Найти тему
Gorodche.ru

Вовлечение молодежи в АПК — рассвет сильной России. Почему так важны агроклассы

Писатель Александр Проханов, не только буквальный смысл заложил в это высказывание, но и его тоже. И хочется именно с данных слов, наполненных величием и силой начать этот материал.

Вся русская история - это история земледельческого труда, который кормил народ и созидал великую державу. От первых поселений на плодородных черноземах до масштабных колхозов - земля всегда была основой российской мощи. Работа на земле - это труд, тяжелый, с потом и кровью, но обязательно пассионарный, поскольку не единоличностный, а коллективный. Это всегда был труд во имя счастья и развития своего рода, во имя Бога, во имя своей страны. Не случайно нашему народу дана столь необъятная земля, чтобы мы возделывали ее, а не только любовались. И не только ради питания, а также ради жизни самой. И тут можно даже и к Ветхому Завету отсылку сделать, ведь изначально Богом был дан сад человеку, о котором он заботился. Так что выращивание различных культур, что удивительно, если подумать, имеет гораздо более глубокий и широкий смысл, чем может кому-то казаться.

И это не архаистическое мировоззрение. Именно сейчас Россия готова вернуться к добрым старым традициям, делая ставку на развитие своего агропромышленного комплекса, возвращая идею агроклассов в образовательных учреждениях, чтобы не бежали молодые люди из сел, а продолжали жить, трудиться, созидать на благо экономики родного края. Нельзя разбрасываться такой ценностью, как земля, поскольку ценнее практически ничего и нет. Нельзя уничтожать села, нельзя допускать, чтобы поля зарастали бурьяном и борщевиком, и на них валялись груды металлолома - остатки былой имперско-красной мощи. Видели ли вы слезы в глазах простого пожилого уроженца Вытегорского района, когда он смотрел видео с родными местами времен 90-х? А я видела, и чище, искреннее этих слез ничего больше не было. Потому, что он увидел запустение полей, суховей и какие-то груды камней… А помнил эти места кипящими жизнью, наполненными счастливыми тружениками колхозов. Какую боль он испытал в этот момент, только Богу известно.

Но вернемся к реалиям. Сейчас, Россия на пути к возрождению. И есть реальные шансы воспользоваться моментом и сделать вклад в сельское хозяйство, в промышленность. Но я сейчас именно о сельском хозяйстве, поскольку вновь оно обретает свою значимость. И в этом возрождении играет ключевую роль молодое поколение.

Именно поэтому, создание агроклассов в школах и детских домах- это не просто дань традиции, а весьма значимое событие. Это не только уроки о растениях и животных, а возвращение к истокам нашей нации. Это закладка фундамента будущего русского агропромышленного комплекса, который должен снова стать основой силы и благополучия России.

В советское время агропромышленный комплекс был одним из столпов развития страны. После революции 1917 года, когда сельское хозяйство находилось в глубоком кризисе, был взят курс на коллективизацию. В 30-е годы, в период сталинской индустриализации, агропром получил мощный импульс. Создавались огромные колхозы и совхозы, вкладывались огромные средства в механизацию сельского хозяйства, строительство тракторных заводов, агрохимических предприятий и научно-исследовательских институтов. В этот период проводились масштабные кампании по повышению урожайности, выводились новые сорта зерновых культур. Сталинское время – это период формирования мощной агропромышленной системы.

В постсталинское время агропром продолжал развиваться, но наблюдался более демократичный подход. С 1960-х годов в СССР активно развивалась сельскохозяйственная наука, были достигнуты значительные успехи в выведении новых сортов растений и пород животных, в механизации сельскохозяйственных работ. В 1970-х годах в СССР был достигнут уровень самообеспеченности продовольствием, что было важным достижением в условиях холодной войны.

В советском образовании уделялось большое внимание подготовке квалифицированных специалистов для сельского хозяйства. Создавались специальные профессионально-технические училища (ПТУ) с аграрным профилем, где обучали будущих трактористов, комбайнеров, животноводов, аграриев и т.д.. Также существовали и агроклассы в общеобразовательных школах, где учащиеся получали базовые знания о сельском хозяйстве. В СССР агроклассы были важным элементом формирования у молодежи любви к земле, к труду.

Однако с распадом СССР многие традиции советского агропрома были потеряны. Сейчас восстановление АПК, это задача стратегической важности. И одно из приоритетных направлений - решение проблемы с нехваткой квалифицированных профильных кадров. Судите сами, свежие данные аналитиков. За последний год дефицит рабочих рук в сельском хозяйстве России увеличился на 20 процентов! Число вакантных мест в АПК в первом полугодии 2024 года достигло 105,8 тысяч, что на 20 тысяч больше, чем за аналогичный период прошлого года. Конечно, сравнивая показатели надо учитывать развитие собственно сельскохозяйственной отрасли, откуда и может быть рост вакансий. Но в любом случае, проблема очевидна - нашему АПК нужны люди, и не простые, а профессионалы со специализированным образованием, с опытом работы в этой сфере, с энтузиазмом и желанием трудиться на благо своей страны. Это звучит пафосно, но сам исторический период нам уже не оставляет иного выбора.

И вот, в российских регионах стали появляться агроклассы в образовательных учреждениях. К примеру, на Ставрополье ректор СтГАУ Владимир Ситников рассказал о пилотном проекте по ранней профориентации запускаемом при поддержке Минсельхоза РФ и губернатора Владимира Владимирова в Невинномысске, Александровском, Изобильненском, Кировском, Кочубеевском, Шпаковском округах в сентябре этого года:

“Ставропольский ГАУ, как проводник и центр аграрного образования в регионе, готов не просто познакомить школьников с сельским хозяйством, но и помочь с профессиональным самоопределением через призму необъятных перспектив реализации в отрасли. Важно, что акцент в учебных программах делаем на получение практических навыков. В этом нам помогают специалисты и практики ведущих агропредприятий региона и страны, которые будут участвовать в образовательном процессе и наставлять ребят”.

А в 20 школах Вологодской области также заработали 40 агроклассов. Здесь школьники знакомятся с основами сельского хозяйства на практике. В Присухонской школе Вологодского округа, например, класс оснащен оборудованием для практических занятий: «АгроКоптер», «АгроМетео», «ДоброПчёл» и т.д. На Вологодчине в рамках программы «Развитие агрообразования и создание лесных классов» открылись 10 агрогрупп в 5 детских домах.

Вот как описывает процесс заместитель губернатора Вологодской области Юрий Умеренко:

“Изучать сельское хозяйство - круто и актуально. Например, на практическом занятии «Юный аграрий» под руководством учителя биологии и ветеринарного врача восьмиклассники рассмотрели кровеносную систему коровы в 3D проекции, а на овоскопе определили качество яиц. ...Скоро школьники пойдут знакомиться с предприятиями. Проект «Развитие агрообразования и создание лесных классов» Губернаторской программы «Стратегия 2.0» позволит школьникам получить уникальные знания и навыки, расширить свои возможности и глобально влиять на продуктовую безопасность страны.”

Губернатор Вологодской области Георгий Филимонов:

“Посетили Комьянскую школу Грязовецкого округа, где реализуется наша программа «Развитие агрообразования и создание лесных классов». В этом году здесь начали работать агроклассы. Благодаря им школьники знакомятся с сельским хозяйством: изучают растениеводство и основы ветеринарного дела. Все знания применяют на практике — на пришкольном участке сами выращивают овощи. О реальной жизни профессий узнают на экскурсиях на сельхозпредприятиях. Направляем ребят в выборе профессионального пути с малых лет, формируем заинтересованных, сильных, мотивированных развивать агропромышленный комплекс региона специалистов”.

И не надо думать, что ребят силой заставляют идти в агроклассы. Они, как оказалось, с огромным увлечением занимаются там. С таких юных лет уже есть желание работать на российский АПК, быть учеными, ветеринарами, селекционерами, инженерами, агрономами. Эти дети отличаются тем, что они не равнодушны к родной природе. Они любят флору и фауну своего края, они уже умеют заботиться о ней, и эти знания и навыки останутся с ними на всю жизнь. И мы видим, что власти делают действительно важный задел на будущее.

В медиа обсуждают опасность различных деструктивных субкультур. Но вот что надо развивать. Надо детям дать возможность проявить себя, свои таланты, способности. Надо дать им хорошие созидательные ориентиры в жизни, и они будут идти к своей цели, мечте. Разумные, смелые, гордые. Разве такие могут поддаться на веяния каких-то субкультур?

Важно, что дети не только получают знания о сельском хозяйстве, но и практические навыки, а также их уже знакомят с работой на предприятиях АПК. Это значит, что они не будут без работы, а будут востребованы. Останется только закончить профильное среднее или высшее учебное заведение. И очень хотелось бы, чтобы таких классов было больше по стране.

Конечно, необходимо перепрофилировать многие ПТУ в агротехникумы. Сейчас эти учебные заведения выпускают юристов, и иных специалистов, которые не являются востребованными на селе. И это тоже большая работа. И все с практикой на предприятиях. И конечно же, тружеников агропредприятий надо обеспечивать жильем. И его надо строить для них - достойное, удобное, новое, а не бараки из старого фонда предоставлять. И тут же детские сады новые, ФАПы/больницы, спортивные объекты и пр. Глядишь и расцветет наше село российское пышным и душистым цветом, а на бескрайних просторах от горизонта до горизонта будут колоситься хлеба, лен… И эти районы будут прирастать населением. Надо создать комфортные условия для жизни, обеспечить работой с достойной зарплатой. И проблема нехватки кадров и миграции молодежи из сел исчезнет сама собой.