Найти в Дзене
Геокарты

Талагаи

До конца XV века территория современной Воронежской области входило в состав Золотой Орды, от золотоордынской эпохи остались следы мусульманских храмов и мавзолеев. После распада Золотой Орды по территории Воронежской области прокладываются пути, так называемые ногайские шляхи, по которым ханы Ногайской Орды, Крыма совершали набеги на русские княжества. В то же время из христианского населения региона, усвоившего некоторые элементы культуры и генофонда кочевников, складывается казачество. В Смутное время здесь происходят сражения между казаками и московскими ратями. На северо-западе области проживает субэтническая группа русских - талагаи. Талагаи - коренное население Дона жившее по его правому берегу, ещё в до монгольский период. Их быт и культуру соотносят с бродниками (славяне приазовья). По другой же версии талагаи сформировались в результате переселения служилых людей в XVI—XVII веках в южнорусские губернии для защиты степных границ Российского государства. По мере перемещения гос

До конца XV века территория современной Воронежской области входило в состав Золотой Орды, от золотоордынской эпохи остались следы мусульманских храмов и мавзолеев. После распада Золотой Орды по территории Воронежской области прокладываются пути, так называемые ногайские шляхи, по которым ханы Ногайской Орды, Крыма совершали набеги на русские княжества. В то же время из христианского населения региона, усвоившего некоторые элементы культуры и генофонда кочевников, складывается казачество. В Смутное время здесь происходят сражения между казаками и московскими ратями.

На северо-западе области проживает субэтническая группа русских - талагаи. Талагаи - коренное население Дона жившее по его правому берегу, ещё в до монгольский период. Их быт и культуру соотносят с бродниками (славяне приазовья). По другой же версии талагаи сформировались в результате переселения служилых людей в XVI—XVII веках в южнорусские губернии для защиты степных границ Российского государства. По мере перемещения государственной границы России к югу, однодворцы оказывались внутри страны, утрачивалось их назначение как защитников границы и позже были отнесено к государственным крестьянам.

«Талагаи» проживали в восточной половине Нижнедевицкого уезда (Новая Ольшанка, Верхнее Турово, Нижнее Турово, Вязноватовка), западных правобережных районах Коротоякского уезда (Мастюгино, Оськино, Платава, Россошки, Краснолипье), в нескольких селах Воронежского уезда (Малышево, Петино, Гремячье, Костенки).

-2
-3

В Воронежском уезде села были смешаны, кроме талагаев здесь проживали и крепостные крестьяне, которые составляли около 40% населения.

-4

Образованию талагаев как субэтнической группы способствовали культурные отличия от других однодворцев и от новых переселенцев, в частности, от цуканов и украинцев.

Изначально соседями талагаев были донские и хопёрские казаки, битюцкие татары. Но Донские казаки были выдавлены после восстания Булавина в начале XVIII века в Область войска Донского и в Турцию. А хопёрские казаки и битюцкие татары в 70-е годы XVIII века были отправлены на Азово-Моздокскую линию для защиты новых границ. После сюда начали переселяться украинцы, которые вплоть до 50-х годов XX века жили обособленно.

Цуканы появились под Воронежем при правлении Екатерина II, когда эти земли стали выдаваться мелкопоместным дворянам из центральных губерний, тогда же, при Екатерине, из подмосковных сёл стали переезжать староверы, которые тоже жили весьма замкнуто. Если среди цуканов заметно было много староверов, среди талагаев – с 1880-х гг. стала усиленно распространятся проникшая «с низов» хлыстовщина (секта православного происхождения).

Быт общины вели по-разному. Так, талагаи строили "усадьбы-крепости". Дом лишь одним окном выходил на улицу, остальными - во двор. Хозяйственные постройки были вокруг дома. Двор ограждался забором. Перед входом частенько сваливали брёвна, сено или навоз, который густо зарастал бурьяном. И сегодня в русском селе, где живут потомки однодворцев, можно увидеть такое отношение к быту. Украиснкие сёла выглядели совсем иначе: низенькие, покрытые камышом, выбеленные хатки, перед домом - чистота, трава скошена. Рядом - палисадник с мальвами. Хозяйственные постройки спрятаны в глубине двора. А цуканские деревни отличались безхозяйственностью: дом не был окружён забором, сараи и даже погреб - через дорогу. Живших там людей прозвали цуканами - из-за непривычного северного цокающего говора.

Для говора талагаев характерно «щекание» (произношение что как ще, ште). «Щекание» является отличительной чертой старых однодворческих говоров. Проведенное в 1953 году обследование сел Гремяченского района Воронежской области (бывший Воронежский уезд) показало, что «щекание» как архаическая черта говора сохраняется.

Как и остальных русских субэтносов, в XX веке талагаев коснулся процесс нивелировки этнографических различий и слияние их с основным массивом русского населения. Точных данных о сохранении талагаями субэтнического самосознания в Воронежкой области в настоящее время нет.

В XVII веке из Воронежского края талагаи были переселены и в северо-западное Нижнее Присурье, там они основали в Курмышском уезде село Медяна (современный Пильнинский район Нижегородской области). Но говор и самосознание в селе не сохранились, так-как позже сюда также были переселены крепостные крестьяне и мордва.

В середине XIX века талагаи начали переселяться и в Сибирь. Сегодня они известны в селах Камышенка Петропавловского района, Михайловка и Бураново Усть-Калманского района, где они сумели сохранить говор и фольклор.

-5

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.