Режиссёры: братья Георгий и Сергей Герасимовы (не братья, однофамильцы)
В ролях: Борис Бабочкин, Борис Блинов, Варвара Мясникова, Леонид Кмит, и даже Борис Чирков ("Верные друзья")
Фильм "Чапаев" родился на практически на стыке двух эпох - немого и звукового кино. Но сейчас не об этом...
Не звук и говорение актеров стали причиной огромной популярности фильма, а способ рассказа Георгия и Сергея Васильевых о начдиве. Не забронзовевший герой снят в фильме, а обычный человек, со своими слабостями и пороками. Начальник дивизии может и поскандалить, сорваться на истерику и даже быть полным самодуром. Не эпос о "великом безупречном герое", а правдивый фильм о малообразованном бывшем плотнике, которого Революция довела до командных постов. Эйзенштейн бы себе такого не позволил! Величия и грандиозности нет в Чапаеве Васильевых.
В фильме одной из основных тем проходит благотворное влияние комиссара (Фурманова) на банду голодранцев, какими предстают перед нами воины легендарной дивизии. Но комиссар строг, мудр и терпелив! Его Партия на эту должность поставила! Положительно влияя на командира, постепенно преображается и личный состав. И Чапаев, и его ординарец Петька, уже не выглядят босяками, и этим показывают пример остальным. Полуграмотный начдив, сам понимая свою отсталость, произносит одну из крылатых фраз фильма: "Ты знаешь, и я знать должен!"
Кстати о "крылатых фразах"... Вы замечали сколько мы произносим их в быту?
- "А винтовка твоя где?"
- "Александр Македонский тоже великий полководец, а зачем же табуретки ломать?"
- "Впереди на лихом коне!" и пр.
Я совсем недавно пересматривал "Чапаева" и могу с уверенностью сказать, что ни один нынешний приключенческий фильм так не приковывает к себе внимание и не заставляет переживать за героев, как "Чапаев". Во время просмотра современных "боевичков" я могу поставить на паузу и пойти чайку себе налить (или не чайку), а тут - остановить игру Бориса Бабочкина, отвлечься от дел дивизии - это просто кощунство! Да и фильм смотрится на одном дыхании! Материал упакован плотно, грамотно расставлены акценты. Даже мелодраматическая линия Петьки и Анки снята настолько хорошо, что не вызывает неловкости и заставляет искренне за них переживать.
Малоизвестный факт: Петька и Анка в одном из вариантов сценария должны были пожениться. И даже, кажется, был снят эпизод, где они, уже после войны, в цветущем яблоневом саду, и вокруг их дети, но в картину это, справедливо, не вошло. Но намёк на это остался. Чапай говорит: "Вот поженитесь, работать вместе будете..."
Возможно статья получилась несколько сумбурной, но она написана под восторженным впечатлением от просмотра шедевра советского кино!
Обязательно пересмотрите! Не пожалеете!