Найти тему
Внук Эзопа

Ральф Уолдо Эмерсон о самостоятельности и несоответствии требованиям

«Настаивай на себе; никогда не подражай». («Уверенность в себе», Ральф Уолдо Эмерсон)

«Уверенность в себе» Ральфа Уолдо Эмерсона — классическое эссе о важности нонконформизма, индивидуальности и уверенности в себе. Эссе Эмерсона — это необходимое противоядие от давления конформизма нашего времени. Автор твёрдо верил в важность не отождествлять себя с «толпой», а оставаться верным своему собственному пути и внутреннему закону.

Общество против личности

«За нонконформизм мир хлещет вас своим недовольством».

Большинство рассматривает нонконформистов как угрозу, как личностей, которых нужно воспитывать в соответствии с «мировоззрением» — приучать к социально принятому мировоззрению и ценностям.

Этот страх перед нонконформистами проистекает из того факта, что нонконформисты по своей природе творцы — индивидуумы, которые вырабатывают свой собственный взгляд на реальность и приходят к собственному представлению о том, что значит быть человеком; о том, что такое добро, красота и истина.

Массы презирают таких людей, ибо, по словам Эмерсона, они любят «не реальность и творцов, а имена и обычаи». Имена, обычаи и институты дают конформисту ощущение стабильности и защищённости: это указатели и якоря, за которые они хватаются, чтобы обрести некое подобие ориентации среди двусмысленности и неопределённости реальности.

Имена, обычаи и институты дают конформисту ощущение стабильности и защищённости
Имена, обычаи и институты дают конформисту ощущение стабильности и защищённости

Как творец, нонконформист принимает неоднозначность реальности и строит жизнь, основанную на его уникальности. Для такого индивидуума внутренний закон человека выше коллективных законов, а внутреннее священное важнее социальных идолов, которым поклоняются другие.

«И действительно, это требует чего-то богоподобного в том, кто отбросил общечеловеческие мотивы и отважился доверить себе роль надсмотрщика. Да будет велико его сердце, верна его воля, ясен его взор, чтобы он мог искренне быть доктриной, обществом, законом для самого себя, чтобы простая цель была для него такой же сильной, как железная необходимость для других!»

Быть великим — значит быть непонятым неправильно

Согласно Эмерсону, одна из причин, по которой многие избегают уверенности в себе, предпочитая утешительное лоно обычаев, заключается во врождённой потребности выглядеть последовательным в глазах других.

Каждый человек — динамичная сущность. Внутри каждого из нас существует сеть побуждений, убеждений, установок и желаний, которые постоянно меняются и развиваются. Чтобы оставаться верными нашему внутреннему закону, мы должны оставаться верными своему метаморфозному характеру; и поэтому время от времени противоречить самим себе.

Уолт Уитмен выразил эту идею в следующих строках: «Противоречу ли я сам себе? Очень хорошо, тогда я противоречу сам себе. Я велик, во мне живёт множество людей».

Или, как выразился Эмерсон, «глупая последовательность — это хобби маленьких умов»: «Говорите то, что вы думаете сейчас, жёсткими словами, а завтра снова говорите то, что думаете завтра, жёсткими словами, хотя это противоречит всему, что вы сказали сегодня. — „Ах, так что вас наверняка неправильно поймут“. — Значит, так ли уж плохо быть непонятым? Пифагора понимали неправильно, и Сократа, и Иисуса, и Лютера, и Коперника, и Галилея, и Ньютона, и каждого чистого и мудрого духа, который когда-либо обретал плоть. Быть великим — значит быть непонятым неправильно».

Внутренний гений и ошибочность незначительности

«Человек робок и склонен к извинениям; он больше не честен; он не осмеливается сказать „я думаю“, „я существую“, но цитирует какого-нибудь святого или мудреца», — писал Ральф Уолдо Эмерсон.

Колин Уилсон, автор XX века, утверждал, что психология современного человека страдает от «ошибочного представления о незначительности». По его словам, современный человек обусловлен обществом отсутствием уверенности в своей способности достичь чего-либо действительно ценного, и поэтому он приспосабливается к обществу, чтобы избежать чувства неважности и бесполезности.

Человек стал робким и постоянно извиняется; он потерял свою честность. Вместо того чтобы сказать: «Я думаю» или «Я существую», он цитирует святых или мудрецов
Человек стал робким и постоянно извиняется; он потерял свою честность. Вместо того чтобы сказать: «Я думаю» или «Я существую», он цитирует святых или мудрецов

Эмерсон тоже заметил ошибочность незначительности, от которой страдали его современники. Он предположил, что человек может преодолеть эту ошибочность, признав, что сила, которая живёт в нём, нова по своей природе, и никто, кроме него, не знает, что именно он может сделать, и он не знает, пока не попробует.

Такое признание придаёт человеку упрямое, но здоровое стремление оставаться верным себе. Слишком многие сегодня, страдая от ошибочного представления о незначительности, смотрят вовне в поисках смысла и ориентиров для жизни. Они пытаются встроиться в социальную структуру, веря, что в одиночку и без поддержки они недостойны, а их жизнь бессмысленна.

В книге «Уверенность в себе» Эмерсон объясняет недостатки такого отношения и, таким образом, предлагает средство от заблуждения о незначительности, от которого сегодня страдает так много людей:

«Я помню ответ, который, когда я был совсем маленьким, мне подсказали дать ценному советчику, который имел обыкновение надоедать мне старыми добрыми доктринами церкви. На мои слова: „Какое мне дело до святости традиций, если я живу исключительно изнутри?“ мой друг предположил: „Но эти импульсы могут исходить снизу, а не сверху“. Я ответил: „Мне они таковыми не кажутся; но если я дитя дьявола, то буду жить от дьявола“. Никакой закон не может быть для меня священен, кроме закона моей природы».

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа