2005 год, Краснодарский край. Рано утром в дежурную часть РУВД города Тимашевска поступил звонок. Испуганный мужчина сообщил, что в микрорайоне Южный в частном доме семьи Балацких он нашел несколько тел.
Звонил Артем Николаев – один из рабочих, который в составе строительной бригады делал в доме ремонт. Утром он как обычно пришел раньше других.
«Увидел приоткрытую входную дверь, зашел и обнаружил лежащего вдалеке мужчину», – сказал Александр Безгласный, начальник ОВД.
Потерпевшего строитель сразу узнал. Это был хозяин дома Николай Балацкий. В соседней комнате рядом с кроватью находилось тело жены – Татьяны Михайловны. В коридоре лежала их дочь Наталья. Они были одеты так, будто только что встали с постели: ночные рубашки и халаты. Судя по всему, преступники орудовали ножом и топором.
«Помимо трех взрослых в доме находилась обувь ребенка. Но найти его не удалось. Возникла версия похищения», – говорил Михаил Шитов, следователь.
Войдя в дальнюю комнату, сыщики увидели кровать, укрытую одеялом. Там была сделана четвертая – самая жуткая находка.
«В кровати лежала 3-летняя девочка», – Валерий Хан, начальник криминалистического отдела.
Анастасия, внучка Балацких, в момент трагедии уже, вероятно, спала.
Поиск свидетелей
Оперативники отправились по поселку, опрашивая местных жителей. Но все люди, с которыми они беседовали, говорили, что ничего не слышали. Этот факт казался странным. Вся обстановка в доме свидетельствовала о том, что здесь происходила борьба.
Семья явно оказывала отчаянное сопротивление. Все вещи были перевернуты, с полок выброшены книги, а из шкафов белье. Как могло получиться, что в ночной тишине никто не слышал криков и шума? Было очевидно – преступники что-то искали, но что? Деньги, драгоценности, какие-то документы?
Создание специальной следственной группы
О случившемся сразу же было доложено в главное Управление внутренних дел и прокуратуру Краснодарского края.
«Была создана следственная группа, включающая сотрудников УУР и РУВД», – Михаил Шитов, следователь.
Все силы краевой прокуратуры и милиции были направлены на раскрытие страшного преступления. Для следственно-оперативной группы, работавшей в Тимашевске, дорога была каждая минута.
Но раскрыть преступление по горячим следам не удалось. Как правило, главное направление поиска определяется по мере осмотра места происшествия. В данном случае оперативники и следователи никак не могли нащупать основную версию.
Проверка психически больных
Даже опытные сотрудники были поражены жестокостью произошедшего. Чтобы понять, кто и ради чего замыслил и совершил преступление, сыщикам надо было проникнуть в психологию виновного.
«Сначала предполагалось, что виноваты психически больные лица», – Михаил Шитов, следователь.
Началась тяжелейшая работа. У психиатров края были затребованы списки всех наблюдаемых на тот момент пациентов. Сыщики выявляли людей с различными наклонностями, попадавших в поле зрение милиции или работников медицинских учреждений. Весь личный состав Тимашевского РУВД был поднят по тревоге.
Созданный штаб по раскрытию преступления работал в напряженном режиме. Круглосуточно сюда стекалась вся оперативная информация, связанная с семьей Балацких.
«По таким преступлениям нет ни выходных, ни свободного времени. Мы делали все, чтобы раскрыть его», – со слов Евгения Дробязго, начальника УУР.
Собирая материалы по делу, оперативники выяснили, что дочь Балацких Наталья с внучкой Настей в тот вечер не собирались в Тимошевск. Были отработаны все ее звонки, найдены свидетели, подтверждавшие, что в тот страшный день они хотели остаться в Краснодаре. Но потом девочка все-таки уговорила маму съездить к бабушке. Они успели на последний автобус. Это решило их судьбу.
Член семьи, которому удалось выжить
Сын Балацких, Сергей, остался жив чудом. Сам он проживал в Армавире, всегда заранее предупреждал родителей, что собирается приехать. Но сильно припозднился в колледже и решил перенести поездку на другой день.
Товарищ Николая Балацкого, Михаил Владимиров, позвонил Сергею в Армавир, просил срочно приехать. По голосу звонившего юноша сразу понял, что случилось страшное.
«Я сидел на паре, когда зазвонил телефон. Михаил сказал, что мне срочно нужно приехать. Я попросил его пояснить, в чем дело, он и произнес: “Приезжай, твоей семьи больше нет”», – рассказывал Сергей Балацкий, сын потерпевших.
Новая версия произошедшего
Осматривая квартиру Балацких, сыщики не могли не обратить внимания на оставленный преступниками страшный беспорядок. Поэтому параллельно с работой по поиску виновных, оперативники начали отрабатывать версию ограбления.
Правда, сын хозяев Сергей сообщил: из квартиры пропали только два мобильных телефона, старенький видеомагнитофон и недорогая золотая цепочка.
Сыщики начали охоту за торговцами краденным. В ходе оперативных мероприятий были раскрыты более двух десятков преступлений, связанных с кражами и последующей продажей вещей.
Но на след пропавших из дома ценностей выйти так и не удалось. Если причиной чудовищной расправы было не ограбление, то что же?
Появление подозреваемого
В этот момент в РУВД Тимашевска поступило сообщение от Александра Бровина. Он работал на рыболовецкой станции, расположенной рядом с поселком Южный.
Из показаний Александра Бровина:
«Обычно на станции работает постоянный состав. Но в сезон мы нанимаем дополнительных работников. И вот прихожу на место, а у одного из новеньких, Никиты Шемякова, на бушлате такие бурые засохшие пятна. Я сразу обратился в правоохранительные органы».
Шемякова задержали. При обыске в его доме были обнаружены ружье и охотничий нож. Сыщики начали допрос. Парень категорически отрицал причастность к расправе. Прояснить ситуацию могла только экспертиза пятен на бушлате. Но оказалось, что они принадлежат животному.
Шемяков был заядлым охотником. Он предъявил необходимую лицензию и разрешение на оружие. К тому же в ночь трагедии он все время был на глазах других рабочих.
«Подтверждения эта версия не нашла, поскольку у человека было алиби», – Михаил Шитов, следователь.
Новый фигурант уголовного дела
Многие в Тимашевске знали, что в этом доме живет обеспеченная семья. Возможно, хулиганы напали и совершили преступление ради денег на запрещенные вещества.
«Молодой парень пришел домой к бабушке, разбил стекла и, угрожая ножом, сказал ей: “Я сделаю с тобой то, что сделал в Южном”», – сказал Александр Безгласный, начальник ОВД.
Оперативники немедленно начали поиски молодого человека. После опросов знакомых и друзей сыщики разыскали его в одном из притонов. При осмотре на одежде Макарова были обнаружены бурые пятна.
Однако, по результатам экспертизы выяснилось, что это – следы самого парня. Кроме того, на ночь трагедии в Южном у него было алиби. Он справлял День Рождения у своего приятеля. Это подтвердили шесть свидетелей.
Проверка родных и знакомых
Тем временем следователи изучали ближайший круг знакомых потерпевшей семьи. В Тимашевск Балацкие приехали из Армавира. На Кубани этот район считается экономически сильным и перспективным. Глава семьи, Николай, понимал это. Малый бизнес приносил небольшие, но постоянные деньги.
«Он имел доход, позволявший спокойно жить», – говорил Михаил Шитов, следователь.
Соседи отзывались о семье неплохо, но на самом деле были с ними не очень хорошо знакомы. Оперативников удивило, насколько мало в этом поселке люди проявляли интерес друг к другу. Сыщики пытались получить от них хоть какую-то информацию, способную помочь следствию. Но ничего ценного соседи сообщить не смогли. Отношения с родственниками у семьи Балацких были теплыми и близкими. Друзья вспоминали о них с уважением и признательностью.
Еще при первом осмотре места происшествия сыщики отметили, что замок не взломан. Значит, хозяин открыл преступникам сам.
«Он мог открыть знакомым, родственниками или представителям власти», – со слов оперативного сотрудника.
В следственной группе понимали: круг знакомых семьи огромен. И все же иного выхода не было. Надо отрабатывать всех.
Что рассказали жители села
Несмотря на то, что про местных соседи разговаривали неохотно и внимания на них обращали мало, зато всегда отмечали приезжих. Поэтому, разумеется, все знали, что для доставки газовых баллонов Балацкий нанимает дополнительных работников. Некоторые из водителей снимали комнаты в поселке.
В одном из домов оперативникам наконец повезло. Дочь хозяев Ирина Мурова рассказала, что работники Балацких часто по вечерам отдыхают вместе с местными. Одна из подружек Ирины буквально на днях похвасталась, что приезжий ухажер подарил ей золотую цепочку. Назвала Ирина и имя подруги – Елена Демина.
Сыщики попросили девушку показать подаренное украшение. Вызванный следователем Сергей Балацкий узнал цепочку своей матери.
Оказалось, что ухажером, подарившим золото, был человек, уже больше месяца подрабатывающий у Балацких.
Из материалов уголовного дела:
«Рудзинский Сергей Владимирович, 1977-го года рождения. Переехал с Украины на Кубань в поисках заработка. Перебивался случайной работой. В последнее время устроился к Николаю Балацкому, помогал развозить газовые баллоны».
Начав отрабатывать версию о причастности Рудзинского к данному преступлению, сыщики установили: в ночь трагедии подозреваемый дома не ночевал, вернулся только под утро. Дядя, проживавший вместе с ним, заметил у племянника глубокую ссадину.
«Своим родственникам он сказал, что ходил ночью работать, и на него упал металлический уголок. Удалось установить, что показания ложные, поэтому было принято решение о его задержании», – Михаил Шитов, следователь.
Задержание подозреваемого
Выехавшая оперативная группа нашла Сергея у его родственников в станице Медведовская и доставила в краевую прокуратуру. Другая часть опергруппы уже занималась изъятием улик, указывающих на причастность Рудзинского к преступлению.
«Были найдены многочисленные бурые пятна на его одежде, стали говорить его соседи», – Михаил Шитов, следователь.
Сергей Рудзинский отрицал свою вину. Вел себя при этом максимально спокойно, многочисленно менял собственные показания. Однако, к этому времени сыщики успели обнаружить в доме Рудзинского и испачканные армейские сапоги.
Под тяжестью улик Сергей сознался. Он присутствовал в доме в момент трагедии. Назвал он и своего подельника – Ивана Корчуганова, жителя Тимашевска.
Допрос подельника
Физически слабый, подверженный чужому влиянию, безынициативный Корчуганов не имел друзей. С Рудзинским он познакомился практически сразу, как тот приехал на заработки в поселок. Иван буквально по пятам ходил за старшим товарищем.
Но на первом же допросе он показал: виновник – Сергей. Участие в расправе над семьей Корчуганов не принимал, только помогал искать и выносить вещи. Эти показания молодого человека подтвердились результатами проведенной экспертизы. Вскоре следователи узнали, что произошло в роковую ночь в доме предпринимателя.
Что случилось в ту страшную ночь
Тихо подобравшись к жилищу, Рудзинский и Корчуганов отжали топором дверь.
«На шум открывающейся двери проснулся хозяин. Тогда Рудзинский взялся за нож», – говорил следователь.
Услышав крики, из комнат выскочили жена и дочь Николая. Сначала женщины пытались бежать, но тело, лежавшее прямо на пороге, преграждало единственный выход из дома. Татьяна Михайловна в отчаянии кинулась обратно в коридор. Рудзинский в этот момент размахнулся топором.
Наталья Балацкая пыталась сопротивляться. Из под лестницы она вытащила тяжелый утюг. Пока преступник разворачивался в ее сторону, она нанесла удар. После этого последовал фатальный ответный удар.
«После того, как взрослые члены семьи закончились, преступники начали искать деньги и ценные вещи. В этот момент из спальни раздался голос ребенка, который звал маму», – Михаил Шитов, следователь.
Войдя в маленькую детскую, Рудзинский решительно прошел к кроватке с гвоздодером.
Что послужило поводом для преступления
Выяснили следователи и мотив этой расправы. Им оказалась обыкновенная жажда наживы.
«Шли за деньгами. Хотели по-тихому ограбить, но погубили целую семью», – Александр Безгласный, начальник ОВД.
На самом деле преступники получили поистине мизерный куш. Телефоны и магнитофон они продали за 300 рублей.
Наказание
С учетом полученных доказательств Корчуганову было предъявлено обвинение в совершении разбойного нападения и пособничестве. Рудзинскому предъявили за совершение разбойного нападения и расправу над 4-мя людьми.
Приговором Краснодарского краевого суда Корчуганов был осужден на 15 лет заключения. Рудзинскому назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы.
Но одно обстоятельство до сих пор не дает покоя оперативникам, участвовавшим в этом деле. Все члены семьи кричали, пытались сопротивляться. Тогда почему же ни один из соседей ничего не слышал. А ведь эта халатность стоила жизней.
У нас есть еще несколько уголовных дел, статьи про которые совсем скоро выйдут на нашем канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!