Минтрансом по инициативе Ространснадзора подготовлен и размещен на сайте Regulation.gov.ru. проект приказа «О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 423».
Проектом предлагается увеличить период с 30 до 90 календарных дней, в течение которых будет учитываться выявление трех и более авиационных инцидентов, связанных с деятельностью контролируемого лица, а также дополнить новым индикатором, связанным с выкатыванием гражданского воздушного судна за пределы ВПП.
Фактически это означает попытку получить право проверять любое, сколько ни будь крупное авиапредприятие когда захочется Ространснадзору.
При этом предложения создают угрозу безопасности полетов.
Так, инциденты являются абсолютно нормальным явлением в любой авиакомпании мира, они случаются очень часто.
При нормальной политики в области безопасности полетов инцидентов происходи в 500-1000 раз больше, чем авиационных происшествий.
Но если инцидент влечет за собой неприятности от органов власти, то его просто скрывают, не расследуют и не исправляют причины его возникновения.
И именно это является угрозой безопасности полетов, а не сам факт возникновения инцидента.
Указанный проект подготовлен при полном игнорировании неоднократных обращений Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта с просьбой скорректировать действующие в настоящее время индикаторы риска нарушения обязательных требований, поскольку они установлены в абсолютных величинах и не позволяют объективно оценить состояние безопасности полетов у авиаперевозчиков, а также не соответствуют принципам риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорных мероприятий. Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (далее – АЭВТ) на протяжении 2023 – 2024 годов неоднократно обращалась в Министерство транспорта Российской Федерации с просьбой внести изменения в приказ Минтранса России от 30 ноября 2021 г. № 423 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации», в части установления объективных индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Применяемый абсолютный показатель «З инцидента в течение З0 календарных дней» (пункты 1 и 2) необъективно отражает состояние безопасности полётов в авиакомпании. В крупных авиакомпаниях с большим налётом часов данный показатель практически всегда превышается и является поводом для непрерывного проведения проверок со стороны Ространснадзора при приемлемом уровне безопасности полётов, тем более часть инцидентов не находятся в зоне ответственности авиакомпаний.
Индикатор риска, введенный приказом Минтранса России от 10 июля 2023 г. № 246 (пункт 3), предусматривающий, что выявление пяти фактов отмены рейса либо переноса сроков вылета рейса более чем на шесть часов по причине технической неисправности гражданского воздушного судна эксплуатантом (авиационным предприятием), осуществившим более 100 рейсов, в течение 90 календарных дней со дня фиксации первого факта такой (такого) отмены или переноса будет являться основанием для проведения Ространснадзором внеплановой выездной проверки. Такой индикатор явно создает предпосылки для необъективного принятия решения сотрудниками Ространснадзора об оценке состояния безопасности полётов в крупных авиакомпаниях, что позволит проводить в них проверки непрерывно, в то время как небольшим авиакомпаниям с неблагополучным состоянием дел - позволит избегать указанных проверок.
Длительные задержки по технической причине возникают, как правило, в транзитных аэропортах, где нет допущенного к выполнению работ на конкретном типе воздушного судна (далее – ВС) инженерно-технического персонала и необходима доставка такого персонала и запасных частей.
Еще один введенный приказом Минтранса России от 10 июля 2023 г. № 246 индикатор риска (пункт 5), предусматривает, что основанием для проведения Ространснадзором внеплановой выездной проверки будет являться выявление трех и более фактов превышения количества отказов авиационной техники одного типа либо частей гражданского воздушного судна, не повлекших авиационных происшествий, по отношению к количеству таких отказов, установленному разработчиком в соответствии с нормами летной годности, по итогам двенадцати месяцев со дня фиксации такого (такого) отказа или переноса.
Остается только найти в каком документе разработчики установили указанное количество, особенно с учетом того, что иностранные разработчики отказались взаимодействовать с российскими авиапредприятиями.
Авиация - это отрасль, где государственный надзор должен играть важную роль в обеспечении безопасности полетов.
Но осуществлять его надо эффективно, на основе реально риск-ориентированного подхода, основываясь на выявлении наиболее опасных факторах риска, а не придумывая причину «попугать» рыбу покрупнее.
Особенно в условиях санкций!!!