Найти тему

Спектакль «Утиная охота» на Симоновской сцене театра им. Вахтангова.

Премьера 2024/2025.

«Пусть метели бушуют рядом. Надо будет - растопим льды». (Из песни Л.Лучкина «А мы ребята семидесятой высоты»).

Драматурги Виктор Сергеевич Розов, Александр Валентинович Вампилов, Александр Моисеевич Володин создали портреты людей эпохи застоя. В то время как партия лепила образ строителя коммунизма, в пьесах эти строители выглядели по-другому.

Зилов, герой «Утиной охоты», - человек эпохи застоя. Он не способен не то, что растопить льды (а надо ли?), он не способен ни на что, ни на один поступок. Его жизнь бессмысленна, а утиная охота является метафорой этой бессмысленности, как и грибная охота для Бузыкина в фильме Данелии «Осенний марафон». Поэтому и не застреливается. Зилов не может любить, он – «алик из аликов», как о нем говорит Вера. В нем есть осознание своей ущербности, в отличие от других «аликов», но сделать с собой он ничего не может. Зилов - чеховский герой, с которым произошла трагедия опошления, как с Ионычем, как с Николай Ивановичем из рассказа «Крыжовник» и Никитиным из рассказа «Учитель словесности». Это придает пьесе вневременной масштаб и вписывает ее в контекст русской литературы о маленьком человеке.

Режиссер Аскар Галимов изменил пьесу и ее замысел. Он ввел родителей и посвятил спектакль своим родителям. Поменял концовку на светлый финал. Вампилов бы крякнул, но, как выяснилось, режиссер имеет право делать с текстом все, что угодно. Аскар Галимов рассказал свою историю (это объясняет концовку) и историю современного человека.

Зилов. Спектакль «Утиная охота» на Симоновской сцене театра им. Вахтангова. Фото автора.
Зилов. Спектакль «Утиная охота» на Симоновской сцене театра им. Вахтангова. Фото автора.

Конфликт пьесы строится на внутренней трагедии героя: он потерял веру в жизнь и в людей, но душа его болит, ищет света и в конце находит. Режиссеру важно было буквально ярким светом осветить те скрепы, которые могут оживить душу: родители, любовь и вера.

Происходящее в душе героя до ее возрождения созвучно серому, холодному, неуютному пространству сцены, контрастирующему с яркой плиткой пола. Над сценой часть свода от разрушенной церкви с едва сохранившимися фресками. Потолок и фрески не освещены. Задник сцены - огромный стеклоблок в клетку, разделенный на секции.

Сценография. Спектакль «Утиная охота» на Симоновской сцене театра им. Вахтангова. Фото автора.
Сценография. Спектакль «Утиная охота» на Симоновской сцене театра им. Вахтангова. Фото автора.

В начале спектакля Зилов лежит на подоконнике. Ему снится сон, в котором друзья приходят к нему после его кончины. Никакого венка, мальчика Вити из «Вечности». Следом новое воспоминание. Сцена преобразуется в условный ресторан «Незабудка» с одним раскладным столом. На сцене Зилов и официант Дима. Именно эти два героя в спектакле показаны как два антипода. Для того, чтобы высветить внутренний конфликт Зилова, режиссер сделал официанта Диму его тенью. Не Димоном, а демоном в образе кота-алика, пошлой и страшной частью. И сам Дима, в кудряшках, с оскалом белых зубов во весь рот, светло-бежевом берете, жилетке и белой блузе с бантом, неприятен. Сначала он - единственный, кого Зилов считает близким другом.

Почему же именно Дима стал внутренним демоном Зилова? Дима - это квинтэссенция пошлости, потому что им руководит, в отличие от всех, только холодный расчет и выгода. Кузаков, например, - жертва тщеславия. Отбил, как он считает, Веру у друга и доволен. Саяпин - подкаблучник жены. Он жалок. А Дима спокоен и самодоволен. Всем хочет нравиться, поэтому и выглядит слащавым и неестественным. Может и цыганский романс лихо пропеть.

Вера и Дима. Спектакль «Утиная охота» на Симоновской сцене театра им. Вахтангова. Фото автора.
Вера и Дима. Спектакль «Утиная охота» на Симоновской сцене театра им. Вахтангова. Фото автора.

Официант так внешне надежен и спокоен, что Зилов пытается жить, как он, не волнуясь: ведь главное, когда бьешь по уткам, - не волноваться! Или вести такую жизнь, как его друзья, отсюда и идея новоселья. И почему бы не потрафить шефу с Верой и не пригласить ее домой? Она и придет с Димой, переодетым в живого кота в маске. Пошлость предполагает мимикрию, перевертывание с ног на голову всех понятий, и Вера войдет в дом Зилова с котом-аликом, шагая по боковой по стене, поддерживаемая котом. Прям Булгаков!

Зилов то в сторонке на новоселье, то вдруг превращается в учителя по флирту Кушака. Опять перевертыш. А Кушак, в свою очередь, в очередного алика, с ужимками и прыжками. Пара Вера и Кушак настолько контрастна, что оба выглядят комично. Он, полный, в мешковатом пиджаке, а она - красотка, с роскошной фигурой, в обтягивающих бархатных расклешенных брюках, виляющая задом. Пока Кушак будет учиться мужскому обаянию, строя гримасы, Вера, спрятавшись под столом от надоевшего ухажера, найдет еще одного алика - Кузакова.

Кушак, Саяпин и Зилов. Спектакль «Утиная охота» на Симоновской сцене театра им. Вахтангова. Фото автора.
Кушак, Саяпин и Зилов. Спектакль «Утиная охота» на Симоновской сцене театра им. Вахтангова. Фото автора.

Зилов за шутками скрывает внутреннюю пустоту и делает вид, что у него все хорошо. И жена ему в этом подыгрывает. Галина в сцене новоселья отличается от Галины в пьесе: она живая, ироничная, эмоциональная, ласковая и интригующая. И тоже пошловатая. Танцует вместе со всею братией и с котом. Она совсем не похожа на тихо страдающую учительницу Вампилова. Галина одета ярко, вся в белом, как невеста. Ей кажется, что все можно повернуть вспять в новой квартире. Зилов реагирует вяло, но сидят они до прихода гостей обнявшись, будто и нет между ними охлаждения. А оно есть, но в подтексте.

Многие сравнивают Севриновского с Олегом Далем: мол, не видят в Максиме холодного цинизма Даля. Но герой Севриновского не Зилов Вампилова, а Зилов Галимова. А.Галимов сделал акцент на обаянии Максима и его шутовстве. Его Зилов прячет свою пустоту и боль, остря и играя в этакого Дон Жуана, отсюда и маска героя французского кино Клода Лелюша «Мужчина и женщина». Его друг Саяпин, тоже алик, ему с удовольствием подыгрывает. Отсылы к этому фильму: всем известная мелодия Франсиса Ле и фразочки, произносимые Зиловым, еще больше подчеркивает пропасть между героем Трентиньяна и Зиловым. Наш никуда на машине ни за женой, ни за Ириной, ни за кем бы то ни было не рванет. Повторюсь: он не способен на поступок, он серенький, как все вокруг.

Один известный блогер написал, что ему не хватило яркости Зилова, но это от непонимания образа. Зилов не герой, он - антигерой, алик. Он осознает свое падение и пустоту и хочет начать все сначала с Ириной. И она тоже в спектакле в белом, как невеста. Его мучают угрызения совести из-за отца и матери. Они тоже появляются в его видениях в белом. Он тянется к чистоте. Режиссер написал, что для него Зилов - человеческий тип, который живет в ожидании чего-то. Но не это суть образа Зилова. Он - человек потерянный.

Зилов - чеховский герой. Это режиссер уловил верно. Как отражение его внутренней жизни, за окнами все время льет дождь, и над головой темнеют своды храма. Его внутренний храм тоже темен.

Кульминацией конфликта становится разговор с Димой. В спектакле показана линия их постепенного расхождения. Сначала официанта Зилов называет самым близким человеком, в конце они сидят друг напротив друга как чужие.

У Вампилова другое. Виктор все высказывает Диме, а потом все-таки собирается с ним на охоту. Зилов не способен поменять свою жизнь, круг друзей, работу. Изменение для «вампиловского Зилова» невозможно. Развязка в спектакле не стыкуется с рисунком роли Зилова, хотя режиссер всячески подчеркивает его страдания, чтобы оправдать изменение в герое в конце. Зилов в этой версии не застреливается, а, одолев внутреннего демона Диму, совершив поступок, призывает в воображении жену Галину, которой предлагает обвенчаться и родить детей.

Думаю, режиссер, изменив образ Галины, наделив ее горячей натурой, яркостью, большим чувством, которое прорывается все время (Галина обнимает и целует Зилова, поет ему песни, очень нежна с ним) увидел в ней спасение для Зилова. А в Зилове внутреннюю силу. Такая концовка, на мой взгляд, притянута. Победа над внутренним аликом свершилась очень быстро. У А.Чехова и А.Вампилова это просто невозможно. Они знали, какую невероятную силу имеет пошлость над человеком, как с мелочей начинается погружение в тину быта, а потом с душой уже происходят необратимые вещи.

Что понравилось в спектакле? Понравилась атмосфера безысходности, отсылающая к эпохе застоя. Она прям и в пьесе Вампилова такая. Актеры играют прекрасно. Они создали отличные маски персонажей. Прекрасные костюмы: курточка Зилова напоминает курточку Бузыкина из фильма «Осенний марафон». Клеши Веры, очки и накладной пучок Валерии, косынка Галины, блуза и бант с беретом Димы - все отсылает к той эпохе.

И, конечно, мне понравился главный герой - Максим Севриновский, который сыграл совсем не героя, как его и написал А.Вампилов, а надломленного, страдающего и одновременно пустого человека, способного только на остроумные шуточки (отсюда ерничанье и игра с залом), редкие бури в стакане воды, симуляцию эскапизма и жизненной цели. Утиная охота, как и любая охота, должна иметь цель, а у Зилова ее нет.

Рекомендую этот спектакль из-за актерских ролей.

Зал вытянут в длину, поэтому мне на пятом ряду было плохо видно. Советую брать места на первые ряды.

Культпоход. Записки театромана. | Спектакль «Утиная охота» на Симоновской сцене театра им. Вахтангова. Премьера 2024/2025. Режиссер Аскар Галимов. | Дзен