В конце XX века основным оружием стратегической авиации стали крылатые ракеты. Большая дальность, высокая точность стрельбы, возможность задания сложных маршрутов и автономность полета обусловливают эффективность данного оружия.
В современных условиях крылатые ракеты не только не утратили актуальность, но и продолжают совершенствоваться.
Российская крылатая ракета Х-101 с дальностью стрельбы
более 5000 км применяется самолетами Ту-160 и Ту-95мс. Профиль полета переменный и может быть на высотах в несколько десятков метров
или 10 км. При полете на предельно малых высотах осуществляется огибание рельефа местности.
Система наведения ракеты комбинированная. Это инерциальная подсистема с коррекцией по ГЛОНАСС и изображению местности. На конечном участке может применяться радиолокационная или оптико-электронная головка самонаведения.
Точность по разным данным составляет от 7 до 10 м.
Масса осколочно-фугасной боевой части составляет порядка 400 кг.
Скорость полета порядка 800–900 км/ч.
Специальная аэродинамическая конструкция и применение радиопоглощающих материалов делают ракету малозаметной для радаров противника. Живучесть повышена за счет применения средств РЭБ.
Х-101 применялась в военных конфликтах в Сирии и на Украине.
До 2019 года основным вооружением американских стратегических бомбардировщиков B-52 были крылатые ракеты AGM-86С/D в обычном оснащении с дальностью применения до 2400 км. А сам B-52 был единственным американским самолетом, применяющим крылатые большой дальности.
С 2019 года AGM-86 заменены на ракеты типа JASSM-ER.
Дальность этой ракеты меньше предшественника и составляет порядка 1000 км.
Однако важным преимуществом нового оружия стала возможность
их применения тактическими самолетами наряду со стратегическими бомбардировщиками.
Малые габариты наряду с конструктивными особенностями
и использованием композитов обеспечивают низкую заметность ракет.
Высокая точность применения – около 3 м обеспечивается комбинированной системой наведения, состоящей из инерциальной подсистемы с коррекцией по GPS и инфракрасной корреляционной головки самонаведения на конечном участке. Имеется канал передачи данных, который обеспечивает объективный контроль и уточнение целеуказания в полете.
Франко-германские крылатые ракеты Storm Shadow и SCALP-EG имеются на вооружении 10 стран, включая Францию, Великобританию, Италию, Египет, Саудовскую Аравию, Украину и другие. Она унифицирована по типу носителя и применяется самолетами Mirage-2000, Rafale, Eurofighter Typhoon, Gripen, Tornado, и доработанными Су-24, рассматривается интеграция с F-35.
Максимальная дальность пуска в зависимости от модификации от 250 до 550 км.
Наведение осуществляется с помощью инерциальной системы с коррекцией по GPS и рельефу местности.
Полет к цели осуществляется на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности.
На конечном участке работает оптическая корреляционная система, сравнивая изображение цели с загруженными на борт эталонами.
Боевая часть осколочно-фугасная с возможностью проникающего действия. Взрыватель с переменной задержкой.
Ракета применялась в Ливии, Сирии, Ираке и на Украине.
Ракета KEPD 350 Taurus шведско-германской разработки имеется на вооружении Германии, Испании и Республики Корея. Она применяется самолетами Eurofighter Typhoon, Gripen, Tornado, F-15K и EF-18A.
Дальность применения более 500 км. Система наведения комбинированная и схожа по принципу действия с ракетами Shtorm Shadow.
Боевая часть массой до 480 кг осколочно-фугасная проникающая.
Полет осуществляется на предельно-малых высотах с огибанием рельефа местности. Имеется возможность противозенитного маневра
и отстрела ложных тепловых целей.
Турецкая крылатая ракета SOM с дальностью стрельбы до 275 км имеет три основных модификации, отличающихся боевой частью
и особенностями системы наведения.
Последние две модификации имеют комбинированную систему наведения, включая инерциальную с коррекцией по GPS, рельефу
и оптическому изображению фрагментов местности, а также оптическую корреляционную подсистему на конечном этапе.
Боевые части ракет осколочно-фугасная и проникающая.
Масса боевой части 230 кг.
Ракета имеется на вооружении Турции и Азербайджана. Носителями являются истребители F-16 и F-4E ВВС Турции. По имеющимся сведениям для ее применения проходят доработку МиГ-29 Азербайджана.
Крылатая ракета «Вань Дзянь» ВВС на вооружении ВВС Тайваня с 2011 г.
Дальность пуска 240 км, а у модернизированной версии – 400 км.
Система наведения ракеты инерциальная с коррекцией по GPS. Предположительно имеется радиолокационная головка самонаведения, работающая на конечном этапе траектории.
Боевая часть массой 350 кг может быть осколочно-фугасной или кассетной.
Ноcителем является тайваньский истребитель F/CK-1
Таким образом, крылатые ракеты воздушного базирования продолжают развиваться по пути повышения дальности, точности, надежности и автономности, уменьшения заметности и унификации по типу носителя.
С начала 2000-х годов этот тип оружия перестал быть прерогативой стратегической авиации и может применяться тактическими самолетами. При нанесении ударов на глубину до 1000 км это повышает оперативность, скрытность и массированность их применения.