Рабочий вопрос стоит на острие общественного внимания многие годы, начиная с образования рынка труда. Однако еще каких-то 100 лет назад, ситуация в данной сфере общественных отношений кардинально отличалась от существуюшей, в том числе, своими нормами и представлениями о положении работника в этой системе. В данной статье мы расскажем, как данный вопрос решался на этапе зарождения Советского государства.
Рабочий вопрос в России в первой четверти ХХ века
Рынок труда в Российской империи, в отличие от развитых европейских государств, сформировался значительно позже - во второй половине XIX века. Основной причиной такого отставания является крепостное право, существовавшее в России до 1861 года. Конечно, рабочие крупных предприятий существовали и до этого момента, однако их количественное отношение к числу населения Империи было незначительным, чтобы объединить их в единый "класс" и заводить разговоры о существовании рынка труда в то время.
Отсутствие широко распространенных общественных отношений в области труда (речь идет именно об отношениях между работодателем и работником), привело и к отсутствию развитой системы социально-экономических прав человека. Сюда мы, прежде всего относим трудовое законодательство. Справедливости ради, стоит упомянуть, что в европейских странах, несмотря на более длительное существование "рабочего класса", данный вопрос был урегулирован ничуть не лучше.
Формирующийся в России того времени рынок труда, однако, очень быстро развивался, в первую очередь, увеличивались количественные показатели. Промышленная революция позволила перейти от мануфактурного и ручного труда к фабричному. И если в 1860 году рабочий класс в Российской империи составлял порядка 3,2 миллионов человек, то к 1900 году он увеличился до 14 миллионов человек. При этом, трудовое законодательство никак не поспевало за возрастающим галлопирующими темпами количеством рабочих.
Присоединим к описанным выше обстоятельствам аналогичное состояние рабочего вопроса в других развитых государствах, а так же еще не отживший свой век помещичий дух в умах новых предпринимателей, и получим законодательно закрепленную систему эксплуатации труда рабочих.
Типичный облик фабричного предприятия образца начала ХХ века.
В рассматриваемый период практически все, существовавшие на тот момент, предприятия копировали друг-друга (в сфере положения рабочих), в связи с чем можно рассматривать практически любое предприятие как типичный облик.
Таким, в свою очередь, является завод Гужона, основанный в 1883 году, который после революции изменил название на "Серп и Молот". Для рабочих данного предприятия существовали внутренние локальные акты. В соответствии с ними, рабочие ни при каких обстоятельствах не могли покинуть территории завода до истечения рабочего дня, не могли требовать повышения оплаты труда. Зато предприниматель мог уволить работника практически по любому поводу. Так, во время одной из забастовок он уволил более 1200 рабочих. В правилах закреплялась и личная жизнь рабочих. На многих заводах рабочих обязывали покупать товары в лавках завода по завышенным ценам, в отношении тех, кто проживал в фабричных бараках были установлены определенные часы, в которые те могли уходить. Законодательство не предоставляло им никакой защиты от произвола со стороны руководства предприятия. На заводе "Карл Тиль и К°", который располагался в Москве, даже в 90-е годы 19 века, в качестве наказания использовали розги.
При этом, нельзя говорить о полном отсутствии попыток исправить сложившуюся ситуацию со стороны власти. Например, в Российской империи во второй половине XIX в. создаются правительственные инспекций фабричных предприятий, итогом работы которых стал запрет на труд детей до 12 лет и ночную работу детей до 16 лет. Однако же, подобные меры не решали проблему, а лишь давали отсрочку надвигающейся катастрофе рабочей системы. Примечательно, что подобная ситуация складывалась и в остальных сферах внутренней политики: нерешенный аграрный, национальный вопросы, отсутствие конституции и парламента.
Решение проблемы методом большевиков
К 1917 году рабочие порядком "устали" от подобного правового и общественного положения. При этом, количество рабочего класса возросло до того предела, когда он стал составлять значительную часть населения, способную бороться за свои права. Затянувшаяся Первая Мировая война, различные экономические проблемы и старые нерешенные вопросы привели к февральской и октябрьской революции.
Собственно, большевики, решили проблему коренным образом. В государстве объявляется диктатура пролетариата, и, хотя время показало, что для диктатуры пролетариата, сам пролетариат и не нужен, такое привилегированное положение рабочего класса повернуло законодательный процесс в русло защиты прав рабочих. Появляется прогрессивная система налогообложения, объявлен 8-ми часовой рабочий день, по всей стране создаются профсоюзы, права рабочих закрепляются в нормативных актах, а позже, в Конституции 1936 года. Вводятся меры по охране труда, двухнедельный оплачиваемый отпуск, а также учреждается рабочий контроль - система, в которой рабочие вели контроль над производством и продажей продукции, над финансовой деятельностью предприятий.
Конечно, в наше время такими правами никого не удивить, поскольку это считается нормой. Однако в то время такие положительные перемены находились на границе с реальностью.
"Всемирный законодательный тренд"
Трудовое законодательство иностранных государств в этот момент находилось на прежнем этапе развития. Стоит добавить к обострившимся после Первой мировой войны социально-экономическим проблемам и возрастающей популярности коммунистических идей, известия о происходящем в зарождающемся Советском Союзе, развитые европейские государства, буквально, оказались на грани коммунистических революций.
Победа красных в гражданской войне, с существующим в то время положением внутренней политики, лишь повысило авторитет коммунистических ячеек в европейских странах.
Государствам Европы пришлось выбирать между революцией и проведением ряда глубоких реформ по решению рабочего вопроса.
Пример Советского союза спровоцировал две волны законодательного закрепления социально-экономических прав граждан: после окончания Первой мировой войны, когда в Германии и Франции состоялся переход на 8-ми часовой рабочий день, и в 1930-40 годы. Как итог – принятие Генеральной ассамблеей ООН в 1966 году Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.