Спустя несколько десятилетий после нашествия Батыя в древнерусском зодчестве наблюдается формирование новых идеалов. В Новгороде во времена нашествия строительство замирает. Однако уже с конца XIII века деятельность новгородских зодчих снова активизируется. Первым каменным храмом после длительного затишья становится церковь Николы на Липне. Среди храмов такого типа выделяются церковь Федора Стратилата на Ручью и Спасо-Преображенский собор на Ильине улице. Гораздо меньшие по размерам, нежели княжеские городские соборы XI-ХІІ веков, эти храмы производят величественное впечатление. Им свойственны суровость и в то же время изящество. Их стены членятся широкими лопатками и оживляются узкими окнами и нишами. Трехлопастные арки, а также накладные кресты и бровки на стенах придают им нарядность. Бровка — рельефная арка над оконным/дверным проёмом или нишей В этих сооружениях новгородская архитектура находит свое классическое завершение, и в XV веке зодчие будут варьировать найденный тип здани
Публикация доступна с подпиской
ПремиумПремиум