Найти тему

Реакция западных держав на войну в Южной Осетии 2008 г. (часть 1)

8 августа 2008 г., в ответ на нападение грузинских войск на российских миротворцев и население Южной Осетии, была предпринята военная акция в отношении агрессора, названная Президентом Российской Федерацией Д.А.Медведевым «операцией по принуждению Грузии к миру».

События в Южной Осетии вызвали неоднозначную реакцию западного сообщества. Общим мотивом это реакцией было то обстоятельство, что Россию никто открыто не поддержал, война вызвала осуждение и в Европе, и в США, но осуждение было различным. США, Англия, Польша выразили однозначную поддержку режиму М.Саакашвили. Наиболее радикальные политики этих стран, например бывший кандидат в президенты США Д.Маккейн, предлагали оказать Грузии прямую военную помощь, т.е. по сути объявить войну России. До подобного рода действий конечно не дошло. Россия – не та страна, которую можно напугать одним только призраком американских солдат, а развязывать глобальную, а тем более ядерную войну никто из здравомыслящих политиков на Западе не желает. Поэтому задачей американской дипломатии в августе 2008 г. была попытка изолировать Россию, напугать российское руководство угрозой экономических санкций. Для реализации подобных мер Вашингтону был необходим единый монолитный фронт западных держав. Но создать подобного фронта американской дипломатии не удалось. Россия уже не воспринималась многими западными государствами в качестве врага, напротив, такие страны, как Германия, Франция, Италия рассматривали Россия как долгосрочного партнера.

Именно эти три страны «старой Европы» образовывали другой лагерь. Его нельзя назвать антиамериканским, как и антироссийским, и уж тем более он не был прогрузинским. На Западе не желали связываться с М. Саакашвили, имеющим сомнительную репутацию. Франция, Германия и Италии выступили за скорейшее урегулирование грузино-осетинского конфликта мирным путем, а президент председательствующей на тот момент в Евросоюзе Франции Н.Саркози стал главным посредником в переговорах между Россией и Грузией. Эти решительные действия французского лидера вызвали гнев в Вашингтоне: Саркози разрушил иллюзию международной изоляции России, выступил за восстановление статус-кво в системе международных отношений. В Париже, Берлине и Риме тоже осуждали действия России в Южной Осетии, но в отличие от Вашингтона не стремились загнать Москву в международную изоляцию.

Позиция общеевропейских институтов была ожидаемо жесткой. С резкой критикой России выступили депутаты Европарламента. 3 сентября 2008 г. они приняли резолюцию по событиям в Южной Осетии, в которой, впрочем, вынуждены были признать, что «8 августа грузинская армия начала неожиданную артиллерийскую атаку на Цхинвали, за которой последовала наземная операция с использованием одновременно танков и вооруженных солдат в целях установления контроля над Южной Осетией»[1]. Действия России были оценены как «непропорциональное применение силы». Евродепутаты осудили Москву за раздачу российских паспортов жителям Южной Осетии. Кроме того, депутаты поддержали решение Еврокомиссии заморозить переговоры с Россией о заключении нового базового договора о сотрудничестве и призвали снизить энергозависимость Европы от России, в частности путем увеличение финансирования проекта «Набукко».

ПАСЕ также осудила действия России в Южной Осетии, что не удивительно: эта международная организация всегда была настроена враждебно к России. 19 августа 2008 г. ПАСЕ направила в Тбилиси своего представителя венгерского дипломата М.Йорша, который провел переговоры с министром Грузии по вопросам реинтеграции Т.Якобашвили. После переговоров представитель ПАСЕ обвинил Россию в этнических чистках, при этом никаких доказательств представлено не было.

29 сентября 2008 г. в Страсбурге открылось заседание ПАСЕ, посвященное событиям в Южной Осетии. Основными докладчиками стали уже упомянутый М.Йорш (докладчик по Грузии) и докладчик по России Л.Ван ден Бранде, который с 22 по 25 сентября посетил Москву, Цхинвал и Тбилиси. Голландский дипломат всеми силами отрицал факт геноцида в Южной Осетии: «Когда мы говорим о геноциде, мы должны об этом говорить осторожно. Мы не можем назвать геноцидом то, что произошло в Цхинвали. В этом мы убедились после встречи с жителями грузинских сел в зоне конфликта. Они чувствуют себя незащищенными и требуют патрулирования грузинской полиции»[2].

Перед заседанием активизировалась борьба за лишения российской делегации права голоса. С подобной инициативой выступила делегат от Эстонии К.Оюланд. Но российской делегации удалось сорвать провокацию.

2 октября 2008 г. ПАСЕ приняла резолюцияю № 1633(2008) с провокационным названием «Последствия войны между Россией и Грузией»[3]. ПАСЕ осудила действия Грузии, поставив ей в вину «применение тяжелого вооружения и кассетных боеприпасов, создающих серьезную опасность для гражданского населения» при обстреле Цхинвала, но тут же делалась оговорка, что Грузия действовала на своей территории, т.е. она виновата, но в тоже время ни на кого не нападала. Дальше в тексте резолюции следовали обвинения в адрес России, чей «контрудар не соответствует принципу пропорциональности». Москва была обвинена в оккупации части территории Грузии, посягательстве на суверенитет Грузии и распространении своего влияния в «ближнем зарубежье». Кроме того, ПАСЕ осудила Москву за практику выдачи российских паспортов жителям Южной Осетии, хотя это было вынужденной мерой, т.к. на руках осетин оставались лишь советские паспорта.

ПАСЕ осудила Россию за признание независимости Абхазии и Южной Осетии и призвала ее аннулировать это решение, которое единогласно поддержали обе палаты Федерального Собрания и большинство населения страны. Ассамблея призвала всех членов и наблюдателей ПАСЕ не признавать суверенитет Абхазии и Южной Осетии.

Говорилось в резолюции и об этнических чистках, но только не со сторон Грузии, а со сторон Южной Осетии и России: «Ассамблея особо обеспокоена заслуживающими доверие сведениями об этнических чистках, проводившихся нерегулярными вооруженными формированиями и бандами в населенных этническими грузинами селах, расположенных в Южной Осетии». ПАСЕ таким образом перевалила все с больной головы на здоровую. Об уничтожении осетин под гусеницами грузинских танков в разрушенном Цхинвале в ПАСЕ предпочли забыть, хотя документальные кадры о грузинских зверствах в осетинской столице видел весь мир, но ПАСЕ предпочла оперировать слухами, а не фактами.

Через год 29 сентября 2009 г. ПАСЕ приняла новую резолюцию №1683 (2009) «Война между Россией и Грузией: год спустя»[4]. В документе содержалось предложение ввести в зону конфликта «беспристрастные международные миротворческие силы». Далее следовали обвинения России в невыполнении взятых обязательств по плану Медведева-Сракози: «Ассамблея полагает, что несоблюдение Россией ее требований свидетельствует об отсутствии у нее политической воли устранить последствия войны так, как это подобает государству-члену Совета Европы». Российская делегация заявила, что противоречия связаны с тем, что Москва и Срасбург по-разному определяют статус Южной Осетии и Абхазии. Россия признала их независимость и действовала в рамках двусторонних договоренностей с Цхинвалом и Сухумом.

Как сообщил американский генеральный консул В.Карвер, перед заседанием грузинская делегация добивалась санкций в отношении российской делегации, вплоть до лишения ее права голова. Но такая позиция нашла отклик лишь у делегатов ПАСЕ из стран Восточной Европы и Прибалтики. Генеральный консул США при ПАСЕ В.Карвер в докладной записки в Госдепартамент США сделал следующий вывод: «мы сомневаемся, что пленарное заседание ПАСЕ будет голосовать в поддержку каких-либо серьёзных санкций в отношении России перед угрозой того, что российская делегация покинет зал в знак протеста»[5]. Даже американским дипломатам было очевидно, что конфронтация с Россией не пойдет на пользу ни ПАСЕ, ни самому западному миру. Грузия вновь смогла рассчитывать лишь на моральную поддержку.

В целом отношение ПАСЕ к войне в Южной Осетии было ожидаемо враждебным по отношению к России. Никакие доводы российской делегации, насколько убедительными они бы ни были, в расчет Ассамблеей не принимались.

Позиция ОБСЕ к войне была также жесткой, но все же менее истеричной, чем позиция ПАСЕ. На тот момент председателем ОБСЕ была Финляндия. Поэтому общий подход организации к войне высказал финский министр иностранных дел А.Стубб: «Интенсивные боевые действия в зоне конфликта в Южной Осетии рискуют перейти в полномасштабную войну. Война окажет опустошающее воздействие на весь регион. Я требую от Грузии, Южной Осетии и России прекратить огонь, остановить боевые действия и остановить дальнейший рост напряжённости»[6].

Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер 8 августа высказал серьезную озабоченность событиями, происходящими в грузинском регионе (курсив мой – В.С.) Южная Осетия и заявил, что Североатлантический союз внимательно следит за ситуацией. Генеральный секретарь призывал все стороны к немедленному прекращению вооруженных столкновений и прямым переговорам между сторонами[7]. Руководство НАТО было вынуждено действовать осторожно в отношении России и Грузии, т.к. между странами альянса не было единой позиции по отношению к войне в Южной Осетии.

12 августа в Брюсселе состоялась экстренная встреча послов НАТО, на которой обсуждалась ситуация в Грузии. На встрече вновь звучали слова о непропорциональном использовании силы Россией, звучали абстрактные призывы к прекращению действий, НАТО высказало свою солидарность с действующей грузинской властью.

15-16 сентября состоялось выездное заседание Североатлантического совета в Тбилиси. Саакашвили мог быть доволен, НАТО его не оставила, даже тогда, когда весь мир увидел грузинские зверства в Южной Осетии. Но заседание Совета разочаровало грузинского диктатора. НАТО, конечно, высказала ему полную поддержку и обещало скорейшую евроатлантическую интеграцию Грузии. «Путь вперед для Грузии – ради ее безопасности и более активного взаимодействия с западными партнерами – в продвижении реформ и дальнейшем совершенствовании демократических институтов и методов»[8], – заявил генеральный секретарь НАТО Схеффер. Но изменить ситуацию в Грузии кардинальным образом, заставить Россию отменить решение о признании независимости Абхазии и Южной Осетии НАТО была не в состоянии, Саакашивили проиграл, а НАТО вовсе не собиралась вступать в военный конфликт с Россией из-за Грузии.

В то же время 21 августа флотилия НАТО вошла в Черное море, и находилось здесь 21 день, как и положено согласно конвенции Монтре. По словам заместителя главы Генштаба РФ А.Ноговицына, в Черном море находилось 9 военных кораблей НАТО – два американских, по одному испанскому, германскому и польскому и четыре турецких, в т.ч. американский эсминец McFaul, на борту которого находились крылатые ракеты типа «Томагавк»[9]. Официальная цель визита – гуманитарная миссия. Однако перевозить гуманитарную помощь военными судами – не совсем удобная схема. Это был единственный шаг военной солидарности Грузии и НАТО. Ввести войска в Грузию альянс так и не решился.

[1] Одинец А. Европарламент повысил голос на Россию // Коммерсантъ. – 2008. – 4 сент.

[2] Зыгарь М. Российско-грузинская война дошла до Страсбура // Коммерсант. – 2008. – 29 сент.

[3]Резолюция ПАСЕ №1633 (2008) «Последствия войны между Грузией и Россией» URL:http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/%5BRussian_documents%5D/%5B2008%5D/%5bNov2008%5d/Res1633_rus.asp

[4]Резолюция ПАСЕ № 1683 (2009) «Война между Грузией и Россией: год спустя» URL:http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/%5bRussian_documents%5d/%5b2009%5d/%5bSepOct2009%5d/Res1683_rus.asp

[5] ПАСЕ: Грузия добивается политической конфронтации с Россией. URL:http://ruleaks.net/1631

[6] Глава ОБСЕ требует от Грузии, Южной Осетии и России прекратить огонь. URL: http://www.regnum.ru/news/1038456.html

[7]Заявление Генерального секретаря НАТО о событиях в Южной Осетии. URL: http://www.nato.int/docu/other/ru/pr/2008/p08-100r.html

[8] Североатлантический совет в Грузии. URL: http://www.nato.int/docu/other/ru/updates/2008/09-September/r0916b.html

[9] Соловьев В., Двали Г. Черное море стало Североатлантическим // Коммерсантъ. – 2008. – 26 авг.