Найти в Дзене

Можно ли брать матрас и подушку без белья? Чей стол в плацкарте? Вопросы проводнице

Этой статьёй мы открываем новую рубрику под рабочим названием «Вагонные споры». В ней мы хотим публиковать «побочный эффект» от наших путешествий по Беларуси и не только. Это интересные беседы как результат случайных встреч с мимолетными попутчиками, сотрудниками гостиниц и ресторанов, проводникам поездов и так далее. И сегодня — первый такой рассказ. Его героиня — проводница Наталья, имеющая многолетний стаж работы на железнодорожных перевозках в различных направлениях, в том числе и международных. Сразу хотим сказать с большим сожалением — ни фото, ни реального имени и фамилии, ни даже номер поезда, в котором была записана эта беседа, названы не будут. По словам Натальи, у них есть пусть и не официальное, но весьма конкретное указание сверху — ни в какие беседы по душам не вступать и тем более не давать интервью. Но всё, что вы здесь прочитаете — это информация из первых уст. Даём честное слово. Итак, вот небольшая часть вопросов, на которые вы получите точные ответы. Можно ли исполь
Оглавление

Этой статьёй мы открываем новую рубрику под рабочим названием «Вагонные споры». В ней мы хотим публиковать «побочный эффект» от наших путешествий по Беларуси и не только. Это интересные беседы как результат случайных встреч с мимолетными попутчиками, сотрудниками гостиниц и ресторанов, проводникам поездов и так далее. И сегодня — первый такой рассказ. Его героиня — проводница Наталья, имеющая многолетний стаж работы на железнодорожных перевозках в различных направлениях, в том числе и международных.

Сразу хотим сказать с большим сожалением — ни фото, ни реального имени и фамилии, ни даже номер поезда, в котором была записана эта беседа, названы не будут. По словам Натальи, у них есть пусть и не официальное, но весьма конкретное указание сверху — ни в какие беседы по душам не вступать и тем более не давать интервью. Но всё, что вы здесь прочитаете — это информация из первых уст. Даём честное слово.

Итак, вот небольшая часть вопросов, на которые вы получите точные ответы. Можно ли использовать матрасы и подушки в плацкарте, если ты не оплачивал постель? Имеют ли нижние полки преимущество в пользовании столом? Можно ли сидеть на нижнем месте пассажиру верхнего? Часто ли в поезде встречаются неадекваты и какой алгоритм действия с буйными пассажирами на железной дороге? Об этом и много другом — прямо сейчас.

Как всё началось

Мы возвращались домой из очередной поездки по стране. В Беларуси всё близко, и обычно бельё мы никогда не берём по причине ненадобности. За исключением ночных переездов и, разумеется, поездок в купе. В этот раз нам было ехать часа четыре в плацкарте, но в силу большой усталости нашего юного сына-путешественника папа снял с грузовой полки комплект матрас-подушка и подложил ему под спину, чтобы было удобнее полулежать-полусидеть на полке.

Иногда и так ездим, нам не привыкать :)
Иногда и так ездим, нам не привыкать :)

Вот тут как раз папаше и пришла мысль спросить проводницу, причём пока только об этом — можно ли брать матрас и подушку без белья? Слово за слово — и получилось очень интересное интервью.

Так всё-таки: можно ли не платить за бельё, но брать матрас и подушку?

-3

Вот что сказала Наталья по поводу разрешения на использование спальных принадлежностей без постельного белья:

- Я не имею никакого права отбирать у вас матрас, подушку и одеяло — даже если вы не оплачивали бельё. Тут вопрос в другом — разве здравомыслящему человеку захочется пользоваться общими предметами быта в таком месте, как плацкартный вагон? Ведь это не гигиенично. Но в целом — моё дело предупредить, что так поступать неправильно. Дальше — на ваше усмотрение. На ваш страх и риск, так сказать. Если мне будет задавать вопросы начальник поездка, моё дело маленькое — я предупредила.

- А что, реально, пардон, подхватить какую-то заразу, если просто матрас под спину подложить?

- Конечно, это крайне маловероятно. На БелЖД, да и в России достаточно жёсткие требования к спальным принадлежностям. Все матрасы, одеяла и подушки систематически чистятся и прожариваются. Но всё равно вы должны понимать — по-настоящему чистым является только наше бельё из прачечной в запакованном пакете. Оно, кстати, очень важно ещё и в случае, если человек страдает аллергией. Да и стоит комплект копейки, по большому счёту — лучше не экономить.

Мы делили апельсин. То есть стол

-4

- Наташа, ещё один вопрос, который интересует не только нас — что говорят правила по поводу использования стола пассажирами верхних полок? Есть ли у нижних мест преимущества?

- Увы, да. Если пассажир с нижней полки окажется не совсем адекватным или просто не очень дружелюбным, он может вообще не позволить пассажирам верхних полок пользоваться столом. Тут есть нюанс — если надо просто поделиться столиком на время приёма пищи, то в крайнем случае я всё-таки могу сама подойти и объяснить ситуацию — что правильно все-таки позволить поесть соседям. Но вот принудить человека с нижней полки разрешить посидеть рядом с ним не вправе никто.

Место принадлежит только пассажиру — вам же не придёт в голову залезть к пассажиру сверху, правда? И случаи, когда люди наотрез отказываются сажать рядом с собой обедающих, бывают. В итоге люди, чтобы не есть стоя, вынуждены обращаться в соседние боксы или к пассажирам боковых мест в плацкартном вагоне, чтобы им разрешили хотя бы быстренько поесть. Или же я сама при наличии свободных мест и столиков предлагаю пассажирам пройти на свободное место, чтобы перекусить и выпить чай-кофе.

- А как насчёт не только чая или кофе?

- Вы про алкоголь? Строго, но без фанатизма. Приходилось, конечно, за годы службы и милицию вызывать, и с поезда ссаживать, и даже преступников ловить. Буквально вот летом 2024 года в поезде в мою смену ехала пожилая женщина и заметно нервничала. Потом оказалось, что она была замешана в очень громком деле в белорусском городке Молодечно. Они с мужем лишили жизни своего зятя, который систематически издевался над их дочерью. Так что всякое бывает.

А если вернуться к разговору про пьяных — мы имеем право отказать в посадке, но для этого желательно пригласить начальника поездка. Как правило, мы стараемся никогда не доводить до крайних мер. Просто предупреждаем, чтобы выпившие — до поезда или уже в поезде успевшие поддать — вели себя тихо и культурно. Главное — не мешать окружающим, не шуметь и не провоцировать конфликты.

Про цифровые билеты

Фото с сайта rw.by
Фото с сайта rw.by

- Наташа, а что, если пассажир потерял свой цифровой билет?

- Это вообще никакая не проблема, если речь идет про внутренние поезда. С цифровыми билетами вообще отдельная история. Если у вас такой билет — мы обязаны посадить вас в любом случае. Мало кто знает, но если у вас цифровой билет и вы уже не успеваете добежать до своего вагона — бежать и не надо. Вас обязан принять каждый проводник. И даже если вас пока что нет в базе — например, билет был куплен прямо на перроне и еще не пробился в наш реестр — мы всё равно принимаем на посадку. И если билета нет на руках или в мобильнике, но есть паспорт — тоже не беспокойтесь.

В целом, в последние году на БелЖД произошли достаточно радикальные изменения в сторону улучшения сервиса, добавила Наталья. Значительно улучшился и расширился ассортимент — в поездах на Россию даже продам шикарные сочные чебуреки и колбасные изделия, которые очень ценят россияне. Примечательно, что в вопрос ценообразования непосредственно вмешивался президент Беларуси — именно по его предложению и указанию у нас есть не только «ресторанные наценки», но и «социальные скидки». Не знаю, в какой ещё стране вы сможете выпить в поезде стакан хорошего чёрного чая за 34 белорусские копейки. А у нас — можете.

А еще компания стала чётче понимать и доносить сотрудникам, что мы, проводники и даже начальники поездов — сфера обслуживания, а не какие-то надзорно-карательные органы. Поэтому крайние меры принимаются только в таких же крайних случаях.

==

Пока всё. :) Найдете уместным поставить лайк – будем рады. Захотите подписаться – будем счастливы. :) Анонсы всех больших статей, небольшие публикации, опросы, конкурсы и позитивные фото – в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!

Всегда и искренне ваши,
Саша, Жанна, Валентин и
Гай.