Найти тему

Можно ли брать матрасы без белья? Чей стол в плацкарте? И другие вопросы проводнице

Оглавление

Этой статьёй мы открываем новую рубрику под рабочим названием «Вагонные споры». В ней мы хотим публиковать «побочный эффект» от наших путешествий по Беларуси и не только. Это интересные беседы как результат случайных встреч с мимолетными попутчиками, сотрудниками гостиниц и ресторанов, проводникам поездов и так далее. И сегодня — первый такой рассказ. Его героиня — проводница Наталья, имеющая многолетний стаж работы на железнодорожных перевозках в различных направлениях, в том числе и международных.

Сразу хотим сказать с большим сожалением — ни фото, ни реального имени и фамилии, ни даже номер поезда, в котором была записана эта беседа, названы не будут. По словам Натальи, у них есть пусть и не официальное, но весьма конкретное указание сверху — ни в какие беседы по душам не вступать и тем более не давать интервью. Но всё, что вы здесь прочитаете — это информация из первых уст. Даём честное слово.

Итак, вот небольшая часть вопросов, на которые вы получите точные ответы. Можно ли использовать матрасы и подушки в плацкарте, если ты не оплачивал постель? Имеют ли нижние полки преимущество в пользовании столом? Можно ли сидеть на нижнем месте пассажиру верхнего? Часто ли в поезде встречаются неадекваты и какой алгоритм действия с буйными пассажирами на железной дороге? Об этом и много другом — прямо сейчас.

Как всё началось

Мы возвращались домой из очередной поездки по стране. В Беларуси всё близко, и обычно бельё мы никогда не берём по причине ненадобности. За исключением ночных переездов и, разумеется, поездок в купе. В этот раз нам было ехать часа четыре в плацкарте, но в силу большой усталости нашего юного сына-путешественника папа снял с грузовой полки комплект матрас-подушка и подложил ему под спину, чтобы было удобнее полулежать-полусидеть на полке.

Иногда и так ездим, нам не привыкать :)
Иногда и так ездим, нам не привыкать :)

Вот тут как раз папаше и пришла мысль спросить проводницу, причём пока только об этом — можно ли брать матрас и подушку без белья? Слово за слово — и получилось очень интересное интервью.

Так всё-таки: можно ли не платить за бельё, но брать матрас и подушку?

-3

Вот что сказала Наталья по поводу разрешения на использование спальных принадлежностей без постельного белья:

- Я не имею никакого права отбирать у вас матрас, подушку и одеяло — даже если вы не оплачивали бельё. Тут вопрос в другом — разве здравомыслящему человеку захочется пользоваться общими предметами быта в таком месте, как плацкартный вагон? Ведь это не гигиенично. Но в целом — моё дело предупредить, что так поступать неправильно. Дальше — на ваше усмотрение. На ваш страх и риск, так сказать. Если мне будет задавать вопросы начальник поездка, моё дело маленькое — я предупредила.

- А что, реально, пардон, подхватить какую-то заразу, если просто матрас под спину подложить?

- Конечно, это крайне маловероятно. На БелЖД, да и в России достаточно жёсткие требования к спальным принадлежностям. Все матрасы, одеяла и подушки систематически чистятся и прожариваются. Но всё равно вы должны понимать — по-настоящему чистым является только наше бельё из прачечной в запакованном пакете. Оно, кстати, очень важно ещё и в случае, если человек страдает аллергией. Да и стоит комплект копейки, по большому счёту — лучше не экономить.

Мы делили апельсин. То есть стол

-4

- Наташа, ещё один вопрос, который интересует не только нас — что говорят правила по поводу использования стола пассажирами верхних полок? Есть ли у нижних мест преимущества?

- Увы, да. Если пассажир с нижней полки окажется не совсем адекватным или просто не очень дружелюбным, он может вообще не позволить пассажирам верхних полок пользоваться столом. Тут есть нюанс — если надо просто поделиться столиком на время приёма пищи, то в крайнем случае я всё-таки могу сама подойти и объяснить ситуацию — что правильно все-таки позволить поесть соседям. Но вот принудить человека с нижней полки разрешить посидеть рядом с ним не вправе никто.

Место принадлежит только пассажиру — вам же не придёт в голову залезть к пассажиру сверху, правда? И случаи, когда люди наотрез отказываются сажать рядом с собой обедающих, бывают. В итоге люди, чтобы не есть стоя, вынуждены обращаться в соседние боксы или к пассажирам боковых мест в плацкартном вагоне, чтобы им разрешили хотя бы быстренько поесть. Или же я сама при наличии свободных мест и столиков предлагаю пассажирам пройти на свободное место, чтобы перекусить и выпить чай-кофе.

- А как насчёт не только чая или кофе?

- Вы про алкоголь? Строго, но без фанатизма. Приходилось, конечно, за годы службы и милицию вызывать, и с поезда ссаживать, и даже преступников ловить. Буквально вот летом 2024 года в поезде в мою смену ехала пожилая женщина и заметно нервничала. Потом оказалось, что она была замешана в очень громком деле в белорусском городке Молодечно. Они с мужем лишили жизни своего зятя, который систематически издевался над их дочерью. Так что всякое бывает.

А если вернуться к разговору про пьяных — мы имеем право отказать в посадке, но для этого желательно пригласить начальника поездка. Как правило, мы стараемся никогда не доводить до крайних мер. Просто предупреждаем, чтобы выпившие — до поезда или уже в поезде успевшие поддать — вели себя тихо и культурно. Главное — не мешать окружающим, не шуметь и не провоцировать конфликты.

Про цифровые билеты

Фото с сайта rw.by
Фото с сайта rw.by

- Наташа, а что, если пассажир потерял свой цифровой билет?

- Это вообще никакая не проблема, если речь идет про внутренние поезда. С цифровыми билетами вообще отдельная история. Если у вас такой билет — мы обязаны посадить вас в любом случае. Мало кто знает, но если у вас цифровой билет и вы уже не успеваете добежать до своего вагона — бежать и не надо. Вас обязан принять каждый проводник. И даже если вас пока что нет в базе — например, билет был куплен прямо на перроне и еще не пробился в наш реестр — мы всё равно принимаем на посадку. И если билета нет на руках или в мобильнике, но есть паспорт — тоже не беспокойтесь.

В целом, в последние году на БелЖД произошли достаточно радикальные изменения в сторону улучшения сервиса, добавила Наталья. Значительно улучшился и расширился ассортимент — в поездах на Россию даже продам шикарные сочные чебуреки и колбасные изделия, которые очень ценят россияне. Примечательно, что в вопрос ценообразования непосредственно вмешивался президент Беларуси — именно по его предложению и указанию у нас есть не только «ресторанные наценки», но и «социальные скидки». Не знаю, в какой ещё стране вы сможете выпить в поезде стакан хорошего чёрного чая за 34 белорусские копейки. А у нас — можете.

А еще компания стала чётче понимать и доносить сотрудникам, что мы, проводники и даже начальники поездов — сфера обслуживания, а не какие-то надзорно-карательные органы. Поэтому крайние меры принимаются только в таких же крайних случаях.

==

Пока всё. :) Найдете уместным поставить лайк – будем рады. Захотите подписаться – будем счастливы. :) Анонсы всех больших статей, небольшие публикации, опросы, конкурсы и позитивные фото – в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!

Всегда и искренне ваши,
Саша, Жанна, Валентин и
Гай.