Когда женщина входит в церковь, ей рекомендуется надеть платок на голову. Поэтому христианки ходят в храм с покрытой головой. В западных церквях уже давно существуют послабления по этому вопросу, но в восточных церквях женщины продолжают строго соблюдать данную традицию. На чем же она основана?
Народы Ближнего Востока с глубокой древности покрывали головы платком или иным головным убором во время религиозных ритуалов или при нахождении в общественных местах. У ортодоксальных иудеев до сих пор сохраняется этот обычай - мужчины носят кипу или шляпы, женщины - платки или парики. Обычно покрытие головы объясняют покорностью перед Богом и уважением к нему. Помимо религиозной функции покрытие головы связано с гендерными ролями - так мужчины показывают свою власть над женщинами.
Христиане отменили или переосмыслили многие ветхозаветные заповеди, которые до сих пор соблюдают иудеи. Это относится и к заповеди покрытия головы. На момент зарождения христианства необходимость покрывать голову мужчинам исчезла под влиянием греческой и римской культуры. Но за женщинами эта обязанность сохранялась. Они должны были покрывать голову, как это было принято в греко-римском мире:
"Или потому, что в горе людям свойственно вести себя необычно, обычно же как раз женщины появляются на людях с покрытой, а мужчины - с непокрытой головой? Ведь и у эллинов, когда приключится несчастье, женщины остригают волосы, а мужчины отпускают, потому что обычно первые носят длинные волосы, а вторые - короткие". (Плутарх. "Римские вопросы")
Именно эту норму фиксирует апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам в качестве обязательной:
"Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается". (11:4-6)
В этом отрывке апостол Павел объясняет не совсем логичным образом причину, по которой женщина должна покрывать голову - потому что это то же самое, если она будет обритой. Апостол Павел следует моде своего времени. Но это еще цветочки.
Все-таки ангелы не бесполые
Далее апостол Павел пишет, что жена должна покрывать голову в знак подчинения мужу и ради ангелов:
"Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов". (11:7-10)
Причем здесь ангелы? Если с мужем все понятно - он образ Бога, а жена создана для мужа (отсылка к сотворению Евы из ребра Адама используется как аргумент о порядке творения, которое становится основанием для установления иерархии между Богом, мужчиной и женщиной), то зачем Павел упоминает ангелов?
Это является отсылкой к 6 главе Книги Бытия, когда ангелы (сыны Божии) брали в жен человеческих женщин:
"Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал". (Бытие 6:2)
Павел опасается, что ангелы начнут хотеть женщин, если увидят их без покрытых голов. В то время так думал не только Павел. В ветхозаветном апокрифе "Завещание двенадцати патриархов" (1 век до н.э.) есть похожие строки:
"Итак, убегайте блуда, дети мои, и приказывайте женам вашим и дочерям вашим, да не украшают голов и лиц своих для обмана помыслов, ибо всякая женщина, прибегающая к этим ухищрениям, обречена на муку вечную. Ибо так обольстили они Стражей, бывших до Потопа. Те постоянно смотрели на них, и возжелали их, и замыслили дело: приняв человеческое обличье, сошлись с женщинами в образе мужей их". (5:5-6)
Далее Павел ссылается на обычай, будто длинные волосы для мужчины - это бесчестье, а для женщины - замена покрывала.
Таким образом, апостол Павел, во-первых, ссылается на моду и обычаи своего времени, когда запрещает женщинам молиться без покрытой головы. Во-вторых, он вспоминает историю сотворения Евы из ребра Адама, и рассматривает это как основание для гендерной иерархии. В-третьих, он использует ветхозаветный стих об ангелах, которые обольстились красотой женщин, поэтому женщины должны покрывать себя, чтобы в очередной раз не обольстить их. На основании этих причин христианки должны носить платок в храме.