Найти тему
Вино и Виноград

ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОКАЗЫВАТЬ

В цивилизованном мире цензура кажется неуместной и недопустимой, но некоторые произведения заставляют задуматься о ее необходимости.

Недавно два самых известных музея мира отказались выставлять экспонаты, вызвавшие возмущение публики. В свете этих событий арт-критик BBC Сulture поразмышлял о роли цензуры в развитии современного искусства и упомянул несколько весьма спорных художественных произведений, созданных в наши дни.

В прошлом месяце протесты защитников прав животных заставили Нью-йоркский Музей Гуггенхайма отказаться от установки трех экспонатов, объединенных под названием «Театр мира».

Первые два это видеоролики, один из которых демонстрирует спаривание татуированных свиней, а другой - двух оскалившихся и рычащих питбультерьеров, готовых наброситься друг на друга.

Третий экспонат представлял собой огромный террариум из фанеры и сеток, внутри которого убивали и ели друг друга сотни голодных гекконов, кузнечиков, сверчков и тараканов, которых бросал туда автор.

Эти экспонаты, созданные современными китайскими мастерами, были отобраны для открывшейся 6 октября выставки "Искусство и Китай после 1989 года".

В 2023 году Лувр отказался от замысла выставить скульптуру голландского художника и дизайнера Юпа ван Лисхаута из-за опасений, что откровенная сексуальность его произведения вызовет возмущение публики.

12-метровая фигура с нечеткими контурами (стиль конструктора «Lego») представляла собой мужчину, совершающего половой акт с четвероногим созданием неопределенной породы. Не меньше самой скульптуры сотрудников Лувра потрясло ее название – Domestikator («одомашниватель» или вроде того).

Скульптуру планировали выставить в саду Тюильри в рамках ежегодной Международной ярмарки современного искусства, но, ужаснувшись возможным последствиям, передумали.

Юп ван Лисхаут бы откровенно возмущен и сказал музейным работникам: «Многие картины и скульптуры в этом вашем Лувре изображают более откровенные варианты изнасилования и скотоложства, чем моя работа!».

Вероятно, голландский художник имел в виду такие полотна, как «Сброшенная рубашка» Жана-Оноре Фрагонара и «Большая одалиска» Энгра, вызвавшие бурное возмущение публики много лет назад. Но следует признать, что современные мастера в этом смысле давно превзошли своих предшественников.

«Стул» британского поп-арт художника Аллена Джонса, как и две его предыдущие работы, демонстрирует своеобразное отношение художника к женщинам.

-2

Работу не выбросили из музея, но в Международный женский день группа активистов, возмущенных откровенным сексизмом скульптуры, облила ее кислотой, которая обезобразила пластиковое лицо и шею женской фигурки.

Американка Джуди Чикаго уверяет, что ее композиция «Званый ужин» символизирует почтение к 39 женщинам, которые внесли заметный взгляд в культуру и искусство - от Сафо до Вирджинии Вулф.

Работу одновременно признают новаторством и критикуют за шокирующую вульгарность.

Основу композиции составляют сорок расписанных вручную фарфоровых тарелок с изображениями бабочек, откровенно похожих на женские половые органы.

-3

В интервью The Guardian современная британская художница Корнелия Паркер отметила, что в композиции «слишком много вагин и слишком мало почтения к выдающимся женщинам прошлого».

«Акула Связанная по рукам и ногам» Девида Черни откровенно перекликается с известной инсталляцией акулы в растворе формальдегида Дэмиена Херста («Физическая невозможность смерти в сознании живого»), созданной в 1991 году. Только вместо акулы он поместил в раствор обнаженную фигуру иракского диктатора Саддама Хусейна со связанными за спиной руками и петлей на шее.

-4

Интересно, что мнения недоброжелателей разделились – одни ругают Дэвида Черни за жалость к диктатору, а другие – за излишнюю натуралистичность работы.

Так или иначе, запланированная выставка «Акулы» в музее бельгийского Мидделкерке была отменена личным распоряжением мэра города Мишеля Ландуи.

В распоряжении деликатно говорилось, что «определенные группы населения могут счесть инсталляцию слишком провокативной».

Феномен итальянского художника-авангардиста Пьеро Манзони во много объясняется его отношениями с родным отцом. Как-то Манзони-старший, владелец консервного завода, презрительно сравнил творчество своего сына, так сказать, с экскрементами.

Тот принял вызов, законсервировав в 90 банках 2700 граммов своих фекалий и начав выставлять их в различных галереях мира.

-5

«Merda d’artista» («Г*вно художника») было не первым скандальным произведением этого автора, до этого он выставлял на всеобщее обозрение воздушный шарик с выдохнутым им воздухом.

Как только возмущенные критики и посетители вернисажей не называли Пьетро Мазони! Но он красиво посрамил обидчиков - одна из его банок с фекалиями прошлым летом была продана на аукционе за 275 тысяч евро.

Но всех своих коллег по творчеству обошел британец Марк Куинн, создавший работу «Self» («Собственной персоной»). Художник не только возмутил, но и здорово напугал чувствительных знатоков искусства.

В течение пяти месяцев каждые пять лет Куинн откачивал пять литров собственной крови и заливал ее в полупрозрачные охлажденные слепки своей головы.

-6

В результате появилась серия автопортретов, которая позволяет англичанину с полным правом утверждать, что он вложил в свое творчество больше, чем какой-либо другой 🎨художник мира.

👍 Ваш лайк — это лучшая благодарность за нашу работу!