Не секрет, что многие люди, покупающие автомобиль в автосалоне по программе трейд-ин, сталкиваются с проблемами после приобретения. Они могут обнаружить, что пробег автомобиля был скручен, или что у него есть скрытые недостатки.
Часто менеджеры недобросовестных автосалонов настолько умело обрабатывают клиентов, что те не успевают должным образом проверить автомобиль перед покупкой. Однако благодаря сторонним сервисам можно узнать историю автомобиля, наличие ДТП и предыдущий пробег по предыдущим сделкам купли-продажи.
Можно ли расторгнуть сделку купли-продажи автомобиля, если пробег был скручен, а автомобиль куплен в кредит? Да, это возможно.
Обычно автосалон заключает с клиентом два договора купли-продажи. Первый — по программе трейд-ин, когда ваш автомобиль оценивается ниже рыночной стоимости и забирается автосалоном. Второй — договор купли-продажи, где вам якобы предоставляется скидка на автомобиль с учётом трейд-ин и меньшим пробегом, чем у вашего автомобиля.
В договоре указано, что вы покупаете автомобиль в том состоянии, в котором он есть, и не имеете претензий к имеющимся недостаткам. Также указано, что пробег автомобиля может содержать неточности, и автосалон не несёт ответственности в случае, если пробег окажется с погрешностями.
В договоре купли-продажи (ДКП) автомобиля, купленного в автосалоне по программе трейд-ин, обычно указывается, что автосалон не обладает техническими средствами для проведения глубокой диагностики автомобиля и не может влиять на его пробег.
Кроме того, при передаче автомобиля покупателю подписывается акт приёма-передачи транспортного средства (ТС), в котором указывается, что автосалон передаёт автомобиль б/у, не даёт гарантий по его недостаткам, пробег может отличаться от реального, и автомобиль передаётся новому владельцу в том состоянии, как есть, с учётом степени износа.
В юридической практике встречаются случаи, когда клиенты обнаруживают, что пробег автомобиля был скручен, или у него есть скрытые недостатки. В таких случаях необходимо обращаться в суд с иском к автосалону.
Прежде чем обратиться в суд, необходимо в течение 15 дней после покупки автомобиля обратиться в автосалон с письменным требованием о возврате ТС, указав выявленные недостатки, такие как скрученный пробег и дополнительные недостатки. Также необходимо провести экспертизу автомобиля, чтобы установить наличие скрытых недостатков.
Поскольку автосалон не указывает конкретно, какой пробег был у автомобиля до его изменения, считается, что информация до потребителя не была доведена надлежащим образом (статья 10 Федерального закона «О защите прав потребителей»). Указание автосалона о том, что автомобиль передан в состоянии «как есть», не раскрывает его реального состояния и технических недостатков, которые могут быть существенными или несущественными.
Для определения скрытых недостатков и их существенности требуется экспертное заключение, которое поможет определить, насколько они влияют на итоговую стоимость автомобиля. Покупатель, как экономически более слабая сторона, не является техническим специалистом и не обладает глубокими познаниями, поэтому ему необходимо экспертное заключение для защиты своих прав.
Согласно ОБЗОРУ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, УТВЕРЖДЕННЫЙ Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 2021 г. в пункте 1 сказано, что пятнадцатидневный срок, в течение которого покупатель технически сложного товара вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы независимо от того, является ли обнаруженный в нем недостаток существенным, исчисляется с даты, следующей за днем передачи товара.
Исходя из указанного нами Обзора судебной практики ВС РФ, высокий суд, отменяя решения нижестоящих судов по аналогичному виду спора указал, что в силу п. 1 ст. 4 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Согласно абз. 8 п. 1 ст. 18 данного закона в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
Из разъяснений, содержащихся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в ст. 4 Закона о защите прав потребителей, при условии, что такие требования были предъявлены в течение пятнадцати дней со дня его передачи потребителю.
В соответствии со ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ).
По смыслу приведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда покупатель технически сложного товара независимо от характера обнаруженных в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в течение пятнадцати дней со дня его передачи. При этом передача товара потребителю выступает событием, определяющим начало данного срока, а его течение начинается со дня, следующего за днем передачи товара.
Таким образом, пятнадцатидневный срок, предусмотренный абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, подлежал исчислению с момента приобретения ТС в автосалоне и заканчивался с момента предъявления претензии автосалону, где был куплен автомобиль. Важно также помнить, что претензия, принесенная под роспись в автосалон нарочно, должна быть в двух экземплярах, где на вашем экземпляре обязательно необходимо поставить входящий штамп, роспись представителя салона.
В случае отказа в принятии претензии, такую претензию необходимо направить посредством Почты России. Если же по каким-либо причинам автосалон не получит ваше письмо, то надлежащее уведомление будет учтено судом по основаниям ст. 165.1 ГК РФ (Юридически значимые действия).
Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 20 октября 2020 г. № 32-КГ20-8-К1 Аналогичная правовая позиция содержится в определении Судебной коллегии Верховного Суда от 9 февраля 2021 г. № 32-КГ20-14-К1).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе, в частности, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Стоит также учесть, что исходя из сложившейся судебной практике, такой автомобиль купленный в кредит, является залоговым имуществом банка. Вместе с тем, ГК РФ и ФЗ "О защите прав потребителей" не содержит ограничений в возврате данного имущества предыдущему владельцу. Более того, положения этих нормативных актов не требуют получения согласия залогодержателя на обратный переход имущества продавцу. Поэтому по общему правилу залог купленного товара не является препятствием для удовлетворения требований потребителя о возврате уплаченной суммы и расторжении договора купли-продажи.
Согласно п. 1 ст. 353 ГК РФ (в редакции, действующей на момент возврата некачественного автомобиля изготовителю) в случае перехода прав на заложенное имущество от залогодателя к другому лицу в результате возмездного или безвозмездного отчуждения этого имущества (за исключением случаев, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 352 и ст. 357 настоящего Кодекса) либо в порядке универсального правопреемства залог сохраняется. Правопреемник залогодателя приобретает права и несет обязанности залогодателя, за исключением прав и обязанностей, которые в силу закона или существа отношений между сторонами связаны с первоначальным залогодателем. Статья 353 ГК РФ, предусматривающая сохранение залога при переходе права на заложенное имущество к другому лицу, сама по себе направлена на защиту интересов кредитора по обеспеченному залогом обязательству и обеспечение его надлежащего исполнения. Дальнейшая смена собственника заложенного транспортного средства в результате возврата некачественного автомобиля продавцу не влечет прекращение права залога банка в силу закона и договора, залог следует судьбе вещи, в связи с чем, банк вправе потребовать обращения взыскания на заложенный автомобиль путем предъявления такого требования к новому собственнику, если такие основания возникнут у банка (неисполнение принятых обязательств заемщиком). Основания прекращения залога предусмотрены статьи 352 ГК РФ.
Следует отметить, что закон не содержит запрета покупателю в порядке статьи 18 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» отказаться от исполнения договора купли-продажи в связи с наличием в товаре существенных недостатков, даже если такой товар после приобретения был передан покупателем в залог в обеспечение исполнения кредитного обязательства. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (п.2ст.450.1 ГК РФ). Что имеет место в данном случае.
Вместе с тем, положения параграфа 3 главы 23 Гражданского кодекса РФ, в частности ст.352 ГК РФ, не предусматривают такого основания прекращение залога как расторжение покупателем договора купли-продажи при продаже товара с недостатками. Условиями заключенного между кредитором и заемщиком кредитного договора, содержащем условия о залоге транспортного средства, такое основание прекращения залога также не предусмотрено. Правоотношения заемщика с продавцом (изготовителем) по поводу качества проданного товара являются отдельными самостоятельными отношениями, которые не влияют на взаимоотношения кредитора и заемщика по исполнению заключенного между ними кредитного обязательства и принятые в рамках данных правоотношений способы обеспечения исполнения обязательства.
Указанная выше правоприменительная практика с толкованием закона в части залогового имущества имеется в решении Верховного суда Удмуртской республики по Делу № 33-3076/2017.
При этом, согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" сказано, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Автор данной статьи считает, что статьи Гражданского Кодекса РФ о залоге, не устанавливают запрет на расторжение сделок купли-продажи имущества, находящегося в залоге при оформлении сделки перехода прав собственности.
С учетом вышеизложенного, во избежание правовых рисков целесообразно не прекращать оплаты по автокредиту, до вынесения решения суда. В ходе судебного процесса указывать на то, что вы не отказываетесь от принятых на себя обязательств перед кредитором. Поскольку в рамках иска вы просите расторгнуть ДКП с возвратом транспортного средства автосалону, просите взыскать стоимость ТС в свою пользу, также по защите прав потребителей заявляется штраф в свою пользу в размере 50% от суммы удовлетворенной судом.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В силу п.46 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Таким образом, 50% штраф в свою пользу перекрывает принятые на себя обязательства по кредиту. Кроме того, поскольку в добровольном порядке продавец не исполняет требование, целесообразно включить в требование по иску проценты в виде неустойки.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о защите прав потребителей за нарушение предусмотренных статьями 20, 21, 22 указанного закона сроков продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента от цены товара.
В силу требований статьи 22 Закона о защите прав потребителя требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
Анализируя сложившуюся судебную практику и разъяснения Верховного Суда РФ, в качестве примера можно привести судебную практику Приокского районного суда города Нижнего Новгорода по делу № 2-1647/2019, где спорный б/у автомобиль был куплен в Автосалоне и при этом за счет кредитных денежных средств. В данном решении суда суд, не акцентирует внимание на кредите, поскольку сторона покупатель - истец, оспаривая сделку к/п исполнял принятые перед банком обязательства надлежащим образом. Важно отметить нормативное обоснование решение суда по данному делу.
В соответствии со ст. 454 ГК РФ по договору купли - продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно ст. 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли -продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли -продажи (ст. 469 ГК РФ). Статья 18. Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее закон) предоставляет потребителю право при обнаружении в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом, потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
Статьей 10 закона определена обязанность продавца своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Принимая во внимание, что предметом заключенного между сторонами договора купли-продажи являлся бывший в употреблении автомобиль, то с учетом вышеприведенных норм, продавец должен был сообщить покупателю об имеющихся недостатках продаваемого автомобиля.
При этом следует акцентировать особое внимание, что согласно ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
При этом, в соответствии со ст.22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. Как правило такие требования потребителей в добровольном порядке не исполняются. Между тем п.4 ст.12 закона устанавливает критерий отсутствия у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара. Данная норма имеет императивный характер.
Пунктом 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (статья 12).
Необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10). В соответствии с п. 3 ст. 1, п. 4 ст. 1 ГК РФ, разъяснениями п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в гражданских правоотношениях стороны должны действовать добросовестно, то есть их поведение должно соответствовать ожидаемому поведению в обычных условиях гражданских правоотношений, стороны должны учитывать права и законные интересы друг друга, в том числе содействовать друг другу в получении необходимой информации и раскрывать ее другой стороне.
Поскольку такая оспариваемая сделка несет в себе моральные, нравственные переживания, то целесообразно по иску также компенсацию морального вреда. В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии со ст.18 Закона о защите прав потребителей Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. 6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Из разъяснений, содержащихся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 г. N 17, следует, что потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в ст. 4 Закона о защите прав потребителей, при условии, что такие требования были предъявлены в течение 15 дней со дня его передачи потребителю.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. № 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров" автомобили являются технически сложным товаром. Таким образом, на основании вышеизложенного видно, что иски о расторжении договора купли-продажи автомобиля, купленного в кредит в автосалоне как б/у с выявленными недостатками, подлежат удовлетворению. Если претензия потребителя была заявлена в течение 15 дней, то продавец обязан ее исполнить даже в том случае, если недостатки товара не являлись существенными. В остальных случаях имеет большое значение наличие существенных недостатков автомобиля.