Число уволившихся из школ РФ педагогов в 2023 году достигло максимального с 2017 года уровня, а конкретно: 193,5 тысячи учителей, что составляет 14% от общего числа педагогов. Большинство из них (93%) ушли по собственному желанию. (Следует из отчета о состоянии системы образования, опубликованного в начале февраля пресс-службой Минпросвещения).
К настоящему времени общее число школ в России сократилось до менее чем 40 тыс. В них трудятся 1,05 млн учителей, из которых почти треть, или 320 тыс., — это учителя начальных классов. То есть на каждую школу в среднем приходится восемь таких учителей. Кажется нормальным количество учителей по Русскому, Литературе и Английскому языкам, а конкретно (125 тысячи педагогов Русского и Литературы) и (103 тысячи учителей Английского), но этого все равно не достаточно, если немного подсчитать то в среднем на одну школу приходится три учителя Русского и Литературы, и два учителя Английского.
С остальными же предметами дела обстоят в разы хуже:
информатика — 27 тыс. учителей;
физика — 30 тыс.;
химия — 23 тыс.;
география — 30 тыс.;
биология — 31 тыс.;
музыка — 19 тыс.;
изобразительное искусство и черчение — 15 тыс.
Нетрудно подсчитать, что российские школы укомплектованы учителями по большинству предметов не более чем на две трети, а то и меньше. Иным словами, в трети школ не хватает всех учителей, кроме русского, английского и математики. Конечно, в каждой школе ситуация своя, но в среднем она ужасна и вызывает массу вопросов к Министерству образования.
Оказывается, совершенно прав был известный популяризатор математики и лидер движения "Родная школа", доктор физико-математических наук Алексей Савватеев, когда заявил, что в сельских школах не хватает до половины учителей. Он отмечает, что вел занятия в школах 60 регионов России и вынес твердое убеждение о том, что огромного количества учителей в школах просто нет. Сегодня наблюдается острый дефицит кадров в российских школах, не хватает до 250 тыс. педагогов.
Проблемой остается постоянный отток учителей из начального и среднего образования на фоне постоянно вводимых ограничений и низких зарплат, рассказал сопредседатель профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий Общественной Службе Новостей:
«По разным подсчетам, в стране сейчас не хватает от 50 до 250 тысяч учителей. И это относится не только к маленьким городам, это относится и к Москве, и к любому другому городу», — отметил эксперт.
Комментарий РВС:
Как бы в Минпросвещении ни пытались манипулировать статистикой, проблема нехватки учителей в школах нарастает. В ведущем российском научно-исследовательском центре, созданном для проведения экономических реформ, предлагают решать эту проблему внедрением современных технологий. Коммерсанты от образования на радостях потирают руки, надеясь освоить госбюджет на онлайн-технологиях обучения.
Налицо спланированный процесс уничтожения традиционной школы: чиновники создают невыносимые условия работы учителей, реформаторы объясняют, как облегчить жизнь педагогам с помощью модных современных цифровых технологий, а предприниматели предлагают готовые платформы онлайн-образования. В выигрыше от этой, воровской схемы остается весь чиновничье-предпринимательский класс, при этом пострадавшие – учителя, школьники и их родители – зачастую обвиняют в падении качества образования друг друга.
Нередко родители требуют от школы, ставшей за десятилетия реформ частью сферы услуг, качественного обслуживания и готового результата в виде воспитанного и обученного чада. Однако в обществе потребления в первую очередь развиваются эгоизм, лень и непонимание границ дозволенного. Усилиями реформаторов у педагогов сегодня не осталось рычагов для исправления таких недостатков домашнего воспитания. Кроме того, сами учителя, особенно молодые, подвержены веяниям времени и нередко воспринимают свою работу как источник заработка, а не как призвание, тем самым превращаясь в зомби, которые просто читают методичку и отбивают желание получать новые знания у учеников.
Так же хотелось бы обратиться к вышесказанной статистике об увольнении, поступлении и количеству учителей в целом и на ее основе сказать следующее:
Нехватка учителей — это огромная проблема, которая сильно сказывается на качестве образования в нашей стране. Решить эту проблему можно множеством способов, все они конечно же требуют огромного финансирования, но можно как минимум уменьшить количество бюрократической нагрузки на педагогов такой как:
- Огромное количество заполняемых бумаг и характеристик на каждого ребенка;
- Заполнение электронных дневников (в которых учителей заставляют разбираться самих);
- Выяснение отношений с руководством по каждому чиху родителей учеников и многое другое.
Так же поражает ужасный график работы учителей, после 8 уроков и всех доп занятий, они идут домой и вместо отдыха или уделения времени личной жизни они допоздна проверяют домашние, и контрольные работы, а где найти время на сон? Или учителя роботы и должны пахать на пределе своих возможностей?
Или за столь плачевную зарплату, которая в среднем по России составляет: по данным сайта «ГородРабот.ру» — 34 762 рубля, а по данным Росстата — 58 109 рублей. Это средняя зарплата ближе к столице, а если смотреть по регионам, дела там обстоят в разы хуже, средняя ЗП в регионах составляет 30-35 тыс.рублей.
Это еще одна из причин увольнения учителей из школ, но проблема не только в том, что учителя увольняются, так же немаловажно отсутствие поступления новых кадров в гос.учереждения.
Молодые специалисты не хотят идти работать в школы не только из-за выше сказанного, но и из-за неуважения, и скотского отношения к себе. Им легче пойти работать репетиторами нежели терпеть все это.
Я считаю, что наша система образования устарела и требует серьезных реформ под новые реали.
На этом у меня все, спасибо всем кто прочитал мою статью, удачи и успехов.