Картина "Лунная ночь на Днепре" Архипа Куинджи является одной из его самых известных и величественных работ. Написанная в 1880 году, она поражает своей красотой и атмосферой.
Вокруг этой работы всегда ходила много тайн и домыслов. Некоторые считали, что Куинджи подмешивал в пигменты особый, тайный ингредиент, благодаря которому художник и достиг этого неповторимого свечения. Давайте же постараемся разобраться, есть ли там некая “авторская фишечка”, или же этот невероятный цветовой эффект достигнут лишь исключительным мастерством автора?
На картине "Лунная ночь на Днепре" Куинджи изображена летняя ночь, наполненная глубоко мистической атмосферой. Такое ощущение, что работа буквально погружает нас в истории со страниц Гоголя, таких как “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Широкая река Днепр течет спокойно и вольяжно между мягкими и рельефными берегами. Темное небо, простирающееся над земной поверхностью, создает ощущение безграничности. По центру картины протянулась зеленоватая полоса реки, которая пересекает равнину и сливается с темным небом на горизонте, украшенным рядами легких облаков. Луна, полная и сверкающая, проблескивает сквозь пространство между облаками и отражается на водной поверхности реки. Благодаря лунному сиянию, на ближайшем берегу реки видны скромные хаты с мерцающими окнами, витиеватые тропинки, ведущие к реке, а также силуэт ветряной мельницы. Линия горизонта находится низко, что позволяет небу занимать большую часть картины и наполнять ее воздухом и пустотой небесного пространства. Композиция пейзажа выполнена с простотой и лаконичностью.
Колорит играет важную роль в реализации задумки художника. Ведь мы все знаем, что живопись работет контрастом внутри цвета. И именно это создает то самое магическое сияние луны. Тут нет никаких секретов и магических фокусов. Куинджи использует в основном два цвета: черный и фосфоресцирующий зеленый. Несмотря на такую лаконичность цветовой палитры, колорит картины не выглядит однообразным и скучным. В черном цвете, использованном для изображения неба и равнины, почти невозможно найти одинаковые оттенки. Точно так же, зеленый цвет, использованный для передачи лунного света, меняется и излучает вибрирующие отблески. По мере удаления от реки, черный цвет становится все глубже, сливаясь с тоном ночного неба у горизонта. Аналогичные переходы присутствуют и у зеленого цвета, который изменяется под влиянием лунного сияния.
В своем поиске эффектных цветовых сочетаний, Куинджи смело экспериментировал с различными красочными пигментами. Он использовал краски, содержащие битум, которые со временем темнели и разлагались под воздействием света и воздуха. Такие эксперименты помогли художнику создать особую атмосферу и магию свечения на своих картинах.
По поводу «Лунной ночи на Днепре» такие предчувствия были у художника Ивана Крамского, высказавшего свои опасения в письме к издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник? Быть может, Куинджи соединял вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут или изменятся и разлагаются до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители?»
Впечатление пространственности усилено сопоставлением холодного серебристо-зелёного цвета и более тёплых тёмно-бурых тонов. Чтобы создать иллюзию глубины, Куинджи воспользовался тем, что более тёплые тона кажутся приближенными к глазу зрителя, а более холодные — отдалёнными от него. Для создания ощущения вибрации и загадочного мерцания художник использовал очень мелкие, почти штриховые тёмные мазки, нанося их на серебристые тона лунного сияния в небе и его отражения на поверхности реки. Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёвлессировки, способствующие «углублению» пространства. Ближний план, для которого не требуется создание иллюзии пространства, художник пишет эскизно, избегая лессировок, нанося лишь тонкий красочный слой, а кое-где и вовсе оставляя подмалевок незакрашенным. Так же как и в «Березовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». Такое построение было свойственно романтизму, и его можно было рассматривать как отход от принципов классицизма и реализма.
Картина "Лунная ночь на Днепре" пронизана невероятной эмоциональной силой и таинственностью. Она позволяет зрителю окунуться в мир ночного ландшафта и насладиться его магией. Сочетание красок, света и атмосферы делает эту картину поистине великолепной и запоминающейся. "Лунная ночь на Днепре" стала визитной карточкой Архипа Куинджи и самой популярной его работой. Она выражает его талант, мастерство и восхищение природой. Картина была признана одной из величайших достижений русского художественного наследия и до сих пор вызывает восхищение у зрителей.