Найти тему
Водолей Н

ЗОЛОТОЕ ДЕТСТВО

ЭТО ФОТО И ДРУГИЕ МОИ ЛИЧНЫЕ
ЭТО ФОТО И ДРУГИЕ МОИ ЛИЧНЫЕ

Добрый день дорогие друзья, хочу поделиться с вами своим золотым детством, уверена, что у многих из вас оно тоже было золотым.

Мои родители познакомились, когда оба служили в Армии СССР, папа проходил срочную службу, а мама работала медсестрой. Смею полагать, что я была «сделана» и рождена в любящей семье. Недавно нашла папин блокнотик, а в нём такие строки : « Сегодня ночью т.е. с 24 на 25 мая в вагоне было холодно. Днём я всё вспоминал тебя. Теплота и искренность моя вся для тебя синеглазая, единственная моя СНЕГУРОЧКА любимая. Если нет рядом меня, то моё сердце всегда рядом с тобой. Оно искреннее, тёплое и чистое как слеза. Это я тебе говорю, ты слышишь!? Это твой рыжий ДЕД МОРОЗ» . Дата 28.05.1965 год, в это время, я уже была в животике у мамы.

А дальше в блокноте стих Г. Глазова «Искренность» :

Тепла людских привычек я хочу

Тепла, молчанья, сновидений, слова

Оно не суп, что подогрел – готово

Не скажешь: «Заверните, я плачу»

Тепло не может лишним быть

Тепло не пиво, пеной прущее из кружки

Его не рассчитаешь на осьмушки

Тут не долив, мол там – перетекло

Мне хочется тепла, Ещё тепла!

Не от каминов добрых, не от печи

Теплей бывает даже от свечи

Чтоб только свечку - Искренность зажгла!

Мои родители
Мои родители

Почему Дед Мороз и Снегурочка? Они на Новый год в Армейском клубе играли роль Снегурочки и Деда Мороза, по просьбе руководства воинской части, так сказать поздравить солдат, попросили именно их, так они собственно и познакомились. Затем еще много лет, закончив службу в Армии, проводили Новогодние праздники для детишек в больнице, где работали, в образе Снегурочки и Деда Мороза. Ах, как я гордилась этими моментами, ведь я знала, что это мои мама и папа, они репетировали дома слова, стихи, примеряли наряды, а я за всем этим наблюдала. А ведь и расписались они в канун Нового Года 31 декабря.

Будучи ребёнком, никогда не слышала, чтобы папа как то грубо обращался к маме или сказал что - то обидное, про нас в селе тогда говорили «идеальная семья». Только однажды (это мама рассказала), папа один раз назвал её дурой, и то только потому, что когда меня привезли из роддома, нужно было меня искупать. А мама никак не могла понять, где лучше поставить ванночку, чтобы мне не было холодно. Сразу скажу, что мы жили в помещении бывшего детского сада, комната была 40 кв. м., на улице зима, так вот в одном месте поставит ванночку, кажется ей, что дует, потом в другом, и так несколько раз.

Моим родителям как молодой семье выделили отдельное жилье (они работали уже в то время в детской больнице, мама медсестрой, папа электриком). Жилье представляло собой большой одноэтажный дом, разделенный на четыре части, соответственно проживало четыре семьи. Раньше это был детский сад, к тому времени был отстроен новый двухэтажный детский сад, для детей сотрудников учреждения, а этот отдали под проживание молодым семьям.

Поэтому и сама комната была большой, была ванная, кухня, санузел, водопровод, центральное отопление. При входе в дом была большая веранда.

Так раньше выглядела больница
Так раньше выглядела больница

Почему собственно вспомнила о детстве, недавно я посетила село, где прошло моё детство, последний раз была здесь лет 30 назад. Немного исторической справки : в начале 18 века здесь находилась бывшая усадьба графа Шереметева.

В графском дворце до 2 ВОВ располагалась больница для больных костным туберкулезом, а затем, начиная с 1960 года, в больницу стали принимать детей с заболеваниями опорно – двигательного аппарата. Так как дети находились на длительном лечении, для них было организован не только лечебный, реабилитационный и восстановительный процесс, но и образовательный, воспитательный. Многие жители села работали в этой больнице, кто медиками, кто то поварами, воспитателями, нянечками, учителями, технический персонал. Со временем для персонала больницы был построен пятиэтажный дом и двухэтажный детский садик для детей сотрудников, куда принимались дети с возраста 6-ти месяцев. До этого было общежитие на 4 этажа, для медицинских сестер, которые проходили по окончании медицинского училища работу по распределению. Многие из медицинских сестер встретили здесь своих будущих мужей, родились дети, численность населения выросла до 2000.

А, когда мне исполнилось семь лет, наша семья получила двухкомнатную квартиру в пятиэтажном доме и у меня была своя комната.

Дом в котором мы получили квартиру
Дом в котором мы получили квартиру

И вот недавно подойдя к воротам больницы (а там теперь больница санаторного типа для работников РЖД). На КПП охранник меня не пропустил, хотя объяснила, с какой целью хотела пройти на территорию учреждения, всего лишь побывать немного в месте, где прошло моё детство. Так неприятно стало, что до чего мы дожили, все от всего отгородились, тут калитка, там забор, туда нельзя, сюда нельзя. Надо добавить, что теперь вся территория огорожена забором, через который не перелезть; только вспомнила чью-то фразу, если есть забор - ищи в нём дырку. И действительно «дырка» в заборе нашлась со стороны леса.

Та самая дырка в заборе
Та самая дырка в заборе

Шла по знакомым тропинкам, а сердечко быстро так забилось, радостно стало и на душе, что вот вот пройдусь по знакомым местам, местам золотого детства. Пока шла, фотографировала лес, тропинки, больницу, её территорию.

Так теперь выглядит больница
Так теперь выглядит больница
Больничный пруд, зимой катались на нем на коньках
Больничный пруд, зимой катались на нем на коньках
ЗДЕСЬ, ИМЕННО ЗДЕСЬ, СТОЯЛ НАШ БОЛЬШОЙ ДОМ
ЗДЕСЬ, ИМЕННО ЗДЕСЬ, СТОЯЛ НАШ БОЛЬШОЙ ДОМ
Поляна рядом с нашим домом, поляна осталась, а дома нет
Поляна рядом с нашим домом, поляна осталась, а дома нет

Встречались мне пациенты больницы, но на меня никто не обращал внимания, думая, наверное, что я тоже пациент, и уже никто не помешал мне находиться какое-то время там «в прошлом».

Позже, прошлась по территории самого села, к магазину, церкви, к школе, клубу. К речке, для купания тогда было отведено три места и каждое имело название (Быри, Шуровка, Лавы). Еще прошлась по парку, кто был, его организатором уже не помню, знаю, что открыли его для места отдыха сельчанам, назывался «Парк Молодожёнов», раньше каждая вновь созданная семья сажала новое деревце. Парк был обнесен небольшим забором, имел четыре входа. В период детства с другими ребятами, катались на велосипедах, играли с мячом, в догонялки, прятки. Мне как то задали вопрос, а зачем в деревне парк, если кругом лес и свои дворовые территории с огородами. Отвечала, что это было место встречи для детей, для молодоженов, плюс деревья, посаженные ими, это как ментальная память для укрепления семей, приятные прогулки и время провождения.

Сейчас парк заброшен, никакого забора давно нет, деревья остались, и появилось много борщевика, печальное зрелище. Пасутся там 2 коровки, которых держат местные жители.

Была бы у меня возможность, восстановила бы парк, в мечтах уже и картинка нарисовалась: вместо забора кустарники, тропинки из прорезиненного материала, скамейки, беседки, клумбы с самыми разными цветами, детская площадка, дорожки для катания на велосипеде. Рядом с парком находится клуб, хорошо было бы возвести здесь сцену, танцплощадку. Даже место для выгула коровок сделала бы. МЕЧТЫ ВОПЛОТИТЕСЬ В РЕАЛЬНОСТЬ!

Когда мы жили в помещении бывшего детского сада, то на Новый Год к нам приезжали родственники из города. Было где разместиться, накрывали большой стол, непременно стояла живая Елка украшенная теми советскими игрушками, гирляндами, на катушечном магнитофоне играла музыка и песни тех времен 60-70 годов, прекрасные песни в исполнении Эдуарда Хиля (У леса на опушке жила Зима в избушке, Берёзовый сок), танцевали Летку – Енку, мы с моими двоюродными братьями и сестрами рассказывали стихи, которые мой папа записывал на магнитофон, а через года мы слушали сами себя, и удивлялись, как менялся голос. Помню где-то в 1970 году, по телевизору было обращение и поздравление граждан с Новым Годом Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, это было как то по детски приятно, что такой «большой» человек нас поздравляет. После телевизионного поздравления, садились за стол, взрослые пили шампанское, мы дети лимонад, невероятно вкусный, пели русские народные песни, а потом выходили во двор, играли в снежки, лепили крепость, снежную бабу. Катались на санках с горки (рядом с нашим домом была большая пологая горка). Радость была неописуемая, полный восторг, ещё и потому, что в этот день нам детям разрешалось ложиться спать попозже, когда нагуляемся, а не после «Спокойной ночи малыши». Наигравшись и нагулявшись до утра, все шли спать, кто то из родственников оставался у нас, а кто то шел к дедушке, он жил в этом же селе, но почему то праздники с нами не отмечал, предпочитал оставаться дома. А вот 1 января, всей своей дружной родственной компанией шли к нему, и праздник продолжался там (позже я поняла, дедушке сложно было выдерживать ночь, в силу возраста). Дед жил в доме, в котором была большая комната с тремя окошками ( выходящими на палисадник в котором росли цветы, пруд в котором плавали утки, гуси, наших соседей по улице; а еще мы брали там воду, когда поливали огород). Что бы зайти в дом поднимались по ступенькам, с обеих сторон были сени (как мы с братьями и сестрами любили спать там летом, особенно в дождь, раннее утро свежо, слышны капли дождя, никуда не надо спешить, спишь себе и наслаждаешься тишиной в премешку с шумом дождя). Пройдя мимо сеней, попадаешь на большую кухню, но с одним окном, здесь стоял большой стол, старенькие табуретки, диван; керосиновая плитка и печка, которую топили зимой, и когда было холодно. Над домом был чердак, мы детьми лазали туда, а там лежали какие - то старые вещи, книги, фотографии. Во дворе был сарай, в котором были куры, корова (яйца и молоко доставались нам всегда свеженькими). А еще у дедушки был большой яблоневый сад, как сейчас помню разных сортов яблони были и Белый и Желтый налив, Антоновка, Штрифель, ещё Вишня, Слива, Груша; кустарники Красной и Черной смородины, Крыжовник, Малина. В яблоневом саду, между стволами дед вешал гамак, и мы по очереди валялись на нем. За садом был большой огород, где росли самые разные овощи. Конечно, ухаживали за огородом мы все вместе и дети и наши родители, а потом по осени собирали урожай и делили на всех. Но, а в течении лета наслаждались ягодами и фруктами. Сейчас я понимаю, как важно было есть все свежее, чистое, натуральное, наверное, это тоже способствовало тому, что мы дети болели редко, в основном детскими инфекциями или иногда простудами. Однажды заканчивая десятый класс, в школе проводилась диспансеризация, мне было 17 лет, и врач стоматолог поделилась со своими коллегами: «надо же у этой девочки все зубы здоровые, ровные, нет ни одной дырки и намека на кариес».

Почти каждое лето с мамой ездила на Черное море, отдыхать, загорать, там я и научилась плавать.

Мой папа очень много внимания мне уделял как ребенку, думаю, что не многие могут этим похвастаться. Летом он брал меня на рыбалку. Пока шли к речке через поле, рассказывал, что это за цветочек, травинка, какая птичка пролетела. И параллельно рассказывал, какими полезными качествами и лечебными свойствами обладают растения. Ох и интересно мне было.

Когда приходили к речке, там стояла наша лодка, папа сажал меня на маленький стульчик и привязывал к лодке, чтобы за борт не улетела. Мне так интересно было, пыталась ручками до воды дотронуться, наблюдать, как рыбка ловится. Потом эту рыбку сушили, ели воблу. Еще у нас были кролики, которых я любила кормить морковкой, такие мягкие, пушистенькие. Я очень любила моменты, когда папа забирал меня из детского сада, бывало, посадит меня на плечи, да так и идем домой, а я высоко сижу, далеко гляжу. Купили мне велосипед трехколесный, покаталась я на нем, а потом переделали на двухколесный и папа научил меня на нем кататься.

Так – же когда я была уже в более старшем возрасте, папа учил меня быть вежливой, ответственной, заботливой, умению постоять за себя и в первую очередь при общении с оппонентами проявлять дипломатию, находить общий язык, компромиссы. Каждое учение сопровождалось примерами из жизни.

А еще у меня было «Платиновое детство», когда мы временно всей семьей, переехали на родину папы в Сибирь, прожив там три года, навсегда осталось только позитивное воспоминание. Во первых красота Сибирской тайги, это же чудо. Папа работал лесником, у нас была лошадь, и мы ездили с ним в тайгу, проверять порядки, нет ли где лесных пожаров. Бывало папа, сделает из бересты кулек и наложит туда лесной клубники, и угостит меня, приговаривая, что это лесная фея прислала мне гостинец. Или свисток из сучка сделает.

Еще я познакомилась с другими своими двоюродными сестрами, практически мы все были одного возраста, весело было всем вместе играть в подвижные игры. А когда шли дожди или наступали холода, играли в «города», либо записывали на листке, слова на одну букву, город, имя, название фильма, название реки; собственно это способствовало хорошему познанию географии.

У девочек в комнате висела большая карта Мира, там мы искали названия стран и городов. Училась там же в начальной школе, класс был очень дружным, никто никого не обижал. Меня в классе называли «Москвичка», хотя родилась я в Подмосковье.

Надо сказать в те времена климат очень отличался от Подмосковья, в Сибири если лето, то жаркое, но сухое, если зима, то морозная. Если температура поднималась к 40 градусам, дети начальной школы оставались дома. Но однажды я все - таки отморозила нос. С утра мороз был не очень сильный, а к обеду опустился до отметки 43 гр., пока шла домой не прикрыла нос шарфом, вот и отморозила, теперь, как только холодает на улице, нос то у меня и краснеет, да ничего страшного, это мелочи. Еще как то, придя со школы, не могла открыть замок, примерз, стала дыханием своим согревать, да так и приклеился язык. Благо мальчик из старшего класса увидел, что я стою в непонятной позе, подбежал и понял в чем дело. Так он стал теперь своим дыханием мой язык отогревать, отклеилась. А он сбегал домой принес спички, отогрел замок на двери и я, наконец, то его открыла.

А, как весело проводились мероприятия к праздникам, как сейчас помню на Масленицу, мой папа водрузил на сани с лошадью лодку, и катал нас со школьниками, будто он «Дед Мазай, а мы зайцы, у нас и маски зайчиков были. Потом ели блины, которые тут же на стадионе раздавали всем бесплатно, горячий чай. Разные спортивные соревнования устраивали нам взрослые. Вспоминаю эти моменты с теплотой, трепетом и рада, что это было в моем детстве.

На день Пионерии, со всей школой ходили на большую поляну на Горе, и жгли пионерский костер, размером с одноэтажный дом и пели детские песни.

Папа в большей степени знакомил меня с природой, а мама с культурой. С ней мы часто посещали театры малый и большой, оперный, концерты, галереи, музеи, цирк, зоопарк. Посещали города «Золотого кольца». Разнообразная детская жизнь была у меня.

Отдельно хочу сказать, что меня удивило в жителях Сибири. Это душевность, отзывчивость, взаимопомощь. Уважительное отношение к детям и взрослым, почитание пожилых граждан. И самое главное это ДОБРОТА, душевная, без заискивания и сюсюканья. 10 лет назад я побывала в Сибири, а народ такой же порядочный, как и в те годы моего детства.

Желаю всем детям, внукам, что бы у них было ЗОЛОТОЕ ДЕТСТВО, взяли все полезное и важное из него и «несли» все хорошее и доброе в большую, взрослую жизнь.