Найти тему
Сретенский монастырь

ЛАМПАДЫ У РАКИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ

На рубеже XIX–XX столетий сотни тысяч паломников ежегодно посещали Троице-Сергиеву лавру. Дома они с теплом вспоминали обстановку Троицкого собора, но более всего его большую святыню – раку с мощами преподобного Сергия. Над нею всегда теплились всевозможные лампады, составляя часть убранства раки, да и собора в целом. Большая часть лампад к мощам преподобного Сергия, которые находились над его ракой, была пожертвована на рубеже XIX и XX веков. В это время процветали столичные и провинциальные фабрики, изготавливающие церковную утварь. Жертвователи лампад, согласно документам лаврской канцелярии, были людьми разных сословий, жителями Москвы и Санкт-Петербурга, а также других, порой отдаленных мест тогдашней России. Особые жертвователи – различные общественные организации Сергиева Посада.

 Серебряная рака с честными мощами прп. Сергия Радонежского в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. lavra.ru
Серебряная рака с честными мощами прп. Сергия Радонежского в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. lavra.ru

Лампада – это подвесной на цепях светильник в виде чаши. В Новое время лампады делали из драгоценных и цветных металлов, украшали эмалью, драгоценными камнями; при изготовлении одной лампады могли использоваться различные техники. Низ лампад в конце XIX – начале XX века походил на перевернутую луковичную главку, яблоко, колокол, а мог быть каплеобразным. В металлическую чашу часто помещали стакан цветного стекла.

Опись лампад у раки преподобного Сергия в начале ХХ века была сделана по необходимости. В рапорте в Духовный собор блюстителя Троицкого собора иеромонаха Исмаила говорится о том, что опись была бы «небесполезна» по двум причинам: чтобы знать, где находится лампада, если ее снимают, и какие лампады обеспечены маслом «погодно» или навсегда по соглашению с жертвователями.

В Указе 1902 года ризничему Лавры, соборному иеромонаху Аполлосу совместно с блюстителем Троицкого собора иеромонахом Исмаилом Духовным собором было рекомендовано составление подробной описи, с тем чтобы знать, где находится лампада: в ризнице или в храме. В Указе говорится о недоумении жертвователей лампад, когда они не видят лампады в храме, над мощами. Иногда лампада оказывалась уже в ризнице или в ином месте обители, у какой-либо другой святыни.

 Фото: ortox.ru
Фото: ortox.ru

В Троицком соборе в этот период за благолепием и порядком был особый «присмотр». За благочинием при раке преподобного Сергия наблюдали «гробовые монахи», которые служили парами – по одному иеромонаху и иеродиакону в каждой паре. Поначалу эти «пары» сменялись на дежурстве каждые четыре часа, начиная с того момента, как отопрут двери Троицкого собора. В 1897 году число «гробовых монахов» было увеличено, и к четырем «парам» прибавили еще две. В итоге на каждую седмицу (неделю) в Троицкой собор стали заступать по 3 пары «очередных» или «седмичных» монахов, которые дежурили по несколько смен в день, всего по три часа в смену, «дабы дать им возможность неотлучно быть чредные свои часы при гробе»; другие 3 пары в ту же неделю отдыхали или исполняли «чредные службы» в других храмах Троице-Сергиевой лавры.

В черновом списке описано 12 лампад серебряных, которые висят при раке и в которых горит масло от благотворителей; позже он был занесен в основной перечень-таблицу. В черновике даже есть приписка синим карандашом, что «означенные имена вписаны в тетрадь». Возможно, этот список составлялся на скорую руку прямо в соборе.

В архивном деле находится три черновика и «шнуровой список», который рекомендовалось составить ризничему: имеется в виду тетрадь, прошнурованная по корешку, причем шнур скреплен печатью. «Шнуровой список» в свою очередь делится на две части: в первой части лампады, к которым если деньги на масло и пожертвованы, то «на вечные времена». Во втором списке приводятся имена жертвователей «с ежегодным обеспечением неугасимого масла», то есть вкладчики периодически жертвовали масло на год-два или чуть более. Особенность этого списка – наличие примерных адресов некоторых жертвователей из числа богомольцев.

В основной шнуровой список точные адреса не переписывались. Между тем, даже по сокращенным адресам видно, что многие из жертвователей были людьми состоятельными: Анна Никифоровна Зайцева из Нижнего Новгорода (адрес указан как Нижний Базар, собственный дом), Клеопатра Ивановна Михайлова из Шуи, Владимирской губернии (Торговая площадь, собственный дом).

-3

Опись лампад в таблицах, видимо, была не вполне окончена, поскольку она имеет «пустоты»: на каждом листе написано всего одно или два имени. По-видимому, в дальнейшем здесь предполагалось вписывать пожертвования на масло (те случаи, когда пожертвования высылали раз в год, к примеру). Что касается упоминания имен, их точного написания, то здесь составитель следовал такому правилу: если личность была хорошо известна в обители, то называлась только фамилия.

Вот несколько имен жертвователей, которые были записаны в шнуровую книгу:

  • императрица Мария Александровна, «золотая лампада», 1861 год;
  • наследник великий князь Николай Александрович, «драгоценная лампада», 1863 год;
  • граф Орлов-Давыдов, 1884 год («500 руб. на масло»).
-4

Если жертвователь был из простого сословия и приезжал в Лавру издалека и, возможно, единожды, то в книге указывались его имя и отчество, город, губерния и даже дом. Именно так был записан Василий Трифонович Трифонов, крестьянин Вологодской губернии, Вепревой волости, дом Ермакова. Таким образом, более тщательная запись о личности жертвователя была связана не с ценностью вклада, а лишь с необходимостью, чтобы не был забыт вкладчик. А вот «г-жа Бренчанинова, г. С.Петербург» всякий раз пишется без имени и отчества; она явно была прекрасно известна в Лавре и, возможно, находилась в родстве с епископом Игнатием (Брянчаниновым).

Из исторических биографий известны личности нескольких жертвователей. Так, владелец текстильной фабрики Иван Афанасьевич Александренко не жалел средств на благоустройство фабричного поселка – нынешнего микрорайона г. Пушкина. Благодаря ему здесь были построены каменная церковь Спаса Нерукотворного и церковноприходская школа. Шувалов Иван Федорович, крестьянин деревни Алферово Богородского уезда, имел в ней меднолатунное и меднолитейное заведения, где производилась церковная и домашняя утварь.

-5

Иногда лампады меняли местоположение. Лампада графа Орлова-Давыдова на момент составления описи висела перед иконой Владимирской Божией Матери в алтаре Троицкого собора. Серебряная лампада купца Александра Павловича Корелина была у иконы «Явления Богоматери преподобному Сергию» в Серапионовой часовне.

По документам мы можем определить примерное количество лампад, которые находились над мощами преподобного: думается, что их было все время два или три десятка. Мы также узнаём, что лампада была своего рода символическим даром: в честь 600-летия праведной кончины преподобного Сергия были пожертвованы лампады от различных организаций и частных лиц. И в то же время дары были не только символичными: многие жертвовали для лампад специальное масло, чтобы они теплились во время богослужения. При изучении всего архивного дела можно сделать вывод, что около раки висели лампады и с постоянным, и с временным обеспечением маслом. Такое, можно сказать, тщательно обдуманное пожертвование (лампады с маслом) так же, как и другие приношения, например, приношение холстов, тканей к раке святого, показывает благоговейное, трогательное отношение к великой святыне – мощам преподобного Сергия.

Жанна Курбатова

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм