие регулярно занимаются спортом — под моими окнами находится студенческое общежитие, и в течение лета я вижу молодежь, ежедневно играющую в волейбол, футбол, подтягивающуюся на турниках.
Мы, более раннее поколение, достаточно обильно пили. Приходя с подработки (порой под утро), я чувствовал необходимость расслабиться и делал это наиболее простым и доступным способом — напивался перед тем как уснуть. Это длилось довольно долго, несколько лет. Институт я закончил, но начал понимать, что стал зависим от спиртного.
Первые попытки бросить пить
Я не имел ни малейшего представления, куда ходят в подобных случаях. Первое, что пришло в голову, — попробовать просто не пить, не принимать участия в дружеских посиделках и не брать пива на вечер. Хватило ненадолго — «новая жизнь» оказалась довольно скучной.
Я старался побольше читать и бегать по вечерам (по утрам не получалось), но «накрывало» ощущением какой-то безысходности. Так я пытался отказаться от алкоголя раз десять, после двух-трех месяцев трезвости срываясь и начиная пить — сперва изредка, а вскоре уже ежедневно.
В тот период я впервые задумался, что неплохо бы попросить помощи — и нашел местное отделение «Анонимных Алкоголиков». Не могу сказать плохого, собрания действительно повышали мотивацию и давали возможность на этом «топливе» побыть трезвым, не думая о выпивке.
Однако групп взаимопомощи явно не хватало — я мог поделиться тем, что чувствую, и послушать о чужом опыте, но у большинства из участников программы были семьи и друзья вне группы. Я же находился один в городе, даже за годы обучения не ставшем «своим», со знакомыми по институту виделся редко, семьи не имел.
Стоило вернуться домой, и одиночество накатывало по новой. Я старательно обходился без выпивки несколько недель, но срывы стали цикличными, и уже было понятно, что без медицинской помощи я вряд ли обойдусь.
Реабилитация и 3 года трезвости
Частные наркологические клиники казались чем-то из мира богатых людей, которым особенно нечем заняться: психологи, терапия, какие-то командообразующие занятия. Но врач объяснил, что задача медиков — пройти вместе с алкоголиком весь путь, научить жить в обществе, налаживать диалог с людьми. Я согласился на лечение.
Терапия состояла из психотерапевтических сессий, работы в группах поддержки (как в «Анонимных Алкоголиках», но темы были разнообразнее) и приема лекарств, от которых должно было стать лучше. Поначалу я не почувствовал особого эффекта, а чтобы делиться сложностями с врачом, приходилось пересиливать себя, но позже удалось «попасть в струю» и влиться в коллектив.
Недавно исполнилось 3 года моей трезвости. Я периодически посещаю психиатра-нарколога — в ходе лечения выяснилось, что присутствуют аномалии, требующие наблюдения. В остальном я чувствую себя совершенно здоровым человеком.
А у вас или ваших близких есть опыт полного отказа от алкоголя? Делитесь в комментариях и подписывайтесь на наш Дзен и ютуб канал!
Имеются противопоказания. Необходима консультация со специалистом.