Как сойти на берег с теплохода, если он стоит посередине широченной реки? Сегодня я завершаю репортаж с борта «Александра Матросова», на котором прошла 1994 км по Енисею от Красноярска до Дудинки. И поскольку близится завершение водной части нашего с Тохой путешествия, пока рассказать о том, как происходит высадка пассажиров при отсутствии дебаркадеров.
Всем привет! Меня зовут Люся. Я учусь в медицинском колледже и подбираю себе место пожить в юности. А мой парень Тоха направляет мою страсть к путешествиям в максимально интересное русло.
Вряд ли их нет по причине мелкости русла. Скорее из-за того, что стоит на берегу поселок размером в три дома, и пристань строить нет смысла. Кстати, наша Матрена, как оказалось, живет именно в таком месте. А у нее среди вещей немаленьких размеров плазма. Из четырех суток пути трое она (плазма) простояла на стуле возле окна в каюте. И мы с Тохой предвкушали, как попьем чаю на освободившемся месте.
Как выяснилось, существует два варианта высадки пассажиров на берег с середины Енисея. Первый подразумевает наличие на берегу родственника или знакомого с моторной лодкой. Именно с моторной — на веслах здесь не ходят. Когда теплоход останавливается, к нему по очереди с кормы подходят лодки, которые кто-то из туристов назвал «Яндекс-такси».
Хозяин лодки забрасывает на борт теплохода причальный конец, которую ловит и привязывает матрос. К этому моменту уже спущен вертикальный металлический трап. Он небольшой, в сысоту около двух метров, потому что высаживаются с основной палубы.
Сначала матросы передают вниз вещи, которые хозяин лодки принимает и ставит на корму. А потом в лодку спускается пассажир или пассажирка. Дамы в возрасте привычно и потому почти ловко оказываются в лодке, туда же летит причальный конец, взревывает мотор, и такси уходит к берегу.
Другой вариант существует на случай, если у пассажира нет знакомых или родственников с лодкой. На «Александре Матросове» есть четыре спасательные шлюпки — мотоботы. Не уверена, что это синонимы. Но верно говорить — мотобот.
Один из мотоботов спустили в конце вторых суток пути. Это довольно длинная лодка, в середине которой установлен мотор с высокой выхлопной трубой. Пару часов матросы чистили мотобот, заправляли свежим маслом. И уже не поднимали. Он так и висел всю оставшуюся часть пути над самой водой. Убрали его только перед самой Дудинкой.
Причем висел аккурат под нашей каютой.
Поскольку мы с Тохой постоянно крутились на палубах и наблюдали за всем происходящим, то заметили, что один из матросов мотобота при техобслуживании всегда поворачивает выхлопную трубу в сторону берега. А другой матрос не поворачивает.
И в первую же ночь после спуска мотобота мы проснулись от резкого запаха сгоревшего топлива. Окно было открыто, и выхлопы из трубы летели прямо к нам. Закрыть окно — задохнуться. Открыть окно — задохнуться.
Пришлось гулять в два часа ночи по палубе. Оказалось, что мотор завели, трубу не повернули, а какая-то техническая неполадка не позволяла отчалить сразу. Теплоход стоял, пассажиры смотрели на родные огоньки на берегу в ожидании, когда подойдет мотобот. Мы с Тохой дышали свежим воздухом на другом борту.
Зато, в отличие от частных лодок, на мотоботе неукоснительно выполняли правила техники безопасности. Иными словами, каждому спустившемуся пассажиру в обязательном порядке выдавали спасжилет.