Тема о том для кого мы пишем, как реагируем и кем на самом деле хотим быть услышанными.
Я очень часто видела в социальных сетях зазвездившихся блоггеров. Да и вы, наверняка, тоже. Их реакции на комментарии раньше меня дико выбешивали, да что они себе позволяют?! Да кем они себя возомнили?! Снимите уже свою корону!
Недавно мои "золотые" и "архиважные" комментарии к чужой статье попросту удалили, оставив без ответа и я решила теперь поразмышлять и посмаковать прилюдно эту тему с разных сторон, разложив свои эмоции и мысли по полочкам. Ведь в таких ситуациях возникают эмоции, которые могут быть сложны для понимания и распознавания в моменте. Но разбираться в своих чувствах очень полезно для понимания самого себя и своих мотивов.
Начну с предыстории))
Общаться в интернете я начала достаточно давно. Как только у меня появился компьютер я завела всевозможные странички, чтобы заявлять о себе. Это достаточно смелое решение для скромного и стеснительного человека, но я же художник, меня должны видеть, мне надо проявляться! Такие мысли знакомы творческим личностям, для которых важна оценка их творчества посторонними людьми, ведь от этого зависит их востребованность. Мне тогда рисовались в фантазиях будущего многочисленные выставки, заказы, толпы поклонников, слава, деньги и почёт. Такой был непосредственно мой мотив появления в интернете. 😇
Я завела блог в жж, тогда он еще был иностранным и активно становился популярным среди молодежи. Жж -- живой журнал, livejournal был когда-то прекрасной площадкой для художников и тех, кому было что сказать и показать. С тех пор много лет прошло и меня там уже нет, как и многих моих знакомых. О, это было прекрасное время моей юности, я выкладывала свои рисунки и любовалась чужим творчеством, вдохновлялась, знакомилась с творческими людьми и практиковалась писать по-английски. Тогда для меня это было единственной безопасной площадкой для проявления, потому что там меня знали только с творческой стороны и в основном творческие люди. Набирала подписчиков я сначала среди знакомых художников-одногруппников, приятелей, потом по сообществам по творческим интересам, выкладывая там свои рисунки. И количество подписчиков постепенно росло и росло. Там я впервые столкнулась с комментариями. Такой вид общения мне безумно нравился, но я заметила важную особенность, к которой так же имела склонность: когда комментировалось творчество мое или чужое, то безобидная картинка могла подвергнуться жесткой критике, мол смотри, рука получилась кривая, анатомия хромает, композиция валится. Причем такой вид комментариев не только ведь среди творчества, милая фотография молодой девушки так же может быть подвержена критике в духе: макияж не аккуратный, стрелки кривые, юбка не подходит по стилю, прическа дурацкая и так далее. О да, это же чистой воды хейт! Хотя тогда это называлось критикой.
Но, что удивительно, в иностранных сообществах комментировали всегда активно и чаще всего очень позитивно, искренне или нет, но восторженно выражая свое восхищение картиной или фотографией словами: awesome, wonderful и beautiful. При этом чаще всего комментарии были не односложными, а с описанием того, какие чувства вызвало у человека изображение. Для меня это было особенно необычно, ведь среди художников в русских сообществах чаще сходу переходили к критике. Когда я училась в художественных заведениях, то учитель или соратник мог запросто указать на ошибки в художественной работе с целью подсказать и помочь, как лучше. А зимой, в мороз, на улице кто-нибудь из посторонних обязательно будет причитать про голову без шапки или короткую юбку и голые щиколотки. С одной стороны такие комментаторы токсичные нарушители личных границ, а с другой стороны неравнодушные люди, не со зла, просто привыкшие проявлять заботу через указание на слабые стороны.
Такая разница в выражениях мыслей комментаторов разных уголков планеты привела меня к выводу, что дело все в менталитете. Да у нас люди на первый взгляд немного злые и колючие. Хотя, когда комментаторов собирается достаточно много и каждый восхищен, то уже бесполезно блистать оригинальностью или критикой и твое мнение просто теряется в общем потоке, считаясь просто как голос в плюс. Чем сильнее личный бренд художника, тем меньше людей рискуют его критиковать. Позже появилась возможность просто лайкать, избегая подбирания слов для комментария, чтоб не повторяться за тем, кто уже высказался и избегая чужой оценки своего красноречия и правописания.
По комментариям под фотографиями уже легко определить временной отрезок: до появления лайков, когда появились лайки и теперь, время, когда все к лайкам давно уже привыкли.
Когда еще не было лайков, люди старались, писали и возможно переживали над тем, что думают люди о том, как они написали. Но очень сложно было держать дистанции и границы, ведь иногда хочется отметить изображение тем, что оно понравилось, но при этом не выражать симпатии конкретно человеку. Лайк отлично справляется с этой задачей и теперь, те, кто хотят дать знак, что они читают, смотрят, следят и выражают заинтересованность могут просто поставить лайк. Иногда, если есть вопрос, то могут на него ответить. Если в своем кругу общения с мотивом их комментирования может быть более-менее понятно, то над чужими постами, записями, фотографиями и видео в комментариях может твориться полнейшая вакханалия.
Комментируя, люди понимают, что они практически невидимки: нет барьеров, нет навешанных ярлыков, нет шаблонов, условностей, изъянов, можно даже быть никем и инкогнито с закрытым аккаунтом. Просто мнение в чистом виде. И в этом моменте всплывает все то, что прячется, когда нас могут увидеть. А прячется то, чего мы стыдимся, за что нас осудят, высмеют, накажут. Мы боимся повторения болезненной ситуации, а эта боль так и рвется наружу и на зло реагирует на триггерные истории, чтобы снова вызвать повторяющуюся ситуацию. Это нужно, чтобы в разыгранной ситуации проявить те самые эмоции, что нам запретили или мы не могли их проявить и в итоге они сидели внутри нас и просились на свободу. Так и появляется непреодолимое желание написать тому, кто повторяет наши непрожитые ощущения из прошлого, проецируя на них свои обиды. Например внимание может привлечь любая женщина из видео или статьи и напоминать ту себя из прошлого, в котором обижали. Теперь можно высмеять ее и будто бы получить удовольствие, ведь теперь находишься будто бы по ту сторону баррикад, на стороне победителя, разрешая себе ту агрессию, что не разрешил в прошлом в адрес своего обидчика. Поэтому так много хэйтеров, поэтому так много токсиков в интернете и потому с таким удовольствием они льют свое говнецо из души.
А меж тем, каждый человек ищет признания и любви. В идеале, мы получаем ее в детстве от родителей:
Я тебя слышу, я в тебя верю, я тебя принимаю, я тебя люблю, ты мне нужен, ты для меня важен, я с тобой!
Эти слова, как важные пазлы в нашей душе, важная основа и опора для нашей личности. И эти слова мы ищем и пытаемся компенсировать другими людьми: мы проявляемся, чтоб нас принимали, мы говорим и пишем, чтобы нас слышали, мы сверкаем и достигаем высот, чтобы нас любили и верили нам и в нас, а большое количество подписчиков дает ощущение важности и что нас любят.
Так вот мои "золотые" и "архиважные" комментарии к чужой статье, которые удалили, были лишь бессознательной попыткой закрыть свои душевные пробелы. А люди, что отсеивают комментарии, так же, оставляют лишь то, что помогает компенсировать им недостающие пазлы души, где только любовь, только принятие и только то, что хочется видеть и слышать.
Спасибо психологии за то, что теперь я могу рефлексировать об этом и лишний раз не переживать!🤍