Найти тему
islamru

Как изменить мир?

Оглавление

В книге шейха Ахмада Афанди «Благонравие праведников» мы находим важное наставление, касающееся ответственности каждого человека за исправление зла. Однако, как подчёркивает шейх, эта ответственность имеет свои границы, и стремление исправить порицаемое без должных полномочий может привести к большим бедам. В этом наставлении заложена глубокая мудрость, отражающая многовековые исламские принципы, направленные на баланс между личной духовной работой и социальными обязательствами.

Опасность вмешательства без духовного веления

Шейх Ахмад Афанди предупреждает: «Знайте, дети мои, что попытка устранить порицаемое теми, кто не в силах этого добиться, приводит лишь к смуте, и пользы от этого не будет». Это ключевая мысль, которая проходит красной нитью через всё наставление. В этом утверждении заключена важная истина: человек не всегда обладает необходимыми ресурсами или полномочиями для исправления ситуации, даже если она кажется ему несправедливой.

-2

Чтобы лучше понять эту мысль, шейх приводит историю о группе молодых людей, которые посвятили свою жизнь поклонению Господу и избегали всего порицаемого. Эти праведники были настолько чисты в своих намерениях, что сатана не мог приблизиться к ним, не будучи уничтоженным. Их пример – это иллюстрация того, как даже праведные люди могут попасть в ловушку, расставленную сатаной.

Сатана, видя их преданность и духовную силу, пытается отвлечь их хитростью. Он настраивает находящихся рядом смутьянов на драку, и праведные молодые люди, движимые благими намерениями остановить насилие, решают вмешаться и разнять дерущихся. Они полагают, что спасти людей от зла этой смуты для них лучше, чем поминать Господа, ибо в избавлении от раздоров есть польза для других. Но результат их вмешательства оказывается плачевным: дерущиеся набросились на них самих.

-3

«В итоге смутьяны отвлекли праведников от поминания Аллаха и других видов поклонения. Тогда сатана очень обрадовался, ибо главной его целью было сорвать собрание, где поминают Всевышнего».

Этот пример наглядно показывает, что вмешательство в конфликты или порицаемые действия не всегда ведёт к добру, особенно если у человека нет на то должного духовного побуждения. Сатана часто использует наши благие намерения против нас, и в результате мы можем потерять связь с более важными вещами, такими как поминание Бога.

Духовная работа как альтернатива вмешательству

-4

Одним из важнейших уроков, которые мы можем извлечь из наставлений шейха Ахмада Афанди, является необходимость молиться и духовно трудиться над собой, прежде чем вмешиваться в дела других. Он приводит пример из жизни одного из праведников, к которому пришел человек жаловаться на соседа, совершающего грехи. Праведник задал ему важный вопрос: «Бодрствовал ли ты хоть одну ночь ради него?». Этот вопрос раскрывает подход ислама к проблемам общества: прежде чем судить или вмешиваться в чужие дела, необходимо проявить терпение и заботу через молитву и духовное усердие.

Ответ праведника был глубоко символичным: «Бодрствуй в течение семи ночей ради него и обратись к Всевышнему с хорошей мольбой за него». Этот совет учит нас, что в первую очередь необходимо работать через молитву к Господу, а не через физическое вмешательство или осуждение. Если же после такой молитвы человек не исправится, то шейх советует пересмотреть собственные недостатки и сосредоточиться на самоочищении: «Если он не покается и после такого твоего поступка, то знай, что ты хуже него, и тогда займись улучшением своего нафса».

-5

Эти наставления напоминают нам, что истинное исправление начинается с нас самих, с нашего внутреннего мира. Даже если мы видим несправедливость или зло, наша первая обязанность – обратиться к богу с молитвой, а не с критикой или осуждением. Ислам учит нас терпению, мудрости и милосердию, и эти качества должны быть основой всех наших действий. Только через молитву и духовное очищение мы сможем действительно изменить окружающий мир, руководствуясь волей Аллаха и избегая смуты.

Уроки для современного мира

Сегодня, в эпоху социальных сетей и мгновенного распространения информации, люди часто стремятся высказываться и вмешиваться в общественные и личные конфликты. Стремление исправить ошибки других, будь то в комментариях в интернете или в реальной жизни, стало распространённым явлением. Но наставления шейха Ахмада Афанди особенно актуальны в этот период: вмешательство без духовной подготовки и соответствующих полномочий может привести к ещё большему разделению и смуте.

-6

Мы видим, как даже благие намерения могут быть использованы для разрушения гармонии, как легко люди могут вовлекаться в дискуссии, пытаясь исправить чужие ошибки или грехи, но в итоге лишь усугубляют ситуацию. Как и в истории с молодыми праведниками, наше вмешательство может отвлечь нас от духовной практики и привести к хаосу. Это урок для всех нас: иногда лучший способ помочь обществу — не вмешиваться, а обращаться к Аллаху с мольбами, укреплять собственную веру и работать над собственным нравственным совершенствованием.

Мудрость и ответственность

Шейх Ахмад Афанди постоянно напоминает нам о важности работы над собой. Исправление зла в мире невозможно без очищения собственного нафса. Человек, который не способен бодрствовать в молитве ради грешника, не имеет права осуждать его. Это учение — одна из основ исламской духовности. Работа над собой, над своими желаниями и страстями — это фундаментальная задача каждого мусульманина, и только достигнув успеха в этой области, человек может эффективно участвовать в исправлении мира вокруг себя.

-7

Автор книги «Благонравие праведников» напоминает, что прежде чем вмешиваться в чужие дела, мы должны убедиться, что у нас есть на это не только силы, но и духовное веление. Благоразумие требует понимания своих пределов и ответственности за последствия своих действий. Как сказано в книге: «Дело мюрида – никогда не браться за устранение порицаемого, если нет на то соответствующего веления». Это учение, исходящее из вековых традиций ислама, призывает нас к осознанности, терпению и глубокому пониманию ситуации, прежде чем пытаться изменить мир.

Читайте опубликованные главы из книги

1. Сущность человеческого нафса

2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)

3. Три способа очищения нафса (эго)

4. Четыре разновидности смерти нафса (эго)

5. Самоконтроль

6. Шесть причин падения нравов

7. Самодовольство

8. Начало любой духовной степени

9. Зависть и ненависть

10. Исцеление от высокомерия

11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс

12. Гнев и его причины

13. Какая связь между нашими поступками и снами?

14. Как поступать если охватывает гнев

15. Хула хуже, чем прелюбодеяние

16. Любовь к благам мирской жизни

17. Ведь каждый в мире странник

18. Проявление рабства перед Господом и его сущность

19. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?

20. Себя не оправдывай, других не порицай

21. Ты - раб того, что занимает твое сердце

22. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего

23. Плоды рабства перед Всевышним

24. Довольство Господо, таслим и тафвиз

25. Довольство предопределением и полное повиновение

26. Покой в полной покорности

27. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность

28. Стыдливость исходит от веры

29. Благонравие и его достоинства

30. Благонравие – основа религии

31. 13 высказываний о благонравии

32. 14 примеров проявления благонравия

33. Отрешенность от благ мирской жизни

34. Сущность отрешенности от мирской жизни

35. Как бороться с любовью к мирскому

36. Мерило ценности

37. Отрешенность Пророка ﷺ от мирского

38. Правдивость (сидку) и ее смысл

39. 9 высказываний о правдивости

40. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу

41. Четыре разновидности терпения (сабр)

42. Необходимость проявления терпения (сабр) при ущемлении прав

43. 13 молитв для проявления терпения

44. Кому принадлежит предопределение

45. Признак того, что Конец Света близко

46. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость

47. Ревность

48. Самоотверженность, великодушие, щедрость

49. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости

50. Доблесть, мужество и человечность

51. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности

52. 6 историй о мужестве и человечности

53. Личная свобода

54. Любовь и лучшие цитаты о ней

55. Искренность

56. Лечение от показухи

57. Тонкости совершения деяний напоказ

58. 9 красивых высказываний об искренности

59. Помощь людям и уважение к ним

60. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии

61. 11 красивых цитат о набожности

62. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников

63. Вред от чрезмерного общения с людьми

64. Наставление для высокомерных

65. Скромность и смиренность

66. Примеры скромности праведных предшественников

67. Четыре этические правила наставления

68. Рукопожатие

69. Доброе отношение к родителям

70. Печаль. Голод. Истикама

71. Богобоязненность

72. Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования

73. Использование причин не противоречит упованию

74. 21 золотая цитата об уповании

75. Достоинство упования

76. О необходимости хорошего мнения о Всевышнем Аллахе

77. Терпеливое отношение к жёнам