Найти тему
КиноБуква

«Кино есть прежде всего запечатленное время» - 7 занимательных книг о важнейшем из видов искусств

Оглавление

Пока я коплю деньги на одно из самых уважаемых уже в течение сорока лет издание «Искусство Кино. Введение в историю и теорию кинематографа» Кристин Томпсон, Джеффа Смита и Дэвида Бордуэлла, поделюсь с вами тем, что есть в моей домашней библиотеке сейчас.

Наверное (хотя нет, я уверена), эта подборка будет самой непопулярной среди всех книжных подборок. Слишком узкотематическая. Но так как мой канал посвящен в равной степени книгам и кино, то не сделать ее прямо-таки преступление. Я очень люблю кино, я много не только смотрю, но и изучаю, а здесь ну совсем никак не обойтись без книг. Очень надеюсь, что среди вас найдутся такие же увлеченные великим миром кинематографа, и статья будет полезной. Потому что есть в ней такие книги, которые можно хранить буквально на прикроватной тумбочке – и они всегда будут актуальны.

Киноискусство — вид художественного творчества, основанный на различных технических способах записи и воспроизведения изображения в движении, как правило, в сопровождении звука.
Является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра.

Фото из личного архива автора канала
Фото из личного архива автора канала

Айан Нейтан «Уэс Андерсон. Аутентичные миры гениального режиссера. От «Бутылочной ракеты» до «Французского вестника»»

Это не книга – это розовое пирожное из кондитерской Менделя. Эстетика самого высокого уровня. Издание, которое не хочется выпускать из рук. Я фанат идеальных симметричных миров Уэса Андерсона, с гармоничной палитрой цветов и выверенных до миллиметра кадров. Андерсон – человек- деталька, творчество которого вызывает у меня какой-то тихий восторг.

В книге собрана информация обо всех фильмах и мультфильмах, которые вышли на момент издания книги. Яркая, красочная, очень подробная, шикарно иллюстрированная (кадры из фильмов, архивные фотографии и интервью с актерами) и даже немножко интерактивная (есть раскладывающаяся вкладка).

Идеальный вариант для подарка как для поклонника творчества Андерсона, так и в принципе кинолюбителя.

«С самого первого фильма я отказался писать в финале слово «конец» — так бы кончался праздник, а я не хотел оставлять зрителей в разочаровании. Это неправильно и по отношению к героям — их жизнь продолжается, хотя ты уже об этом не знаешь».
Федерико Феллини

Йен Хейди Смит «Главное в истории кино. Фильмы, жанры, приемы, направления»

Одна из любимых книг в серии «Главное в истории» и практически настольная книга. Можно открыть в любом месте и включить фильм. Как и все книги серии, это тоже справочник. Идеально иллюстрированный справочник для начинающих изучение мира кино. Информация сжатая, буквально тезисно и на пальцах автор рассказывает о ключевых моментах в истории кинематографа - от Чарли Чаплина до Тарантино.

Всего четыре раздела: жанры, фильмы, направления и приемы. Читать можно в любом порядке. Важно, что есть раздел конкретно с фильмами, знаковыми или культовыми, на которые стоит обратить внимание.

Очень люблю это издание.

«Массовое искусство всегда похоже на порнографию. Его задача — возбудить, удовлетворить и забыть. В настоящем искусстве так не происходит. Ты посмотрел и только потом начинается настоящий внутренний процесс. Помолчать после восприятия большого произведения искусства — это величайшее наслаждение. Счастье для режиссера, когда зритель уходит с желанием с кем-нибудь поговорить об увиденном».
Андрей Кончаловский

Великие и неповторимые. К 100-летию мирового кинематографа (коллектив авторов: В. Соловьев, В. Босенко, В.А. Утилов, В.А. Колодяжная, Ю.М. Славич, Г.А. Скороходов)

Это два тома: «Звезды зарубежного кино 30х - 40х годов» и «Актеры русского советского кино 30х-40х годов». Книги букинистические (начало 90-ых), и долгое время я искала еще три тома, ведь везде фигурировала информация, что это первые два тома пятитомного издания. Но буквально недавно наткнулась на информацию, что вроде бы выпустили как раз только первые два.

Альбомный вариант - своеобразная история мирового киноискусства, представленная в портретах актеров. Свыше сорока очерков-эссе (краткая информация о жизни и творчестве актера) и четырехсот уникальных фотопортретов и кадров из фильмов в каждом из томов. Кто решит приобрести – книг довольно много на разных букинистических площадках по адекватной цене.

«Фильм как сон, фильм как музыка. Никакой вид искусства не выходит за рамки обычного сознания, как фильм, прямо к нашим эмоциям, глубоко в сумеречную комнату души. Небольшое дрожание в нашем зрительном нерве, шоковый эффект: двадцать четыре подсвеченных кадра в секунду, темнота между ними, зрительный нерв не способен регистрировать тьму».
Ингмар Бергман

Ильдар Валиуллин, Даулет Жанайдаров, Полина Рыжова «История отечественного кино»

Небольшое издание в мягкой обложке цвета сепии с фрагментом из «Летят журавли» — это сборник эссе, посвященный истории отечественного кино от рождения до сегодняшнего дня. Как говорят авторы (а это авторы видео платформы Кинопоиск), они рассматривают произведения, уже ставшие классикой, но которые могут открыться с неожиданной стороны, если задавать им нужные вопросы. Интересно именно это – взгляд наших современников на советскую классику.

Я не люблю формат видео, поэтому отлично, что вышла такая книга - приятный и простой слог, хорошая структура, черно-белые иллюстрации, правда, только в начале книги.

Разделы:

  • От рождения до революции
  • Киноавангард
  • Кино сталинской эпохи
  • Оттепель
  • Застойное кино
  • Перестройка и 90-е
  • Российское кино

«Я всегда стараюсь думать о зрителе, когда создаю свои фильмы. Все дело в том, что я сам такой же зритель, как и все остальные».
Стивен Спилберг

История советского кино (в четырех томах) - коллективный труд Института истории искусств Министерства культуры СССР

А это как раз взгляд на кино с точки зрения его ровесников, книги написаны и изданы в 1969 году и охватывают историю, опыт строительства советской многонациональной кинематографии и пути творческого ее развития, начиная с 1917 по 1967 годы.

  • 1 том: 1917-1931 гг.
  • 2 том: - 1931-1941 гг.
  • 3 том: кино периодов Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления 1941-1952 гг.
  • 4 том: развитие нашего киноискусства на современном этапе 1952-1967 гг.

Текст такой… сухой, скупой, социалистически и идеологически выверенный, но в этом изюминка издания. Возможность заглянуть в другую эпоху. Правда, всем рекомендовать не могу – и для изучения, пусть и по верхам, советского кинематографа новичку скорее подойдет предыдущая книга в подборке от Кинопоиска, примерно в десятки раз меньше по объему и понятнее в изложении.

«Кино — это жизнь, откуда вырезали самые скучные сцены».
Альфред Хичкок

Сюзан Нейпир «Волшебные миры Хаяо Миядзаки»

Вот есть два киномира, которые стоят у меня каким-то особняком – это миры Уэса Андерсона и миры Хаяо Миядзаки. Если вы такой же поклонник анимации гения Миядзаки, как и я, то эта книга определенно вам понравится.

Это первое издание о творчестве японского аниматора, переведенное на русский язык, содержит подробную информацию об одиннадцати мультфильмах - такое своеобразное путешествие по скрытым символам и образам, и полный анализ роли творчества Миядзаки в мировой культуре.

В книге есть черно-белые иллюстрации и цветная вкладка с кадрами из любимых мультфильмов (хотелось бы больше цвета, но как есть).

«Кинематограф рассказывает истории. Он придумывает мир, конструирует опыт, который люди не смогли бы пережить, не посмотрев этот фильм».
Дэвид Линч

Олег Грознов «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры»

Олег Грознов — историк искусства, автор научных и популярных статей по истории кинематографа и архитектуры, и лектор образовательной платформы Level One.

В своей книге он охватывает всю историю киноискусства, все значимые для кинематографа моменты. Достаточно коротко, (но все же не так сжато, как справочник Смит, где больше картинок, чем текста), просто и понятно, интересно и неплохо систематизировано. Издание качественное, хорошо иллюстрировано, и не в пример упомянутой книге в начале статье доступно по цене, что отличный вариант, как мне кажется. Понравилось, что много упоминаний киношедевров, среди которых я даже кое-что себе выписала, ибо еще не видела. И это тоже неплохая идея для подарка киноману.

«Кино есть прежде всего запечатленное время. <…> Время, запечатленное в своих фактических формах и проявлениях, — вот в чем заключается для меня главная идея кинематографа и киноискусства».
Андрей Тарковский

На этом всё, друзья. Расскажите, заинтересовало что-то из моей подборки?