Публикация из подборки:
В «Год пяти императоров» пять человек пытались удержать римский императорский трон. В конце концов, из пепла гражданской войны возникла новая и могущественная императорская династия.
Так называемый «Год пяти императоров» (193 г. н. э.) был неподходящим годом для того, чтобы быть римским императором. То, что началось с убийства императора Коммода, последнего представителя династии, известной своими «пятью хорошими императорами», вскоре переросло в гражданскую войну, разорвавшую Римскую империю на части.
Это событие также ознаменовало пик власти печально известной преторианской гвардии, которая из телохранителей императоров превратилась в жадных делателей королей, продав Империю тому, кто предложил самую высокую цену на одном из самых странных аукционов в истории. Всего за один год целых пять человек претендовали на трон. Большинству не удалось удержать его, потеряв в процессе жизнь. Тем не менее, год, который погрузил Рим в хаос, привел к восхождению императора Септимия Севера, который основал новую и могущественную династию, ознаменовав возобновление стабильности и новый период процветания Римской империи.
Год пяти императоров: преторианцы вышли из-под контроля
«Год пяти императоров» был одним из самых хаотичных и кровавых годов в истории Римской империи, начавшись, как и следовало ожидать, с удара в спину. В канун Нового года 192 г. до н. э. император Коммод был убит своими телохранителями - преторианцами. Созданные императором Августом, преторианцы были единственным военным подразделением, размещавшимся в стенах Рима, и они использовали свою близость к правителю, чтобы увеличить свою власть и влияние. Их штаб-квартира - Кастро-Преторио - была настоящим бастионом и видимым знаком высокого статуса преторианцев.
Проблемы начались еще тогда, когда преторианцы убили императора Калигулу в 41 г. до н. э., посадив на трон его дядю Клавдия и положив конец плану Сената по устранению императорской семьи. Хотя гвардейцы не участвовали в падении императора Нерона в 68 г. до н. э., они также сыграли кровавую роль в борьбе «Года четырех императоров». Несмотря на злоупотребление своей властью, преторианцы оставались телохранителями императора. Кроме того, во II веке преторианцы участвовали в военных походах вдоль рек Рейн и Дунай, в Дакии и на Востоке, еще больше усиливая свое влияние.
Величайший аукцион, который когда-либо видел мир
После смерти Коммода преторианцы посадили на трон бывшего военного офицера по имени Пертинакс. Неясно, был ли Пертинакс замешан в перевороте, как сообщается, он даже не желал принимать пурпур. Однако он был одним из немногих кандидатов, присутствовавших в Риме после чистки потенциальных конкурентов. Более того, преторианцы считали, что Пертинакс щедро вознаградит их за их услуги. Однако жадные создатели королей сильно просчитались.
Попытка нового императора резко девальвировать римскую валюту возмутила как аристократов, так и военных, но не смогла собрать необходимые средства для выплаты «благодетелям» императора. Затем Пертинакс совершил еще одну ошибку, попытавшись восстановить строгую дисциплину среди преторианцев. 28 марта 193 года, всего через три месяца после того, как он стал императором, создатели королей убили незадачливого Пертинакса.
А дальше произошел один из самых странных и позорных эпизодов в истории Римской империи. Решив не повторять свою ошибку и желая получить полную плату, преторианцы организовали публичный аукцион, предложив главный приз тому, кто предложит самую высокую цену - императорский трон!
Это был поистине сюрреалистический момент, когда богатые аристократы соревновались за пурпур. Тесть самого Пертинакса, Сульпициан, предложил 20 000 сестерциев, огромную сумму, каждому гвардейцу. Однако сенатор Дидий Юлиан выиграл аукцион, , в последний момент добавив к его предложению еще 5 000 сестерциев. Если ситуация была недостаточно странной, Юлиан опоздал на аукцион и должен был выкрикивать свою цену из-за закрытых дверей преторианского лагеря. Только после того, как гвардейцы приняли его предложение, Юлиан мог войти и быть провозглашенным императором.
Барабаны войны
С самого начала положение Дидия Юлиана было крайне шатким. Начнём с того, что Юлиан купил трон, а не получил его традиционным путем наследования или завоевания. Это сделало его крайне непопулярным императором. Народ ненавидел нового правителя, а Сенат, вынужденный преторианцами подтвердить их выбор, был глубоко недоволен. Преторианцы могли держать город в узде. Чего они не могли контролировать, так это дальнюю границу.
Когда новости о народном гневе достигли армии, три влиятельных генерала - Песценний Нигер в Сирии, Клодий Альбин в Британии и Септимий Север в Паннонии - открыто восстали и объявили себя императорами. Теперь Юлиан столкнулся с тремя соперниками в трех частях Империи. И его самой насущной проблемой была армия, расположенная ближе всего к Риму, дунайские легионы Септимия Севера. Осознав то же, что и его несчастный предшественник, Юлиан попытался дисциплинировать и натренировать изнеженных преторианцев. Но этого было слишком мало и слишком поздно. Преторианская гвардия не могла сравниться с боевыми легионами с границы. После неудачных переговоров 2 июня 193 года человек, купивший Империю, встретил свою смерть. Юлиан правил всего 66 дней.
А потом их было трое
Смерть Юлиана снова оставила трон вакантным. Сенат быстро признал притязания Септимия Севера - их решение «облегчилось» присутствием его солдат в столице. Роль легионов только возросла во время правления династии Северов, в будущем сделав солдат создателями королей в неспокойный период III века. Новый император также наказал преторианцев, причастных к убийству Пертинакса. Однако год пяти императоров был далек от завершения. Перед походом на Рим Север заключил союз с Клодием Альбином, которого он признал «Цезарем» - своим младшим императором. Обезопасив свои фланги, Север теперь мог сосредоточиться на своем последнем оставшемся враге - Песценнии Нигере.
Нигер пользовался поддержкой самых богатых провинций Империи, включая Египет, регион, имеющий решающее значение для снабжения Рима зерном. Однако сирийские легионы Нигера уступали закаленным в боях войскам Севера как по численности, так и по дисциплине. После серии сражений Север победил Нигера в битве при Иссе в мае 194 года. Узурпатор попытался бежать в Парфию, но был схвачен войсками Севера и казнен. Однако гражданская война продолжалась до конца 195 года, когда Север захватил последний оплот сопротивления - стратегически важный город Византий после длительной осады. В наказание Север сравнял город с землей, прежде чем приказал его отстроить заново.
Последняя битва
Победа на Востоке укрепила положение Септимия Севера на троне. Однако это был не конец неприятностей для Рима. Хаосу года пяти императоров предстояло продлиться еще четыре года. Чтобы основать новую династию, Септимий Север добился от Сената признания своего сына Каракаллу наследником престола. Он также объявил Клодия Альбина врагом государства. Обманутый своим бывшим союзником, Альбин не имел иного выбора, кроме как взять быка за рога. Первоначально Альбин одержал несколько побед, взяв почти всю Галлию и удержал Испанию. Однако отсутствие поддержки со стороны рейнских легионов поставило Альбина в более слабое положение, чем Север, у которого была полная поддержка войск на Дунае и Рейне.
Наконец, в 197 году армии двух императоров встретились около Лугдума (современный Лион) в самом крупном, самом ожесточенном и самом кровавом из всех сражений между римскими войсками. Силы противников были примерно равны, и исход битвы висел на волоске до самого конца, пока кавалерийская атака не переломила ход битвы в пользу Севера. Клодию Альбину удалось бежать с поля битвы в безопасные городские стены, где он покончил с собой. Гражданская война наконец закончилась, и Септимий Север стал единственным императором. Основатель династии Северов умер естественной смертью в 211 году.
Год пяти императоров и рождение новой династии
Септимий Север оставил после себя разделенное наследие. Он сумел создать сильную императорскую династию и восстановить могущество Рима. Во время его правления Римская империя достигла наибольшего размаха. Север повел свои легионы к последней римской победе над Парфией, укрепив восточную границу. Он также обеспечил безопасность Северной Африки, укрепив оборону богатого региона на юге. Разрушив его до основания, Север восстановил и укрепил Византий, заложив основы для того, что станет Константинополем, будущей римской столицей и одним из важнейших городов мира.
Покровительство императора солдатам, которых он считал источником императорской власти, еще больше укрепило формирующуюся династию. Преторианская гвардия, некогда имевшая исключительный доступ к трону, утратила свое влияние. Сенат также утратил свою власть, неспособный противостоять грубой силе легионов.
Однако милитаризация Римской империи была палкой о двух концах. Солдаты оказывали могущественную поддержку, но только тем императорам, которые показали себя компетентными командирами. Неспособность императора Александра Севера контролировать армию привела к падению династии. Это ввергло Рим в еще одну кровавую борьбу, самый хаотичный период в его истории: кризис III века. Империя, однако, выстояла, и когда Диоклетиан взял бразды правления в конце III века, он установил автократическое и абсолютистское правление - доминирование - вдохновленное моделью Севера.