Найти тему
КОСМОС

Есть ли исторические свидетельства о Иисусе вне Библии?

Оглавление

Пять древних небиблейских свидетельств об Иисусе

Многие скептики христианства часто указывают на то, что нет исторических свидетельств о Иисусе вне Библии. Это утверждение ошибочно по двум причинам. Во-первых, существует множество нехристианских упоминаний об Иисусе, датируемых периодом, непосредственно следующим за его жизнью, смертью и воскресением. Во-вторых, нелепо отвергать целый ряд текстов только потому, что они связаны одной обложкой.

Новый Завет — это не единый текст. Новый Завет состоит из двадцати семи отдельных книг, написанных шестнадцатью разными авторами. Это большой объем литературы, который всецело касается Иисуса. Отвергать эти источники просто потому, что они были выбраны для включения в христианскую часть Библии, несправедливо. Однако для целей этого обсуждения мы исключим их.

Оставив Новый Завет в стороне, все еще остаются ряд уважаемых источников, которые упоминают Иисуса и подтверждают многие основные утверждения о нем, изложенные в Новом Завете. Вот пять ярких примеров для рассмотрения.

1) Цельс и Ориген (175 г. н.э. / 248 г. н.э.)

Цельс был греческим философом и скептиком христианства, который написал трактат под названием «Истинное учение», в котором стремился опровергнуть утверждения христианства. Его сочинения явно оказали влияние, так как христианский писатель Ориген опроверг утверждения Цельса в своем трактате под названием «Против Цельса». Эти два текста дают нам ценное представление о дискуссиях, происходивших в этот период. Цельс критиковал Иисуса и иудейскую веру. Он высмеивал монотеистов, называя их глупыми за отказ от поклонения многим богам, написав:

«Пастухи и козопасцы, которые последовали за Моисеем как своим вождем, были обмануты неуклюжими обманами, заставившими их поверить, что есть только один Бог, [и] без всякой разумной причины... эти козопасцы и пастухи отказались от поклонения многим богам».

Затем Цельс напрямую атакует Иисуса, заявляя, что он не более чем обычный чародей.

«О свет и истина! Он ясно заявляет своим собственным голосом, как вы сами записали, что к вам придут и другие, совершающие подобные чудеса, которые являются злодеями и колдунами; и Сатана. Так что Иисус сам не отрицает, что эти деяния, по крайней мере, вовсе не божественны, но являются делами злых людей; и, будучи вынужденным силой истины, он одновременно не только открыл дела других, но и осудил себя за те же самые деяния. Разве не является тогда жалким выводом заключать на основании этих же самых деяний, что один является Богом, а другие – колдунами? Почему же других следует считать злодеями из-за этих деяний, а не этого человека, если они имеют его как своего свидетеля против самого себя? Ведь он сам признал, что это не дела божественной природы, а выдумки определенных обманщиков и весьма злых людей».

Ориген, написавший позже, ответил на эти утверждения в своем труде. Он частично писал:

«...подражая ритору, обучающему ученика, он [Цельс] вводит еврея, который вступает в личную дискуссию с Иисусом и говорит в очень детском стиле, совершенно недостойном седых волос философа. Я постараюсь, насколько это возможно, рассмотреть его утверждения и показать, что он не сохраняет на протяжении всей дискуссии последовательности, подобающей еврейскому характеру. Ведь он представляет его спорящим с Иисусом и опровергающим его, как ему кажется, по многим пунктам; и в первую очередь обвиняет его в том, что он "придумал свое рождение от девы", и упрекает его в том, что он "родился в некой иудейской деревне от бедной женщины, которая зарабатывала на жизнь прядением и которую муж-ремесленник выгнал из дома, потому что она была обвинена в прелюбодеянии; что после того, как муж выгнал ее, она какое-то время скиталась и позорно родила Иисуса, незаконнорожденного ребенка, который, нанявшись на работу в Египет из-за своей бедности и овладев там некоторыми чудесными способностями, которыми так гордятся египтяне, вернулся в свою страну, преисполненный высокомерия из-за этих способностей, и с их помощью объявил себя Богом"».

Эти тексты показывают нам диалог. В обоих случаях Иисус и утверждения о нем считаются общеизвестными, если не полностью принятыми. Эти тексты демонстрируют нам несколько вещей, в том числе:

  • Иисус совершал чудеса.
  • Иисус родился от девы.
  • Иисус родился у женщины и имел отца, который был плотником.
  • Иисус провел некоторое время в Египте в детстве.

Все эти моменты также содержатся в Новом Завете и упоминаются здесь.

Ожесточенные нападки Цельса на иудаизм и христианство показывают, что эти идеи были предметом серьезных размышлений и споров среди философов того времени.

2) Лукиан из Самосаты (166 г. н.э.)

(Общественное достояние)
(Общественное достояние)

Аналогично Цельсу, существует еще один источник, который пренебрежительно высказывается о христианах. Лукиан из Самосаты был сатириком, художником и оратором, который часто высмеивал христиан за их верования. В своем сатирическом произведении «Смерть Перегрина» Лукиан пишет:

«Христиане, как известно, поклоняются человеку до сих пор,– выдающейся личности, которая ввела их новые обряды, и была распята по этой причине.... Видишь ли, эти заблудшие существа начинают с общего убеждения, что они бессмертны во веки веков, что объясняет презрение к смерти и добровольную самоотдачу, которые так распространены среди них; а затем их первоначальный законодатель внушил им, что они все братья, с того момента, как они обращаются, отвергают богов Греции и поклоняются распятому мудрецу, и живут по его законам».

Этот отрывок снова подчеркивает несколько моментов, которые современные христиане принимают за факт на основании Нового Завета. Лукиан утверждает, что христиане поклоняются Иисусу, который был человеком, как богу.

3) Плиний Младший (112 г. н.э.)

(Этот документ принадлежит коллекции Межуниверситетской библиотеки здравоохранения. Он был загружен на Commons в рамках партнерства с Wikimedia France)
(Этот документ принадлежит коллекции Межуниверситетской библиотеки здравоохранения. Он был загружен на Commons в рамках партнерства с Wikimedia France)

Плиний Младший был римским наместником в начале II века. Он написал письмо императору Траяну, в котором просил совета о том, что делать с христианами, которых он нашел в своей провинции. В письме Плиний пишет:

«Они все поклонялись твоему изображению и статуям богов и проклинали имя Христа. Но они заявили, что их вина или ошибка заключается лишь в том, что в определенный день они привыкли встречаться до рассвета и петь среди себя гимн Христу, как если бы он был богом, и что вместо того, чтобы связывать себя клятвой совершить какое-либо преступление, их клятва заключалась в том, чтобы воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния и от нарушения верности, и не отрицать денег, доверенных им на хранение, когда их попросят их вернуть».

Плиний упоминает, что некоторые христиане продолжали поклоняться изображению императора и отреклись от Христа, в то время как другие продолжали поклоняться Иисусу как богу. Он также отмечает общие темы, которые встречаются в письмах Павла, такие как отвращение к воровству, прелюбодеянию и жадности.

Траян ответил Плинию, и у нас есть часть этого ответа. В нем император пишет:

«Ты поступил правильно, мой дорогой Плиний, исследуя случаи тех, кого привели перед тобой как христиан; потому что не может быть установлено жесткое правило, которое охватило бы столь широкий вопрос. Христиан не следует разыскивать. Если их приведут перед тобой, и преступление доказано, они должны быть наказаны, но с одним условием — если кто-то отрицает, что он христианин, и ясно доказывает это, вознеся молитву нашим богам, то он должен быть помилован за свое отречение, независимо от того, насколько подозрительным было его прошлое. Что касается анонимных доносов, их следует полностью отвергать, какими бы преступлениями они ни обвиняли, так как они не только представляют собой очень дурной прецедент, но и не соответствуют духу нашего времени».

Траян предостерегает Плиния от преследования христиан и призывает давать им шанс отречься. Если они отрекаются от Христа, их следует помиловать. Примечательно, что Иисус предупреждал своих последователей, что наступит время, когда их попросят отречься от его имени, чтобы спасти свою жизнь. Это, казалось бы, и происходит, и этот диалог между двумя нехристианскими римскими официальными лицами дает увлекательное представление о времени, последовавшем за смертью и воскресением Иисуса.

4) Иосиф Флавий (93 г. н.э.)

(Общественное достояние)
(Общественное достояние)

Флавий Иосиф был римским иудеем и известным историком. Иосиф не был христианином, но дает нам самое четкое описание Иисуса вне Библии. В отрывке из своей работы «Иудейские древности» Иосиф пишет:

«В это время был мудрый человек, которого звали Иисус. Его поведение было хорошим, и [он] был известен как добродетельный человек. И многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть. Но те, кто стал его учениками, не оставили его учение. Они сообщали, что он явился им через три дня после своего распятия и что он был жив; таким образом, он, возможно, был Мессией, о котором пророки рассказывали чудеса».

Это потрясающее свидетельство по многим причинам. Во-первых, оно представлено в будничной манере. Оно указывает, что Иисус был распят Пилатом, и что его ученики заявляли, что видели его воскресшим через три дня после смерти. Также говорится, что последователи Иисуса не отступили от своей веры и убеждений после его смерти. Иосиф интересен еще и тем, что он пишет это в то время, когда некоторые из первых последователей Иисуса могли еще быть живы (хотя и в преклонном возрасте).

Этот краткий обзор является одним из лучших небиблейских свидетельств об Иисусе, подтверждающим утверждения новозаветных авторов.

5) Тацит (116 г. н.э.)


Тацит, как и Иосиф Флавий, был римским историком, написавшим два больших труда по истории Римской империи. Этот отрывок взят из его первой работы «Анналы», которая охватывает римскую историю с 14 г. н.э. по 68 г. н.э. В этом отрывке Тацит рассказывает, как Нерон руководил поджогом Рима и как безумный император возложил вину за пожар на христиан. Тацит пишет:

«Следовательно, чтобы избавиться от слухов, Нерон возложил вину и подверг самым изысканным пыткам класс, ненавидимый за их мерзости, называемый народом христианами. Христос, от которого происходит это название, понес высшую кару при правлении Тиберия от рук одного из наших прокураторов, Понтия Пилата, и зловредное суеверие, таким образом временно подавленное, вновь вспыхнуло не только в Иудее, откуда произошло это зло, но даже в Риме, где все отвратительное и постыдное со всех концов света находит свое пристанище и становится популярным».

Тацит повторяет детали, что Иисус был казнен Понтием Пилатом, и что его смерть вызвала «зловредное суеверие», которое началось в Иудее. То есть христианство. Также упоминается, как религия распространилась до Рима, что также написано в Новом Завете.

Почетное упоминание — ранние христианские авторы
Если скептики христианства не хотят ссылаться на Новый Завет при попытке установить историчность Иисуса, им, вероятно, не понравятся и ранние христианские писатели. Однако, ранние отцы церкви написали множество текстов об Иисусе в период с II по V века. Эти тексты не являются библейскими, но они часто ссылаются на Библию и апостолов. Важно хотя бы упомянуть этих философов и проповедников, которые писали об Иисусе и ранней церкви, даже если они не соответствуют (несправедливым) требованиям, которые скептики предъявляют к историческим текстам, упоминающим Иисуса.

Можно найти множество этих текстов здесь, чтобы исследовать их самостоятельно, если это вас интересует.

Есть также множество еретических и апокрифических трудов, которые упоминают Иисуса и Бога в этот период, которые современные христиане отвергают из-за их неподобающих взглядов и богословских позиций.

О древних текстах

Это большой объем литературы, но для некоторых этого все равно будет недостаточно. Однако важно помнить, что подавляющее большинство древних текстов этого периода утрачено. Многие тексты существуют только в виде поврежденных фрагментов. Некоторые ученые считают, что более 90% всего, что было написано во времена Римской империи, утрачено навсегда, возможно, даже больше. Это означает, что могли существовать библиотеки с текстами, говорящими об Иисусе и истории того времени, которые больше не существуют. Мы можем увидеть отголоски этих текстов, когда на них ссылаются другие писатели, которые появились позже, что показывает, что другие тексты существовали и на них ссылались, но оригиналы были утеряны. Это особенно видно в трудах ранних христианских отцов и писателей.

Тем не менее, даже без утраченных текстов, существует множество упоминаний о Иисусе, его жизни и о том, что люди думали о нем, от известных писателей того времени.