Найти в Дзене

Клиновоздушный ракетный двигатель: что это такое и с чем его едят?

Приветствую любителей космических технологий. Сегодня мы с вами рассмотрим такой интересный вид двигателя, как Клиновоздушный (сокр. КВРД). На данный момент нет ни одного аппарата, на который был бы установлен такой двигатель. Все проекты либо закрыты, либо находятся на стадии лабораторных проверок. Итак, да—у КВРД нет (в привычном для нас понимании) камеры сгорания. Он состоит из множества мелких «каналов», по которым поступает топливо. К концу «разделителя» (далее «клин») компоненты смешиваются. В данном случае создаётся т.н. «виртуальное сопло», где одна его сторона создаётся клином, а вторая атмосферным давлением. В вакууме же сдерживающее реактивную струю двигателя окружающее давление уменьшается, при этом падает давление на верхнюю часть двигателя, что сохраняет его эффективность неизменной. Это создаёт дополнительную тягу с ростом высоты, компенсируя падение окружающего давления.  Какие есть прототипы? На данный момент создано всего несколько представителей КВРД: Преимущества п

Приветствую любителей космических технологий.

Сегодня мы с вами рассмотрим такой интересный вид двигателя, как Клиновоздушный (сокр. КВРД).

На данный момент нет ни одного аппарата, на который был бы установлен такой двигатель. Все проекты либо закрыты, либо находятся на стадии лабораторных проверок.

Клиновоздушный ракетный двигатель XRS-2200, предназначенный для закрытого проекта Х-33. Думаю вы поняли, в чём его необычность.
Клиновоздушный ракетный двигатель XRS-2200, предназначенный для закрытого проекта Х-33. Думаю вы поняли, в чём его необычность.

Итак, да—у КВРД нет (в привычном для нас понимании) камеры сгорания. Он состоит из множества мелких «каналов», по которым поступает топливо. К концу «разделителя» (далее «клин») компоненты смешиваются. В данном случае создаётся т.н. «виртуальное сопло», где одна его сторона создаётся клином, а вторая атмосферным давлением. В вакууме же сдерживающее реактивную струю двигателя окружающее давление уменьшается, при этом падает давление на верхнюю часть двигателя, что сохраняет его эффективность неизменной. Это создаёт дополнительную тягу с ростом высоты, компенсируя падение окружающего давления. 

Какие есть прототипы?

На данный момент создано всего несколько представителей КВРД:

  1. XRS-2200 — один из самых первых КВРД, воплощённых «в железе». Он предназначался для проекта ССТО Х-33. Проект приостановлен на стадии лабораторных и огневых испытаний.
  2. КВРД немецкого ССТО «Мира». В декабре этого года должен состояться второй испытательный этого космоплана. Пока что это обычный атмосферный полёт, в ходе которого планируется первый в истории запуск КВРД не на стендах, а на реальном корабле!

Преимущества перед стандартными ЖРД:

КВРД почти не зависит от атмосферного давления. Его тяга практически постоянна. Также такое решение позволит сэкономить место и массу, не устанавливая выдвигаемые сопливые насадки для двигателей.

Также такой двигатель на 15-20% эффективнее обычного в нижних слоях атмосферы, давая при этом аналогичную тягу.

В общем КВРД — один из самых перспективных типов двигателей.

Как я думаю, без этого двигателя очень сложно будет создать ССТО, а ведь ССТО смогут удешевить полёты в космос, благодаря своей многоразовости.

Возможно вам понравится:

Спасибо за внимание!